Мачеха
Совещание уже подходило к концу , когда в кабинет тихонько вошла секретарша и со словами «Это срочно» протянула Николаю Михайловичу листок бумаги. Он извинился перед присутствующими и про себя прочитал : « Коля! Серьёзно заболела твоя мама . Мы с детьми уже выехали к ней . Приезжай как только сможешь. Ирина.»
Записка от жены сильно расстроила Николая . Только два дня назад он был у матери и тогда всё вроде бы было нормально , а сейчас … . Мать никогда ни на что не жаловалась , всегда старалась быть бодрой при встрече . Так и в прошлый раз. Но годы по-видимому, берут своё!
Николай Михайлович наспех закончил совещание и быстро направился к выходу. Он решил не заезжать домой , а сразу ехать на место . Он очень волновался , хоть и знал что жена уже там и значит всё будет в порядке. Ирина была человеком ,на которого всегда и во всём можно было положиться. По дороге он с ней созвонился и она как могла успокоила мужа сообщив что самое страшное уже миновало , оставив все подробности до встречи.
За окном быстро мелькали деревья . Машина заполнилась шумом дороги и липкой летней духотой. Голова раскалывалась от боли , а сердце болезненно сжималось от дурных предчувствий . Никогда ещё дорога домой , к маме, не была для Николая такой трудной и такой длинной. Два часа пути позволили ему перелистать всю свою жизнь заново…
Мама Коли умерла когда ему было всего восемь лет. Он , несмотря на маленький возраст , хорошо её запомнил. Конечно, кое-что с годами стёрлось из памяти , но самое главное осталось. Николай хорошо помнил , что его мать , которую звали Люба , была статной высокой женщиной с длинной косой пшеничного цвета, которую она ловко закручивала на затылке в огромный узел. Маленькому Коле всегда очень нравилось смотреть как мама расчёсывала свои красивые , переливающиеся на солнце , волосы. В такие минуты она всегда улыбалась своему единственному сыну. И вообще это была мягкая , милая женщина с весёлым открытым характером. Она звонко смеялась и так же звонко распевала народные песни. Ни одно гулянье не обходилось без маминого пения. Отец же, напротив , был человеком тихим , молчаливым , задумчивым и даже каким то немного замкнутым . Коля видел его улыбающимся только тогда , когда он смотрел на свою жену. В такие минуты его глаза загорались каким то внутренним , счастливым огнём. И только потом, став взрослым человеком, Николай понял что отец безумно любил свою жену , он её боготворил и огонь этот был огнём любви.
Это были светлые воспоминания , но были и другие, о которых не хочется помнить , хочется вычеркнуть их из памяти навсегда , как будто ничего не было . Но это жизнь и она сама диктует свои правила и пишет свои страницы одну за одной . И если хотя бы одну из них вырвать из этой книги жизни , то это будет уже совершенно другая история.
Коля хорошо запомнил, как хоронили маму. Было тёплое осеннее утро. Солнце, словно в протест происходящему, светило как сумасшедшее . В детской голове мальчика никак не укладывалось , что теперь его такая всегда улыбающаяся мама никогда больше не погладит его своей тёплой ладонью по голове , никогда не запоёт своим волшебным , обволакивающим голосом протяжную украинскую песню. Ему казалось , что взрослые всё это придумали ; всю эту страшную историю о том как на его мать опрокинулась огромная телега , запряжённая лошадью и все ужасающие подробности этой жуткой истории. Ему казалось , что только он один знает , что это выдумки , и скоро его любимая мама как не в чём не бывало появится перед всеми ими и засмеётся своим чудесным голосом.
О том что всё происходящее на самом деле реальность , Коля понял только тогда когда гроб с телом его матери опускали в могилу . Страшные крики , плач и отсутствующее восковое лицо враз постаревшего отца ; вот что осталось от того печального дня в памяти маленького мальчика. Хотя нет, осталось ещё кое-что . Когда возвращались с кладбища , он отчётливо расслышал загадочную фразу
« Двоих похоронили!». Тогда ему было не понять что значат эти странные слова, но потом , по прошествии нескольких лет , став достаточно взрослым , он понял - его мать была беременна вторым , таким долгожданным ребёнком , которого забрала на тот свет вместе с собой.
Так неожиданно закончилось счастливое детство Николая. Отец , и без того не сильно разговорчивый , вообще замкнулся в себе . Он не мог смириться с тем что произошло , не смог справиться со своим горем и очень скоро , пытаясь хоть как то заполнить образовавшуюся в душе пустоту, запил. Его не останавливало даже то , что рядом с ним был сын , которому теперь вдвое больше нужна была любовь отца и который тоже тяжело, по своему , по детски переживал смерть матери.
