О «рабочих лошадках» люфтваффе или о настоящих противниках!
1 июня 1939 года совершил первый взлет истребитель фирмы "Фокке-Вульф" - FW-190. Наши Як, ЛаГГии МиГи были ещё на бумаге или вообще в задумках, а он уже полетел. Строиться и эксплуатироваться он начал в 1941 году, когда наши новые машины уже воевали. Построено их было около 20 тысяч машин, и кем он только не был, и истребителем, высотным перехватчиком, штурмовиком, бомбардировщиком, ночным истребителем…
Конструкторское бюро (КБ) «Фокке-Вульф Флюгцойгбау АГ», возглавляемое профессором Куртом Танком начло работу над самолётом в 1937 году. Были проекты с двигателями водяного и воздушного охлаждения, именно последний проект привлёк внимание. Одной из причин интереса был вызван тем, что немецкая промышленность не могла обеспечить достаточным количеством двигателей жидкостного охлаждения строящиеся мессершмиты, юнкерсы, хейнкели.
Итак, первый прототип, FW-190V1 под гражданским номером D-OPZE, оснащённый двигателем BMW 139, поднялся в воздух 1 июня 1939 года. Он сразу продемонстрировал свои исключительные лётные характеристики, отличную устойчивость и управляемость, хороший обзор и высокую скорость, так уже в первом полёте была достигнута скорость около 610 км/ч. Широко расположенное шасси упростило взлёт и посадку, по сравнению с другим «немцем». Позже начали проявляться и недостатки:
• высокая скорость сваливания (около 200 км/ч) вызванная высокой весовой нагрузкой на крыло;
• переднее расположение кабины, сразу за двигателем, дало прекрасный обзор, но т вылилось в очень высокую температуру в ней, достигавшую +55 градусов по Цельсию. Лётчик-испытатель Ганс Зандер однажды сказал, что летать в такой кабине «всё равно, что сидеть двумя ногами в камине».
• Проявилась недостаточная герметизация кабины, из-за чего в неё попадали выхлопные газы, создавая «газовую камеру» для пилота.
Кончилось это заменой двигателя и перепроектированием самолёта. Кабина сместилась назад, обзорность ухудшилась, но климат в ней улучшился. Но новый двигатель перегревался, так был официально зарегистрирован случай детонации боекомплекта пушек и эту проблему решили только в 1942 году на FW-190А-2. Тогда начал устанавливаться устанавливался модернизированный двигатель BMW 801 C-2 и применена схема охлаждения рекомендованная строевым инженером Рольфом Шрёдтером. Кстати, самолёт был оснащён и прообразом бортового компьютера — неким управляющим устройством которое регулировало шаг винта, поддерживало состава топливовоздушной смеси, форсирование двигателя и выдерживание заданных оборотов на валу. Вообще, на самолёте было много электромеханических систем, например: электромеханические закрылки, триммеры, системы управления и перезарядки оружия. Предполагалось, что электромеханическое оборудование обладает большей живучестью по сравнению с гидравлическим.
Войсковые испытания самолёт проходил на Западном фронте, а на восточном фронте он появился только в сентябре 1942 года. В целом, опыт применения FW-190 на Восточном фронте показал, что особых преимуществ немецким пилотам его появление не дало — он уступал основным советским истребителям в манёвренном воздушном бою. Например, «лавочкин» во время виража со своими 19 секундами выигрывал у «фоки» целых три секунды, Яки, выигрывали ещё больше. Однако, «фока» мог легко выйти из боя, за счет большой скорости пикирования, этой сравнительно тяжёлой машины (почти 4 тонны), а вот мощное вооружение (например, 2 крупнокалиберных пулемёта и 4-ре 20 мм пушки) обеспечивало высокую вероятность поражения противника с первой атаки. Интересно, но есть упоминания, что «фокер» на пикировании разгонялся до 1045 км/ч и на пикировании с ним могли поспорить только «Мустанг» и «Тандерболт». Тем не менее, к окончанию войны самолёт добавив максимальной скорости, но потяжелев почти до 5 тонн, практически потерял возможность вести манёвренный воздушный бой, хотя и оставался грозной боевой машиной, вследствие изменения тактики применения этих самолётов. Кстати, ещё о грозе, на последних модификациях вес минутного залпа из пушек «фокера» достиг 600 килограмм в минуту, для сравнения, у нашего Ла-5 он составлял всего 150 кг/мин и по этому показателю FW-190 был самым мощным одномоторным истребителем мира.
После войны некоторые самолёты этого типа продолжили службу в других странах.
Следующая запись: Поздравим коллег по океанам, по Северному океану, с Днём образования Северного Флота России. 1 июня ...
Лучшие публикации