Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Бизон Мясищева...

М-4 или самолёт «25»; изделие «103», а по коду НАТО: «Bison» (Бизон) это советский реактивный стратегический бомбардировщик 50-х годов 20 века.

В 1946 году КБ В. М. Мясищева было расформировано с мотивировкой — по экономическим соображениям. Справедливо или нет? В годы войны КБ Туполева дало Ту-2, КБ Ильюшина – Ил-4, Ил-2, Ил-8, Ил-10, а КБ Мясищева не смогло довести до серии перспективный проект 1938 года – ДВБ-102. Тем не менее, никого не посадили, а самого В. М. Мясищева отправили в МАИ, учить новое поколение авиационных инженеров и конструкторов. Но ему там было тесно, и он рвался в «Авиапром». В течение полутора-двух лет (1948—1950 годы) В. М. Мясищев и авиационный инженер Г. Н. Назаров ввели в практику научно-исследовательских работ инженерного состава кафедры самолётостроения, аспирантов и студентов МАИ тему «СДБ» (Стратегический дальний бомбардировщик). В начале 1950 года доклады В. М. Мясищева и Г. Н. Назарова, по результатам исследований стратегического самолёта были заслушаны на заседании научно-технического совета ЦАГИ и в целом одобрены.

Интересен «исторический» факт некой беседы. Сталин вызвал к себе А. Н. Туполева, а авторитет в Кремле этого бывшего заключённого был очень высок, и задал ему вопрос о возможности создания в кратчайшие сроки межконтинентального реактивного бомбардировщика. Туполев ответил, что с существующими двигателями (ТРД) это невозможно. Сталин выдержал паузу, подошёл к столу, приоткрыл лежащую на нём папку, перелистал несколько страниц и произнес: «Странно. А вот другой наш конструктор докладывает, что это возможно, и берется решить задачу». В итоге И. В. Сталин, принял решение, привлечь к созданию самолёта-стратега, не только ОКБ Туполева, но и конкурирующую инициативную группу В. М. Мясищева в МАИ. Было разработано тактико-техническое задание на проектирование бомбардировщика. На совещании в Кремле Туполев, ознакомившись с ТТЗ, категорично заявил об отказе строить такой самолёт, информацию о В-52 назвал «блефом из-за океана». В результате волевым решением И. В. Сталина, разработанное ВВС ТТЗ на разработку проекта межконтинентального реактивного бомбардировщика было утверждено и выдано одновременно ОКБ А. Н. Туполева и группе В. М. Мясищева, а 24 марта 1951 года было подписано постановление правительства о воссоздании ОКБ В. М. Мясищева.

Свой первый десятиминутный полёт М-4 совершил 20 января 1953 года — примерно спустя два месяца после первого полёта Ту-95. Первый опытный самолёт М-4 с двигателем АМ-3 имел дальность полёта 9050 км на скорости 800 км/час, что значительно было меньше 13000 км по проекту. Увы, аэродинамическое качество 3М в К=17,45 хоть и было выше 17-ти Ту-95, но не достигало 21,5 американца В-52, а экономичность турбореактивных двигателей АМ-3, лучших того времени, была примерно в полтора раза ниже современных.

Но М-4 всё же выпускался серийно, но это было скорее политическое решение, что тут скрывать «М4» смотрелся внушительно, вот и стал «Бизоном». На вооружение самолёт поступил немного раньше американского В-52. Всего было построено 32 самолёта, это меньше 212 самолётов Ту-95 и 744 В-52. Но это известно сейчас, а тогда вероятный противник пытался их посчитать, и у него получались страшные цифры, и огромные темпы производства, более 200 машин! Операция по дезинформации противника с перекраской бортовых номеров была весьма удачной. Отметим, что Ту-95 или «Медведь» зародил самолёты – Ту-142, Ту-126 и не менее знаменитый пассажирский Ту-114. М-4 потомства не оставил. Увы, эти самолёты Мясищева знамениты высокой аварийностью. За время эксплуатации «утрачено» 17 машин, и, как правило, вместе с экипажем, а перечитывать отчеты по катастрофам, очень не советую!

Отход от первоначальной компоновочной схемы, горячие доказывания и заверения в высоких кабинетах, погоня за «идеалом» и выбор в М4 текущей компоновочной схемы сыграли с самолётом плохую шутку. Воплощённое «велосипедное» шасси делало необыкновенно трудным взлёт и посадку самолёта, а также невозможной модернизацию бомбоотсеков под новые «средства поражения». Не случайно, например заряд «царь-бомбы» был сброшен с Ту-95, его просто невозможно было разместить на М-4. Сложная система «вздыбливания» передней стойки не радовала летный и технический состав, и сама схема шасси требовала длинных и широких взлётных полос, что уже не радовало аэродромщиков. Конечно, позже появились более экономичные и мощные двухконтурные двигатели, но модернизировать самолёт не стали. До отставки самолёт дослуживал в качестве топливозаправщика, и последние самолёты сняты с эксплуатации в 1993 году.

PS. Его ровесник Ту-95, имеющий много своих изъянов и неудобств, пройдя серию модернизаций, продолжает сегодня летать. Ему замены нет, и пока не предвидится, а значит, планируется его служба до 2040 года, а осталось их около 60 штук. Зарубежный соперник В-52 тоже собирается служить до 2040 года или до 83 летнего возраста.
Рейтинг записи:
6,0 - 80 отзывов
Нравится72
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Роман Роман
Комментарий скрыт
Андрей Андрей
А сколько разработок Мясищева отдали Туполеву....
Дмитрий Дмитрий
Андрей, сколько разработок Мясищева отдали Туполеву? Особенно учитывая, что Мясищев ученик Туполева, а начинал работать в бригаде Петлякова...
Андрей Андрей
Дмитрий, ну если ты не в курсе, так что впустую по клаве стучать?!
"Плох тот ученик что не превзойдёт своего учителя!"
Янычар Янычар
Комментарий скрыт
Дмитрий Дмитрий
Андрей, он не превзошел Туполева, ему очень далеко до него было! Остался фантазёром неудачных машин. Хотя и Туполев был силен только своей командой конструкторов, которые под его пятой ходили.
Андрей Андрей
Мясищев намного опередил своё время, М-50 ему не дали доделать, Т 100 Сотка) разработал и начал строить тоже Мясищев, только отняли и отдали все наработки Туполеву! А Туполев на этой базе построил Ту 144.
Дмитрий Дмитрий
Андрей, почитай отчеты по испытаниям М-50. Увы, я тоже так в детстве думал. А Т-4 (100) Сухого был реально сильный аппарат, но Мясищев тут абсолютно не причем, хотя в 1960—1967 годах он возглавлял ЦАГИ, через него проходили многие перспективные разработки, потом пенсия.... А идею, схему Ту-144 Туполев заимствовал у Бартини, только сделал её земной, не такой фантастической.
Наверх