«Грачи прилетели».
Для многих участвовавших в военных конфликтах эта фраза имела спасательный или ужасающий смысл.
Фронтовой штурмовик-бомбардировщик Су-25 получил своё прозвище «Грач» во время Афганской войны (1979—1989).
Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П. О. Сухого в начале 70-х годов в инициативном порядке, когда на опыте учений, а также боевых действий США во Вьетнаме, стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче её функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся фронтовик, командир танка Т-34, блестящий учёный и авиаконструктор Олег Сергеевич Самойлович (1926—1999). Автору пришлось общаться с этим удивительным человеком, он курировал его дипломный проект. Было много разных разговоров и на разные темы, но разговор о Су-25 всегда носил особый характер, практически всегда открывал что-то новое об этом проекте, затрагивал то, что было заложено в самолёт, но так и не было реализовано в серии. С большим сожалением он говорил о том, что в 1985 году пришлось уйти из ОКБ П. О. Сухого, в котором проработал не один десяток лет.
Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. В 1978 году он дошёл до государственных испытаний, но так и не пройдя их в качестве эксперимента 4 самолета весной 1980 года были направлены в Афганистан. Блестящие отзывы военных позволили завершить государственные испытания и начать серийное производство в этом же году. В 1981 году в Афганистане действовала уже эскадрилья (12 самолётов) Су-25.
Всего на 2016 год произведено около 1 320 Су-25 различных модификаций.
Су-25 пришлось принимать участие в различных военных конфликтах. На сегодняшний день они продолжат службу в ВВС России как минимум до 2020 года. В октябре 2009 года Министерство обороны Российской Федерации объявило о возобновлении закупок штурмовиков этого типа.
Су-25 состоит на вооружении 24 страны (2016 год)
Особенностью является размещение двигателей Су-25 по обеим сторонам фюзеляжа в специальных мотогондолах в месте сопряжения крыла с фюзеляжем. Двигатели являются бесфорсажной версией двигателя Р-13 (самолёты МиГ-21, Як-28,..) и его последователей (Р-95, Р-195). Увы, двигатели являлись чистыми ТРД, так как приемлемых двухконтурных на начало 70 годов просто не было и приходилось считаться со сравнительно высоким расходом топлива.
Разрабатывался в конце 80-х годов модификация Су-39 (Су-25ТМ, заводское — Т8ТМ) которая являлась всепогодной и позволяющая действовать в любое время суток. Предусматривался возможность полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности. Первый полет опытный самолет Т8ТМ-1 совершил 4 февраля 1991 года. Серийно Су-39 никогда не выпускался.
Существовала гражданская версия самолёта – Су-28. Этим двухместным самолётом планировались оснащаться летные училища и аэродромы ДОСААФ.
Однотипным самолётом в армии США является самолёт A-10 Thunderbolt II. Первый Thunderbolt поднялся в воздух 15 февраля 1972 году, а первый серийный штурмовки А-10 поднялся в воздух уже в октябре 1975 года. Хотя если быть объективным – эти «птички» разных весовых категорий.
Следующая запись: "Ишак" или всё же "муха"? Нет, просто самолёт для асов! Легендарный И-16. Первый ...
Лучшие публикации