Атакующий сокол и его история.
F-16 «Файтинг Фалкон», многофункциональным лёгкий истребителем четвёртого поколения, разработанный компанией General Dynamics. Факты, упрямая вещь! Это на редкость удачный самолёт во всей мировой истории авиации.
Благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, Fighting Falcon является самым массовым истребителем четвёртого поколения и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении почти трёх десятков стран.
А история его рождения интересна.
Вьетнамская война многому научила американских конструкторов. Тяжёлому и универсальному F-4 тяжко было тягаться с лёгкими МиГ-19 и МиГ-21. Удивительно хорошо проявил себя лёгкий F-5. В результате родилась концепция истребителей 4 поколения с разделением боевых задач для тяжёлого и лёгкого истребителя. Тяжёлым и естественно дорогим стал F-15 «Игл», а в конкурсе лёгкого истребителя победила компания General Dynamics со своим YF-16.
Первый запланированный полёт самолёт сделал 2 февраля 1974 года (YF-16, № 72-01567), хотя он так хотел летать, что неофициально впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года. Тогда, во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден оторвать машину от полосы, чтобы избежать аварийной ситуации.
Самолёт для своего времени был оригинальным и смелым, более того, он «удался». Интегральная схема, отличающая плавным сочленением крыла и фюзеляжа, наличие корневых наплывов, само крыло имеет мощную механизацию, состоящую из отклоняемых «носков» и флаперонов (элероны-закрылки). Электродистанционная система управления самолётом также была новинкой и она имела 4-кратное резервирование. Традиционная ручка управления самолётом превратилась в боковой «джойстик», установленный на подлокотнике и имеющий очень малые перемещения.
Был учтён боевой опыт Вьетнама. Самолет весьма маневренный с допустимой перегрузкой в 9 единиц. Имеет на борту скоростную пушку с боезапасом 511 снарядов и 9 узлов подвески средств поражения или оборудования. В конструкции широко применяется «взаимозаменяемость» элементов и узлов, используется принцип модульности, а также уделено большое внимание обеспечению простоты обслуживания и ремонтопригодности. Явно проявилась тенденция к обеспечению унификации оборудования и узлов с другими типами самолётов, так в частности двухконтурный двигатель Pratt & Whitney F100 не только обеспечивал хорошие лётные данные F-16, но и F-15. Последняя модификация двигателя F100-PW-229 при тех же геометрических параметрах имеет большую тягу почти на 23 процента, а межремонтный ресурс доведен до 10 лет и 6000 часов наработки. В настоящее время на части самолётов устанавливается двигатель F110-GE-400 производства General Electric, этот же двигатель может эксплуатироваться на F-14 и F-15.
Самолет получился достаточно легкий, так вес пустого самолёта около 9000 кг. Нормальная взлетная масса менее 13 тонн, а максимальная взлетная масса почти достигает 22 тонн.
В результате, самолёт выпускается серийно с 1975 года по настоящее время. Выпущено более 4600 самолётов различных модификаций из них только 2231 штук было закуплено военным ведомством США! Есть планы по дальнейшей модернизации самолёта и его оборудования. Состоит на вооружении более чем 25 стран, и это сегодня самый распространённый боевой самолёт в мире. Самолет участвовал во множестве военных конфликтов, в том числе приходилось ему встречаться и с «родными братьями». Самолёт не может похвастаться своей безаварийностью, так по состоянию на июнь 2016 года было зарегистрировано более 650 инцидентов, приведших к потере самолёта. В своё время самолёт был недешёвым, для налогоплательщиков, но и не очень дорогим, всего- $4,5 млн. (1975 год), современный F-16D Block 52 стоит немного больше – $34 млн., но всё же сегодня он является самым «дешевым» боевым самолётом. В плане стоимости с ним может поспорить только однодвигательный JAS 39.
Следующая запись: Доброго времени всем! Февраль начался, а мы ещё в загадки не играли... Присмотримся и ответим... Что ...
Лучшие публикации