Про современное голливудское кино часто говорят – «дно пробито», показывая этим, что падать дальше в нравственном плане просто некуда. После выхода «Дедпула», «50 Оттенков Серого» или «Взрывной блондинки» казалось, что это уже самый низ. Но совершенству, как и деградации, предела нет, что с упоением регулярно доказывает западное кино. Фильм «Красный Воробей», вышедший в мировой прокат 28 февраля (в России премьеру перенесли на конец мая) и который по описанию казался просто очередным глупым поклёпом на Россию, умудрился за два часа экранного времени продемонстрировать все худшие тенденции современного кинематографа.
Сюжет
Доминика Егорова – русская балерина, прима Большого театра. У неё на руках – мать-инвалид, а среди других родственников есть лишь дядюшка Ваня из российских спецслужб. Однажды девушка получает серьезную травму, из-за чего лишается карьеры, и её вместе с матерью Большой Театр выставляет из квартиры. Доминика соглашается на предложение дяди – помочь один раз «по работе».
«Работа» выходит не так, как хотелось бы Доминике, её насилуют, насильника убивают представители российских спецслужб, и она оказывается единственным свидетелем. Перед ней стоит выбор: либо умереть как лишнему свидетелю (да, российские спецслужбы пользуются сленгом и понятиями бандитов), либо стать «Красным Воробьем», – пройти обучение в особенном российском подразделении юных разведчиц, использующих свою сексуальность для достижения целей, и вступить в их ряды. После обучения Доминике доверяют важную миссию – соблазнить и выведать информацию у агента ЦРУ про «крота» в российских спецслужбах. ЦРУшник Нейт в свою очередь пытается завербовать «воробья».
Образ России
Американский фильм не был бы американским, если бы Россия не была показана с типичными шаблонами: вечная промозглость, снег, злые и жестокие люди. На сей раз авторы постарались на славу, создавая ассоциативную привязку к образу России всего, что вызывает отвращение или страх.
Известные во всём мире Большой театр и русский балет наделены образами предательства и страдания: сначала парень главной героини вместе с любовницей подставляют Доминику, из-за чего она лишается карьеры. После этого у двух больных женщин (матери и дочери) Большой Театр отнимает жильё. В роскошной московской гостинице происходит изнасилование, и во время оного насильнику перерезают горло.
Отдельного внимания заслуживает персонаж «дяди Вани» (в первом появлении его так и назвали), чьё имя ассоциируется с классикой русской литературы, а внешне стараниями гримёров и актёра – с известным российским разведчиком и дзюдоистом. Неудивительно, что именно этот персонаж окажется сущим злом, и Доминика подпишет ему смертный приговор. Видимо, из-за таких явных отсылок премьеру фильма в России перенесли подальше от даты президентских выборов. Странно, что вообще решили показать: один раз Министерство культуры уже проигнорировало вой либеральной прессы, поднятый после запрета трансляции картины «Смерть Сталина», могли бы и дальше понемногу блокировать такие откровенные антироссийские вбросы.
Сам подбор имени «Доминика» для главной героини тоже, скорее всего, неслучаен, ведь это американское имя, которое совершенно не популярно в России, и изначально не несёт никаких ассоциаций с личностью или персонажем.
Отдельно авторы прошлись по российской государственности и российской медицине. На 18-ой минуте «дядя Ваня» говорит Доминике: «Ты видела наши онкодиспансеры?! Крысы в коридорах, пациенты в собственных экскрементах…». Критика отечественной медицины хотя отчасти и обоснована, но когда она звучит в голливудском сюжете, становится понятно, что авторы фильма явно не о здоровье россиян заботятся, а просто используют горячую тему для создания нужного эмоционального эффекта.
На построение определённого образа работает и визуальная составляющая картины. Все локации в российских зданиях – тёмные длинные помещения, преимущественно серых тонов, окна, завешенные красными тяжелыми шторами, серая же одежда (высокие зимние шапки, вышедшие из моды двадцать лет назад). В американских реалиях – светлые помещения, открытые окна, впускающие солнечный свет, дорогие марки машин. Отношения в российских спецслужбах – угрозы, шантаж, пытки, работа или из страха, или из желания власти. В американских – приятельские отношения, добродушные «приколы», работа за «идею». Если агент ЦРУ проваливает миссию или раскрывается, он просто вызывается «на ковер» к начальству, а после его посылают в другое место. Проколовшегося русского разведчика долго и смачно пытают.
То есть, зрителю дается определенная установка на визуальном уровне: Россия – темно, холодно, серо, грязно, страшно. США, ЦРУ – светло, атмосфера человеческая, дружественная.
