Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ОБО ВСЕМ
ОБО ВСЕМ
Балтийский инцидент - первый воздушный бой «холодной войны».

8 апреля 1950 года самолёт Consolidated PB4Y-2 Privateer (рег. номер 59645, 26-я патрульная эскадрилья ВМС США) вторгся в советское воздушное пространство у Лиепаи. В воздух поднялась четвёрка советских истребителей Ла-11 (пилоты — Борис Докин, Анатолий Герасимов, Тезаев и Сатаев). Один из "Лавочкиных" приблизился к нарушителю и велел следовать за ним. Ещё один самолёт дал предупредительную очередь в сторону. Однако "Приватир" развернулся и пошёл в сторону моря и вдобавок, по заявлениям советской стороны, начал стрелять. Выбора у истребителей уже не оставалось.
Благодаря сохранившимся документам мы точно знаем фамилию победителя первого кровавого воздушного боя холодной войны. Это лейтенант Иван Иванович Тезяев, выпустивший по нарушителю очередь. Его Ла-11 нёс целую батарею 23-миллиметровых авиапушек, и точно направленный огонь стал фатальным для американца. Самолёт провалился в облака и больше его никто не видел. Из десяти человек на борту не выжил ни один.

В апреле 1950-го по западным СМИ прошла информация: русские сбили над Балтийским морем какой-то самолет (поначалу даже писали про пассажирский). Наши ответили — в чем-то очень четко, в чем-то обтекаемо. Да, обстреляли («сбили» — не утверждалось). Но не какой-то, а американский Б-29, и не над Балтикой, а в глубине советской территории. Последовал обмен заявлениями, а 22.04.1950 года центральные газеты вышли с полосным материалом — ноты в МИД СССР американского посла А. Кэрка и ответной ноты тогдашнего советского министра иностранных дел А. Вышинского с изложением точки зрения Москвы.

Позиция США: 8 апреля вы сбили самолет военно-морской авиации США, но не Б-29, а «Приватир» (PB4Y2 Privateer — это большой четырехмоторный самолет, предназначенный для морской разведки и патрулирования). Он шел безоружным, на борту находились десять человек. «Расследование, проведенное Правительством Соединенных Штатов, убедило, что упомянутый самолет (PB4Y2 Privateer) не летал над какой-либо территорией Советского Союза, или территорией, оккупированной Советским Союзом, или над омывающими эти территории территориальными водами».

Советская позиция: «Точно установлено, что над советской территорией южнее Либавы (Лиепаи) летал самолет... с американскими опознавательными знаками». (...) «Он нарушил границу СССР (...), не только не подчинился требованию советских истребителей следовать за ними на аэродром, но и открыл по ним огонь. После того как советский истребитель был вынужден дать ответный огонь, американский самолет был вынужден повернуть в сторону моря и скрылся». «Ответственность ложится исключительно на тех господ, которые обязали американский самолет проникнуть на советскую территорию».

Сегодняшнюю американскую точку зрения пояснил зам. главы московского офиса Российско-американской комиссии Генри Истмен. Да, признано, что задание было разведывательным (а не просто тренировочный полет). Летел, американцы настаивают, именно Privateer. Сбит был, считают, в международных водах. Но где именно — уже не установишь — ни американский поиск, ни советский, ни тогдашний, ни в более поздние времена, результатов не дал.
Случившееся тогда описано в целом ряде источников. Один из главных документов — рапорт командиру части полковнику Ф. Шинкаренко командира звена старшего лейтенанта Докина. Докин докладывал: по сигналу о нарушении границы поднялись две пары Ла-11. Нарушителя встретили в восьми километрах южнее Лиепаи. Вместе с парой старшего лейтенанта Герасимова Докин попытался принудить американца к посадке. Тот стал разворачиваться в сторону моря. «Тогда я дал предупредительную очередь — 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый, лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака (...). Предположительно самолет упал в 5-10 км от берега». Этот рапорт дополняет сообщение министра военно-морского флота И. Юмашева зампреду Совмина Н. Булганину (20.04.1950). Юмашев сообщал: «...через два часа после происшествия другой летчик, подполковник Филонович в районе с координатами «ш — 56° 30' 0, д — 20° 28' 0» видел на поверхности моря масляное пятно. Это, скорее всего, и есть место падения самолета. Американцы ведут активный поиск между Готландом и Борнхольмом, что дает основания предполагать нахождение на самолете важных секретных документов и ценного секретного оборудования. Мы тоже начинаем поиск».
К слову, после этого инцидента вышла директива, подписанная тогдашним председателем Объединенного комитета начальников штабов генералом Омаром Брэдли. В ней запрещалось приближаться к советским границам ближе, чем на 20 миль, отклоняться от маршрута и ставить вооружение на самолеты-разведчики.
Балтийский инцидент - первый воздушный бой «холодной войны». 8 апреля 1950 года самолёт Consolidated ...
Рейтинг записи:
6,0 - 95 отзывов
Нравится88
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Закат Закат
Любая наглость должна пресекаться на корню - они понимают только силу.
Игорь Игорь
Никаких предупредительных, сразу на поражение.
Darius Darius
Леша Леша
Комментарий скрыт
Alfredas Alfredas
Александр Александр
Закату никогда не понять что такое ВОСХОД!
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наверх