Доброго времени всем!
Вот вопросик - что за самолётик?
А пока послушаем свист турбин!
70 лет назад, в 1947 году, успешно прошел государственные испытания первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1, конструкции Архипа Михайловича Люльки. Достигнут ресурс двигателя – 20 часов!
Какой он был? Осевой восьмиступенчатый компрессор обеспечивал степень повышения давления 3,16. Перед турбиной температура газа не превышала 1050 К, что позволило исключить применение внутреннего охлаждения лопаток. Двигатель развивал тягу 1360 кгс при удельном расходе топлива 1,32 кг/кгс*ч. ТР-1 обладал большей тягой, и меньшим расходом топлива, чем РД-10 и РД-20, (копии немецких ТРД), но был очень ненадёжен. Тем не менее, ТР-1 увидел небо на самолётах КБ Сухого, на опытном Су-11. Примечательно – почти все дальнейшие успехи КБ Сухого связаны с двигателями, созданными в КБ Люльки.
Всё познаётся в сравнении.
Прошли года и под руководством А. М. Люльки в НПО «Сатурн» в 70-х годах был создан двухконтурный ТРД. Он имел осевой компрессор с 13 ступенями и степенью сжатия 23, температуру перед турбиной 1665 градусов по Кельвину, бесфорсажную тягу 7670 кг при расходе 0,75 кг/кгс*ч. Без преувеличения можно сказать – это двигатель стал легендой и в значительной мере благодаря ему, самолёт на который его поставили стал легендой. Двигатель был назван АЛ-31Ф, а самолёт - Су-27.
Уже тогда был более перспективен ВК-1 - он открывал путь в реактивную авиацию второго поколения.
Только не надо говорить что су-11 сделан на базе Су-9, а Су-9 на базе Ме-262. Ну просто очень разные самолёты.
Следующая запись: Блин... нет, нет... не про масленицу! Хотя сегодня последний день масленичной недели. У меня ПЕРВАЯ ...
Лучшие публикации