Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Польская «Искра»

Речь пойдет о PZL TS-11 Iskra, польском двухместном реактивном учебно-тренировочном самолёте.

История его создания такова… В 1959 году был объявлен конкурс на разработку единого реактивного учебно-тренировочного самолёта стран Варшавского Договора. Новое поколение реактивной авиации сильно оторвалось от поршневых Як-18, на которых ещё шло обучение. Процедура подготовки боевого лётчика получалась многоступенчатой, сложной и не эффективной, например: Як-18, Як-11, МиГ-15УТИ, МиГ-21. Как следствие этого, появился заказ на реактивную «учебную парту». Решение на разработку единого УТС было вызвано, ещё и политическим желанием консолидировать молодые социалистические страны, которые состояли в Совете Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. Многие КБ начали работы в этом направлении ещё в 1957 году и уже к 1959 могли уже что-то показать, например чехословацкий самолет уже летал. Конкурс был проведён в 1961 году, на подмосковном аэродроме Монино и в нём участвовали:
- от СССР, КБ А.С. Яковлева с Як-30 (первый полёт 20 мая 1960 года);
- от Чехословакии L-29 «Дельфин» (первый полёт 5 апреля 1959 года);
- от Польши ТС-11 «Искра» (первый полёт 5 февраля 1960 года).
Конкурс выиграл самый молодой самолёт, Як-30. Он явно был перспективней и совершенней. Например, при примерно равной тяге двигателей (900, 840, 981) кг, Як-30 имел взлётный вес, меньше чем его конкуренты весили пустыми (взлетный 2400 кг, пустой 2384 кг, пустой 2560 кг), имел хорошие скоростные и высотные данные. Но к серийному выпуску приняли всё же самый старый, L-29 Delfin. На этом судьба Як-30 оборвалась, но у польской «Искры» она всё же продолжилась. Надо отметить, что на территории Польши УТС был TS-11, L-29 туда не поставлялись.

Итак, вернёмся к истории «Искры».
PZL TS-11 был первым реактивным самолётом, разработанным в Польше. Главным конструктором был Тадеуш Солтык — отсюда и обозначение TS. Работа по разработке данного самолёта началась в 1957 году, первый прототип поднял в воздух 5 февраля 1960 года летчик-испытатель А.Абрамович (нет, не тот…). Следующие два прототипа, в марте и июле 1961 г. Много было произведено исследований в аэродинамических трубах ЦАГИ. Под самолёт проектировали и свой двигатель SO-1, но начал он летать с английским "Вайпером" тягой всего 780 кг, потом с польским НО-10.
Самолёт достаточно долго испытывался и испытатели пришли к выводу, что "Искра" отлично подходит на роль учебного самолёта, прежде всего, благодаря легкому пилотированию, прощающему ошибки летчика, хотя летчики испытатели НИИ ВВС СССР пришли к общему мнению, что машина больше "тяготела" к истребителю, чем к УТС. Например, самолёт выдерживал 8 кратную перегрузку и стандартно вооружался встроенной пушкой НС-23КМ калибра 23 мм с запасом до 80 снарядов. Разные эксперты ещё отмечали, что самолет отличается легким наземным обслуживанием, удобным доступом к агрегатам и оборудованию.

11 ноября 1963-го первая серийная "Искра" поднялась в небо. ТS-11 «Искра», выпускалась серийно с 1963 года по 1987 год. В начале 1964 года закончилась разработка двигателя SO-1, на серийных машинах они появились в 1966 году. Всего было построено 424 самолёта, из них 76 самолётов было экспортировано в Индию. В Польше самолет применялся как учебный и как боевой. В 80-х годах на смену Искре должен был прийти турбовинтовой PZL-130TB "Орлик", но это уже другая история.
Рейтинг записи:
5,5 - 27 отзывов
Нравится27
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх