РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ
*****
… Русская чайная традиция — понятие чёткое и конкретное, если, конечно, смотреть на него исторически, а не из (пост)советских кухонек.
Главными характерными чертами русского чаепития являются:
— Кяхтинский чай как особая группа сортов чёрного (красного) китайского чая, употреблявшаяся в исторической России на протяжении двухсот лет и отличавшаяся от сортов, востребованных в других странах.
— Использование самовара как уникального русского изобретения, наряду с заварочным чайником и прочими приметами милой старины (одно без другого не существовало, на самом деле).
— Своеобразный чайный стол, состоявший не только из хлебенного и сластей, но и включавший в себя сытные закуски. Некоторые особенности русского чайного стола уникальны.
Cамовар давно перестал быть необходимым в быту и массовым предметом, связанные с ним традиции чаепития тоже в большинстве своём остались в прошлом. А вот китайский чёрный чай, как и все составляющие нашего чайного стола, никуда не делись. Так давайте же протрём пенсне, господа, и присмотримся к русской чайной традиции.
I
РУССКИЙ ЧАЙНЫЙ СТОЛ
Самовар — заметная фигура русской культуры. Он присутствует повсеместно, от сказок и лубка до салонной живописи и большой литературы. Настало время поговорить о его окружении.
Самый вкусный в Европе чай пили не в Англии — в России. Его ввозили верблюжьими караванами напрямую из Китая через Кяхту, и качество чая не страдало от длительных морских перевозок. «Кяхтинским» называли лучшие сорта китайского чёрного чая (в европейской классификации; в китайской — красного): с нежным, тонким букетом. «Кантонский» чай, доставлявшийся морем в Англию, Америку и другие страны, обладал более грубым и резким вкусом. «Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России», — утверждал Александр Дюма-отец.
Разницу между чаепитиями в русском и английском вкусе подметил ещё Николай Карамзин. В «Письмах русского путешественника» (1791–1792) он описывал «чай по-английски» как «крепкий и густой». О том же полвека спустя писал Иван Гончаров во «Фрегат „Паллада“» (1855–1858): «англичане употребляли чаи грубых сортов, которые к тому же не заваривали, а варили, «как капусту». Итоговый напиток напоминал по цвету кофе — был «чёрен, густ, щипал язык».
«Мы называем „хорошим“ нежные, душистые цветочные чаи, — пояснял Гончаров. — Не для всякого носа и языка доступен аромат и букет этого чая: он слишком тонок. Эти чаи называются здесь [в Китае] Пекое (Pekoe flower). Англичане хорошим чаем, да просто чаем (у них он один) называют особый сорт грубого, чёрного, или смесь его с зелёным, смесь очень наркотическую, которая даёт себя чувствовать потребителю, язвит язык и нёбо во рту, как почти всё, что англичане едят и пьют». Чайными цветками в русской терминологии называли чайные почки (типсы) — нераскрывшиеся листочки, самый ценный компонент чая.
II
Сейчас, когда английские чайные марки и «высокий чай» считаются признаком тонкого вкуса, столь резкие высказывания читаются с удивлением. Однако обратите внимание на цвет чайного настоя на картинах с русским чаепитием: он никогда не бывает слишком тёмным, вне зависимости от того, пьют чай крестьяне или дворяне, купцы или священники, изображено чаепитие 1830-хъ или 1910-хъ. Просвечивающий сквозь стеклянные стаканы чай всегда светлого, янтарного, малинового цвета.
Далеко не все могли позволить себе пить чаи высшего сорта — те самые цветочные, с различным содержанием чайных цветков. Более того, автор книг по домоводству Екатерина Авдеева сообщала: «Любители и знатоки чаю для вседневного употребления предпочитают хороший байховый чёрный чай цветочному».
Исторически «байховый чай» означал не просто «рассыпной» (в отличие от прессованного). «Бай хоа» по-китайски — это «белая ресничка», то есть чайный лист и почка, покрытые мелким серебристым пухом. Ввозимые в Россию байховые чаи делались из молодых листьев и чайных почек хороших сортов. «Лучшими из них считают те, которые состоят из свернувшихся листьев сизого или чёрного цвета. Чем убористее чай, чем нежнее и черней листья, — тем выше его сорт», — писал чайный эксперт Андрей Субботин.
Итак, главная отличительная черта русского чаепития — вовсе не самовар, а китайский чёрный чай высокого качества. В Индию и на Цейлон чай был завезён в 1865 году англичанами. В конце XIX века цейлонский и индийский чай в России сильно уступал в популярности китайскому, а культивирование чайного куста на исторической территории страны (под Батумом) только начиналось.
III
Другая важная черта русского чаепития — это своеобразный чайный стол, оформившийся к середине XIX века. «Чай пили, кто как хотел: и с ромом, и с лимоном, и со сливками», — читаем у Михаила Салтыкова (Щедрина). И, разумеется, с сахаром: вприкуску или внакладку. Чаепитие с колотым сахаром вприкуску возникло из соображений экономии, оно характеризовало быт крестьянства, вышедших из этой среды мещан и купцов. Как и в народных песнях, в нём было своё очарование. «Они [граф и княжна] пили вприкуску, и Кэт дурашливо отгрызала кусочки сахара. Сухие баранки слегка хрустели на её белых, блестящих зубах», — описывал чаепитие на крестьянский манер Пётр Боборыкин в роман «Ходок».
В дворянском быту лимон ещё в конце XVIII века стал необходимым продуктом. «Ныне в оранжереях у многих и у нас сей плод родится», — отмечал основатель русской агрономии Андрей Болотов. Среди простого народа чаепитие с лимоном распространилось ближе к концу XIX столетия. Крестьянское чаепитие с сахаром и лимоном — популярный сюжет на лаковых чайницах-шкатулках того времени.
Другой распространённой добавкой были сливки. «Бабушка хотела напоить нас чаем с густыми жирными сливками и сдобными кренделями», — вспоминал Сергей Аксаков в «Детских годах Багрова-внука». То же сочетание — «сливки, крендельки, печенья» — встречаем в раннем романе Льва Толстого «Семейное счастье».
Ром на чайный стол обыкновенно ставили в небольшом гранёном графинчике. Чай также пили с коньяком, разноцветными водками (настойками) и сладким красным вином вроде мадеры. «Будут люди свои, старозаветные, такие, что перед чайком от настоечки никогда не прочь», — убеждает куму один из героев романа Павла Мельникова-Печерского «В лесах».
Настоящие любители чая пили его без добавок. «Некоторые же знатоки употребляют чай, как китайцы, без сахара и сливок, по большей части горячий, вдыхая аромат», — читаем в книжке «Китайский чай» 1856 года. Для сохранения вкуса и аромата «китайского нектара» не рекомендовалось ставить заварочный чайник сверху самовара — перепретъ.
IV
Чай в России подавали в разное время, чаще всего утром, вечером и после обеда. Необходимой принадлежностью любого чаепития был хлеб: белый, в виде калачей, французских булок или сдобных саек, и кисло-сладкий ржаной. Хлеб употребляли со сливочным маслом, холодным мясом и малосольной рыбой. «На столе шипит самовар, желтеет только что сбитое сливочное масло и радуют взоры румяные булки», — писал Салтыков.
Елена Молоховец рекомендовала сопровождать вечерний чай четырьмя видами хлеба: чёрным, французской булкой, кисло-сладким, белым. Благодаря развитию северно-русского, а затем западно-сибирского маслоделия сливочное масло в начале XX века стало широко доступным продуктом. Для затейливого стола масло делали с добавками, в диапазоне от пармезана и миндаля до говяжьей печёнки и жареных рябчиков.
На столе часто стояла и сухарница со сладкими сухарями (сахарными, ванилевыми, миндальными) и/или сдобными крендельками, слойками, печеньем. С кяхтинским чаем хорошо шли бабы (ромовые, шафранные, лимонные) и куличи. В Сибири чаепитие не обходилось без шанежек — сдобных булочек со сметанной поливой. Подавали к столу варенье и сиропы. Из других сладостей могли фигурировать пряники, пастила, сухофрукты, орехи, конфеты.
V
Однако русский чайный стол не ограничивался сдобой и сластями, как принято думать сейчас. Если чай разливали вечером, то он часто служил заменой ужина. В этом случае на столе появлялись сыр, ветчина, холодная телятина, малосольная сёмга. Всё это употреблялось в виде бутербродов, поэтому хлеб предварительно нарезался тнкими ломтиками.
Елена Молоховец расширяет перечень холодных закусок, добавляя к телятине маринованную говядину, варёный язык, рябчиков, индейку или курицу и даже зайца. Рыбу она не упоминает, хотя её употребление было весьма характерным. С лёгким вкусом кяхтинского чая сочеталась и малосольная сёмга, и осетровый балык, и паюсная икра.
Этнограф-беллетрист Сергей Максимов так описывал купеческое чаепитие в Архангельской губернии в 1850-хъ годах: хозяйка принесла «чай с лимоном, сливками, архангельскими баранками», вслед за чаем «явилось угощение пирогами, всеми сортами солёной беломорской рыбы»; «явились и кедровые орешки, и вяземские пряники, и изюм». Сравним это с чайным столом московской белошвейки 1870-хъ: «Тут же красовались калачи, связка филипповских баранок, фунтовая баночка с малиновым вареньем, икра, сёмга, непочатый лимон».
Мочения и соления — одна из ярких, родовых черт русской кухни. По свидетельству Мельникова-Печерского, заволжские старообрядцы подавали к чаю мочёную бруснику, клюкву с мёдом, мочёные яблоки и даже грибы, солёные и маринованные. А вместе с тем — «икру салфеточную [разновидность паюсной] прямо из Астрахани, донской балык, провесную шемаю, белорыбицу, ветчину».
Ягоды и фрукты с чаем кушали не только варёные с мёдом или сахаром и мочёные, но и свежие. Елена Молоховец рекомендовала ставить посередине чайного стола фруктовницу с яблоками, грушами, апельсинами, мандаринами и виноградом. На картине Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918 года на столе, помимо яблок и винограда, стоит арбуз. Чаепитие в русском стиле действительно нередко завершалось ломтиком сахарного арбуза.
Всё перечисленное не предполагало одновременного употребления. Многообразие русского чайного стола позволяло каждому гостю выбрать закуски и заедки по душе.
Автор - историк русской кухни Максим Марусенков
Опубликовано (в сокращении): Аэрофлот Premium. 2023. №3. Март. С. 70–73.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------
На фото:
Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 год / Т.Е. Мягков. Семейство за чайным столом. 1844 год. Фрагмент
Получить
ОБО ВСЕМ
Рейтинг записи:
6,5
- 120 отзывов
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 6 фотографий
7 идей детских игр на свежем воздухе, сделанных своими руками
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 599 269 человек
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
О судьбе старика рассказывают награды на его шинели, в числе которых солдатский Георгиевский крест. Он – герой недавно закончившейся Крымской войны. Отрекшемуся от мирской суеты священнослужителю нет дела до калеки – он неспешно вкушает чай из блюдечка, в стоящем рядом саквояже виднеется припасенная бутылка. Это и есть картина В.Г. Перова .
Здесь, на Фотостране, иллюстрация картины Б.М. Кустодиева "Купчиха за чаем".
Следующая запись: Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было. © Габриель Гарсиа Маркес
Лучшие публикации