На грани…
Время от времени кто-то поднимает шум…. Самолёты сблизились, самолеты приблизились…
А теперь как было дело 30 лет назад, в воскресение 13 сентября 1987 года, в начале 11 утра! Оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО с аэродрома Килп-Явр (941 ИАП) был поднят дежурный Су-27 (бортовой №36, лётчик старший. лейтенант Василий Цымбал). Нарушителем "покоя" явился самолет-разведчик норвежских ВВС P-3В «Орион» (333 эскадрильи ВВС Норвегии) который производил разведывательный полёт в нейтральных водах Баренцева моря. В общем, всё проходило как обычный "дежурный" вылет, так как "Орионы" караулили наших подводников почти каждый день. Но были и особенности. "Орион" "петлял" вдоль границы, и главное - осуществлял постановку гидроакустических буёв, а в этом районе выполняли свои задачи советские подводники и такой полет мог продолжаться 10-12 часов. Василию явно не хотелось болтаться вместе «Орионом» и он стал «развлекать» экипаж разведчика высшим пилотажем и спутными струями своих двигателей. Немного «отойдя» Василий пристроился к разведчику довольно близко и занялся разглядыванием противника. Норвежцы, видно не выдержав столь пристального взгляда, допустили задевание винтом четвертого двигателя радиопрозрачного обтекателя левого киля Су-27. Обтекатель оказался прочным, а воздушный винт не очень. Воздушный винт развалился, и его обломки побили крыло, фюзеляж…. Говорят, что было даже смертельно ранены два члена экипажа. Лишившись одного двигателя «Орион» резво начал уходить к себе на базу. Василий, наверно на радостях, что можно и самому возвращаться решил немного лишнего керосина слить, и почему-то попал на кабину и фюзеляж «Ориона». В итоге вернулся Василий на базу. Настроение будничное, ничего не произошло, кроме того что не посмотрел по телевизору "Утренняя почта" и ничего не доложил отцам-командирам.
Зря не доложил. А вот норвежцы, видно изрядно трухнув и желая закатить международный скандал, подняли дипломатический шум. Мало того, к своим воплям они приложили фотографии. В общем уже к вечеру раскаты грома докатились до полка и до старшего лейтенанта. Увы, орден Василий не получил и был переведен в другую часть, говорят на юг. А вот СССР пришлось извиниться за «опасные и непрофессиональные» действий своего летчика. Но всё же, после 13 сентября наши заполярные воздушные границы стали намного спокойней и разведчики намного менее любопытными. Так один летчик сделал то, что не удавалось десяткам дипломатов и маршалов. А ещё, инцидент ускорил подписание международного соглашения о предотвращении опасной военной деятельности.
Ну а сегодня…. В этом году официально известно только один факт перехвата нашим МиГ-31 разведчика P-3В «Орион», это было 6 июня 2017 года. Похоже, и через 30 лет помнят!
Следующая запись: Доброго времени всем! Что, лету конец, совсем конец? Присмотримся и ответим... Что за самолётик?
Лучшие публикации