Кобра, это не только разновидность змей и женщин, это ещё и фигура…
Фигура Высшего пилотажа самолёта или «Кобра Пугачёва», в честь пилота впервые её продемонстрировавшую.
Дело было так… В Ле-Бурже стояла весна и проходил авиасалон, на котором 28 апреля 1989 году лётчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачёв СССР на советском новом боевом самолёте продемонстрировал очень необычную фигуру высшего пилотажа. Потом она получила имя «Кобра Пугачёва», а тогда зрители были просто в шоке.
Ради исторической правды следует сказать, что впервые эту фигуру выполнил в испытательном полёте на Су-27 лётчик-испытатель СССР Игорь Волк. Он же является и одним из её разработчиков. Откуда всё это «вылезло», но сначала чуть-чуть теории. Итоговый, серийный Су-27 для повышения весовой отдачи и маневренных свойств был сделан так называемым «неустойчивым», иначе, после воздействия от внешней среды или пилота, самолет не способен самостоятельно вернуться в первоначальное устойчивое состояния полёта. Факт – человек на таком самолёте летать физически не может, самолёт с его «помощью» входит в раскачку до полного своего разрушения. Реальностью является то, что на разных режимах полёта степень «неустойчивости» различна. Выбор богат - от полностью устойчивого, до полностью неустойчивого состояния. Для обеспечения управляемости созданы системы автоматического управления, которые придают самолёту искусственную «устойчивость» и позволяют им «управлять». А теперь, к историческому факту: в одном из испытательных полётов, самолет вышел на большие углы атаки и электродистанционная система управления самолёта дала сбой. Пытаясь спасти машину, лётчик-испытатель Волк отключил автоматику управления рулями и к удивлению обнаружил, что Су-27 не сваливается в штопор и возвращается к горизонтальному полету. Это потом уже были тысячи часов исследований в аэродинамических трубах, математических расчётах и испытательных полётах, до Ле-Бурже.
Теперь о практике. При выполнении «кобры» самолёт резко задирает нос, вплоть до запрокидывания назад, но при этом сохраняет прежнее направление полёта. Таким образом, самолёт выходит на углы атаки больше 90 градусов: для Су-27 — 110°, для Су-37 — до 180° (то есть Су-37 может летать хвостом вперёд). Затем самолёт возвращается в нормальный режим полёта практически без потери высоты, но с потерей скорости полёты примерно в 2 раза. Технически манёвр выполняется путём отключения продольной устойчивости (альфа-канал электродистанционной системы управления — ЭДСУ) и взятием ручки на себя. При достижении определенного угла канал ЭДСУ включается.
На сегодняшний день такой манёвр могут совершать разные самолёты, как отечественные, так и некоторые иностранные, но пальма первенства по «крутизне» принадлежит семейству «Су», более того, на новых модификациях эта фигура стала обычным и автоматизированным манёвром. Считается, что такой манёвр полезен в бою, позволяет сорвать «захват» самолёта как цель, противником. Теперь последнее, но главное: освоение этого манёвра открыло дорогу новым манёврам основой которых сдало динамическое управление летательным аппаратом во всех трёх плоскостях на закритических углах атаки. Но об этом в другой раз.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Доброго времени всем! Теплом повеяло. Проверим откуда веет или присмотримся и ответим... Что за ...
Лучшие публикации