Усыпальница Радзивиллов (1616)
Костёл Божьего Тела
г.Несвиж
Семейная усыпальница Радзивиллов находится в крипте костела Божьего Тела, стала третьей по величине семейной усыпальницей в Европе. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка. Год его смерти запомнить легко — великий Радзивилл умер в один год с Шекспиром — в 1616-м. Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключительно Радзивиллы; во-вторых, хоронить надлежало в простом одеянии и без богатств — чтобы через века ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы. Сиротка и вправду почил в своем плаще пилигрима — символе знакового путешествия по Святой Земле. Гроб князя несли от замка к костелу нищие со всей округи. А вот второе правило нарушил... сам же Сиротка! Дело в том, что следующим человеком, почившим в крипте, стал... верный слуга Сиротки, сопровождавший его во всех путешествиях...
С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище большинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гроба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла — князя Антония, жившего в Лондоне, — была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответствии с его завещанием. Однако сведения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчитала 78 саркофагов: в польской монографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофагов было якобы 90; еще раньше называлось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще — точных сведений нет. Согласно одной из версий, часть саркофагов исчезла во время войны.
Согласно другой, романтической, во время очередной угрозы усыпальнице под ней был сооружен еще один этаж, где и была замурована часть гробов. И сегодня туристы, исследователи и историки, оказавшись в усыпальнице, все с одинаковым азартом топают ногами в надежде обнаружить гулкую пустоту под полом, которую порой якобы даже ощущают...
Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого — конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерзла, скрючившись на пенечке — в таком виде княжну и похоронили. Впрочем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена... 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл. А «горбатость» саркофага получила абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага находился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил... вазу с железным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось — прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы.
Другая легенда касается загадочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Легенда повествует, что там были захоронены останки Радзивилла, которого задрал на охоте медведь. В действительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл — таково было распоряжение мужа после ее смерти...
Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, стоит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные времена. Это, как и многое другое, связанное с Радзивиллами, также окутано мифами и легендами. Согласно самой вероятной версии, рецепты мумификации Сиротка привез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаменитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев... кости тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают... намазанные три тысячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела — мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя — считалось, что мумия может принести судну гибель. Поэтому каждое тело разделили на трети и запаковали в отдельные ящики.
Уже когда мумии были на корабле, и судно ждало попутного ветра, поднялся шторм. Матросы стали паниковать: все погибнем! Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказал выбросить все ящики в море. В результате князь не довез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.
Этой идеей заинтересовались в 1953 году и коммунисты: когда умер Сталин, возник вопрос, как сохранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась специальная комиссия из Москвы, возглавил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приезда комиссии была гениально законспирирована: якобы поступили жалобы и просьбы от местных жителей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения...
В 1971 году, когда уже давно был развенчан культ Сталина, и о подобных вещах можно было осторожно говорить вслух, материалы экспедиции в Несвиж были опубликованы в прессе. Однако даже дата ее приезда была сознательно искажена: чтобы исследование не связывали со смертью тирана, дата была обозначена как 1951 год.
Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подробнее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб — Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима — как значилось в завещании. Однако картина открылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле — белая шелковая рубаха, на ногах — белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти — знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани...
Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими веществами — не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани высыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.
Позже, в XIX веке, метод бальзамирования изменился и стал более похож на консервацию: тело покойного без особой обработки просто запаивали в цинковом гробу, и оно продолжало разлагаться до определенного момента, пока газы не создавали предельного давления, при котором процесс распада останавливался. Поэтому даже много лет*спустя через вмонтированное в крышку толстенное корабельное стекло можно было увидеть лицо покойника. Тогда же, в 1953 году, ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов — у них уже был печальный опыт, когда при вскрытии гроба с композитором Николаем Рубинштейном, привезенным из Парижа, тело рассыпалось буквально на глазах...
В результате комиссия пришла к выводу, что никакого сверхъестественного секрета не существует — врачи опирались на опыт и знания, вполне доступные в то время.
Следующая запись: Костел Божьего Тела (1589-1593 гг.)
Лучшие публикации