Отец всё чаще приходил с работы пьяный. Мальчик был предоставлен сам себе. Бабушек ни со стороны отца , ни со стороны матери не было и поэтому заняться восьмилетним мальчиком не было кому. Он был предоставлен сам себе. И хотя добродушные старушки-соседки, тяжело вздыхая подкармливали Колю , он всё таки часто ходил голодным и грязным, проводя почти всё своё свободное время у маленькой речки.
Так прошёл почти год. Мальчик совсем отбился от рук , а отец , гасивший пылающий огонь своего горя водкой , всё меньше обращал на сына внимания. Неизвестно сколько всё это продолжалось бы , если бы однажды маленький Коля чуть не утонул. Его спас колхозный пастух , который совершенно случайно там оказался.
Это позволило отцу очнуться от пьяной спячки . Он заставил себя пересмотреть свою жизнь и сообразив ,что сын - это единственное что у него осталось, заставил себя бросить пить. Он стал пытаться наверстать упущенное , но у него это плохо получалось. Мальчик попросту отбился от рук. Отец не мог с ним справиться. Так в постоянной борьбе прошло ещё несколько лет.
Однажды , после очередной стычки с неуправляемым двенадцатилетним Николаем, отец сидел на скамейке во дворе и курил. К нему подошла соседка восьмидесятилетняя баба Христина , присела рядом , посмотрела прямо ему в глаза и мерно покачивая головой произнесла своим скрипучим старческим голосом:
- Жениться тебе надо , Миша! Жениться! Мальчишка твой совсем от рук отбился! Того и гляди беды натворит! Мать ему нужна , а тебе жена!
Баба Христина утёрла сморщенной рукой свой беззубый рот и громко закряхтела , вставая со скамейки.
- Жениться, говоришь? - с тоской произнёс Михаил, продолжая затягиваться папиросой, ; Как же можно жениться !?! Не могу я забыть свою Любу… Любил я её…
- Знаю, что любил. Все знают. Хорошая была женщина, царство ей небесное. Баба Христина уголком платка утёрла непрошенную слезу, - Только нет её больше , Любы твоей! Так Бог распорядился! А раз тебя Бог оставил и сына оставил , так значит надо дальше жить!
- Не могу я жить! Пока пил, легче было . А как бросил , так совсем житья не стало! И днём и ночью сердце болит!
- Ох-хо-хох! - протяжно вздохнула баба Христина, щурясь от яркого августовского солнца, - Оно то всё так , только ведь пропадает мальчишка твой . Ему мать нужна! Ты , Михаил, о нём подумать должен! Он же хулиганом растёт! Где ж это видано; мальчишке двенадцать лет , а он уже курит ! Того и гляди скоро водку пить начнёт ! Ты ему отец , у него кроме тебя никого нет , вот и позаботиться о нём должен! А раз сам не справляешься, так мать ему подыщи! Женись на приличной женщине, оно может и тебе полегчает! И сердце отпустит! Люба твоя рада была бы! Думаешь она там, - старушка показала рукой на небо, - Не переживает? Не волнуется за тебя и за Кольку? Не спокойно ей там! Потому и ты тоскуешь! А как наладится у тебя жизнь , так она , Люба твоя , успокоится и отпустит тебя! Послушай меня старую! Я многое повидала , многое пережила, так что знаю о чём говорю!
- Спасибо, Христина Степановна, за совет, только не могу я ! Да и кому я, непутёвый такой , со своим Колькой-сорванцом нужен!?!
- Не говори так! На каждый товар есть покупатель!
Сказав это , старушка опираясь на палку пошла домой, но пройдя несколько метров , сделала резкий , насколько это возможно в её возрасте , поворот и снова подошла к мужчине , который продолжал всё так же безразлично курить.
- Миша! И женщина для тебя есть!
- заговорчески произнесла она , вытирая выступивший на лбу от быстрой ходьбы пот. Хорошая женщина! Совсем недавно к нам в деревню приехала жить. Продавщицей в магазине работает. И по возрасту подходит . И одинокая она … я узнавала! Присмотрись!
В ответ Михаил только печально улыбнулся и потёр покрасневшие глаза.
И всё таки через несколько месяцев , Михаил привёл в дом новую жену. Ту самую женщину о которой говорила баба Христина.