Часто затрагивается тема патриотизма в таком контексте, что злые русские давят на патриотические чувства молодых людей, чтобы заставить их сделать что-то аморальное или унизительное. К примеру, «дядя Ваня» уговаривал Доминику отдаться меценату с фразой «Ты пригодишься государству». Такое же давление идёт и дальше, в начале школы обучения Доминика слышит: «Если ты не сможешь послужить государству, я лично выстрелю тебе в голову». Когда Доминика сопротивляется очередному насильнику, на сей раз своему соученику, ей устраивают выговор (42 минута): «Твоя честь стоит того, чтобы лишить Россию ценного кадета?!»
Идея «честь дороже всего» (включая жизнь) веками являлась частью культурного кода России, сохранилась и в классической литературе, и в народных пословицах. Но создателей фильма, которым надо было нарисовать определённый образ России, естественно, это не интересовало.
Оправдание извращений и порнография
Почти двадцать минут экранного времени описывается обучение юного «воробья» в школе разведчиц-гейш. Девушки и парни обучаются стрельбе, взлому, рукопашной, но главное – психологии «потребностей» и сексуальным техникам, что авторы тщательно смакуют в порнографических сценах, которые по этическим соображениям в рецензии описываться не будут.
Задача «воробьев» – понимать, что хочет человек и уметь предоставить ему это. В первую очередь используются именно сексуальные желания. Неоднократно демонстрируют обучение девушек искусству понимания потребностей, что представлено достаточно своеобразно. Например, звучит такой вопрос: «Мужчина разведен, поскольку жена заметила его приставания к её дочери. В дальнейшем он покупает девочек-подростков. Что ему нужно?» Правильным ответом оказалось: «Ему нужен ребёнок, чтобы проявлять заботу». Тем самым, педофилия в фильме оправдывается «благовидной мотивацией». А это уже очередная попытка сдвинуть «Окно Овертона» в этой теме. Кроме того, в фильме рассказывается про однополые отношения и инцест, – как выяснилось, дядюшка Доминики с её детства оказывается «влюбленным» в неё, что супер-разведчица естественно считывает, и в одном эпизоде тоже даёт то, что нужно дяде – поцелуй.
Основной посыл фильма
Весь сюжет строится вокруг предателей в российских спецслужбах, которых русские безуспешно пытаются вычислить, и американцев, которые хотят завербовать «воробья» Доминику. В финале сам «крот» приходит к Доминике и предлагает сделку, – она становится героем, раскрыв его имя, после чего занимает место главного «крота», переходя на службу Америке. Доминика разыгрывает комбинацию, в которой подставляет под удар дядю, оградив от проблем настоящего предателя. Тем самым, хэппи энд в фильме выглядит так: в российских спецслужбах на высоком счету уже два «крота», которые предали Родину по простой причине – Россия настолько ужасное государство, что редкие «хорошие русские» с радостью примкнут к Америке, чтобы побыстрее развалить Россию.
Так и описывается история Доминики, которая в России испытывает только горечь, боль, страдания и не может добиться лечения матери. Естественно, в России никто и никогда не поможет её матери, на этом тоже делается акцент в фильме, не только вышеуказанной цитатой про онкодиспансеры, но и историей генерала Корчного (того самого предателя, которого ищет всё ФСБ). Оказывается, российское посольство отказалось даже вызывать «скорую» в Нью-Йорке, из-за чего его жена скончалась (2 часа 2 минуты):
- Я родился в тюрьме, где нет места людям, я научился обманывать лжецов, сдавать, пока не сдали меня, выживать среди врагов. И мне пришлось решать – умереть в тюрьме, где я был рожден, или сменить сторону, перейдя к неуклюжим американцам, для которых личная свобода превыше всего.
Кроме Доминики, Корчного и матери главной героини (не персонажа, а просто образа – больной матери) «хороших» или не вызывающих ужас и отвращение русских не показано. В балете – все подлецы, разведчики – психи-садисты, меценат – насильник, все женщины – злые проститутки, остатки человеческого в дяде Ване (его привязанность к племяннице) поясняется неродственным влечением.
Когда Нейт перевербовывает Доминику, сомневающаяся девушка спрашивает:
- Быть вашим шпионом отличается от работы на них?
- Да, я не заставлю тебя делать то же, что они. Оно того не стоит.
Наркотики: Все герои в России постоянно курят. Кроме этого, естественно, ими потребляется огромное количество спиртного, показанного как неотъемлемая часть жизни.
Секс: Весь сюжет крутится вокруг темы проституции, тайных извращенных пристрастий людей, которые надо удовлетворять. Множество сцен порнографического характера и изнасилований.
Насилие: В фильме присутствует множество сцен физического насилия и садизма, показанных крупным планом.
Мораль: Фильм «Красный Воробей» представляет собой классический образец русофобской пропаганды и, по сути, является ядовитым, злым поклёпом на Россию саму по себе, на её людей и государственность. А благодаря тому, что через сюжет красной линией проходит тематика пошлости, похоти, извращений и насилия, то картина ещё и работает на продвижение «Окна Овертона» в деле популяризации всевозможных пороков.
Следующая запись: Разруха в головах: Как не стать «куклой»? Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет ...
Лучшие публикации