Он подозвал к себе сына Колю и каким то монотонным , совершенно не окрашенным в хоть какими ни будь эмоциями , голосом произнёс :
- Николай , знакомься, это тётя Галя ! Если захочешь , можешь называть мамой!
Он развернулся и вышел с комнаты , предоставив возможность сыну и новой жене самим во всём разобраться.
Тёте Гале , маленькой щупленькой женщине на вид было лет тридцать или чуть больше. Она внимательно посмотрела на мальчика своими печальными серыми глазами , очень грустно улыбнулась и протянула ему в знак приветствия худенькую руку.
Коля очень отчётливо запомнил тот момент. Он медленно , с испугом всунул в руку этой чужой женщине свою немытую ладонь. И ему показалось что при прикосновении его обожгло словно огнём. Мальчик резко выдернул руку , выскочил из комнаты и убежал . Он не помнил сколько бежал и куда бежал. Помнит только, что голые ветки кустов больно хлестали его по лицу, по ногам, а он всё убегал и убегал подальше от дома ,от своего дома где теперь будет жить и хозяйничать чужая женщина! Потом Коля долго и горько плакал . Он не мог поверить , что отец предал мать и и позволил этой чужой женщине занять её место! И тогда он , двенадцатилетний подросток , объявил новой жене отца настоящую войну!
Война была жестокой! Коля делал всё, чтобы вывести из себя эту тихую и почти неприметную женщину, но она , словно каменная , молча сносила все его дерзости и порой совсем недетские шалости. А отец , как всегда замкнутый , занял место стороннего наблюдателя и никак не реагировал на выходки сына, давая полную волю новой нелюбимой жене в воспитании мальчика.
И чего только не вытворял Коля! Он всеми силами старался делать вид , что не замечает присутствия тёти Гали, не замечает её старания привести дом в божеский вид и создать атмосферу уюта. Она целыми днями что то мыла , тёрла, а мальчик мог запросто лечь в белоснежную кровать с грязными ногами или же просто в ботинках. Хоть он не доедал , часто был голодным , а её стряпню демонстративно выливал собаке, даже не попробовав. Тётя Галя ничего не говорила в ответ на его открытые вызовы и надменные взгляды. Она тихонько вздыхала и как не в чём не бывало продолжала свои хлопоты по дому. Однажды , когда Коля вылил ведро грязи на только что выстиранное бельё, не вытерпел даже отец. Он схватил ремень , что бы всыпать сыну , но тот ловко увернулся и убежал.
В такой безрадостной обстановке прошёл не год и не два. Отец , который так и не смог полюбить новую жену , опять стал прикладываться к бутылке. Николаю исполнилось пятнадцать лет. Он повзрослел , перестал делать разные гадости тёте Гале, но война всё равно продолжалась. Только она теперь была не такая открытая как раньше , а тихая и скрытая, но от этого никому не было легче. Коля часто удивлялся , как эта женщина могла всё это выносить. Он злился на неё за её ангельское терпение и ненавидел ещё больше.
Но всё изменил случай. Однажды Коля заглянул в комнату и увидел как тётя Галя старательно стирает пыль с маминого портрета, который висел на стене. Это был последняя мамина фотография, на ней всегда улыбающаяся женщина получилась какой то задумчивой и печальной. Наверно что то предчувствовала… Тётя Галя аккуратно протёрла раму , а потом медленно опустилась на стул и глядя прямо в мамины печальные глаза на портрете, произнесла уставшим голосом :
- Прости меня ! Не смогла я стать Коле матерью , не смогла заменить тебя! Не смогла!
Она не плакала . Нет , но было в её словах столько отчаяния , столько тоски , что повзрослевшему Николаю стала как то не по себе. Он почувствовал как сильно сжалось сердце , почувствовал как огромный болезненный ком невыплаканных слёз стал поперёк горла. Ему стало невыносимо стыдно за себя , за своё отвратительное поведение и за отца стало стыдно , за его безразличие к этой тихой женщине , которая никогда и ни кому не жалуясь безропотно всё сносила , пытаясь стать для Коли матерью , а для Михаила женой. Коле хотелось подойти к тёте Гале и всё ей объяснить , всё рассказать и попросить , нет , выпросить , вымолить прощение. Но что то мешало ему и он, пряча слёзы, ушёл к себе в комнату , так и не произнеся ни одного слова.
Но жизнь сама правит балом и всё сама расставляет на свои места.
Через несколько дней после случившегося , Коля упал с берёзы и сломал ногу. Травма была настолько сильной , что пришлось делать операцию. И вот когда Коля наконец пришёл в себя после наркоза , он увидел что лежит весь в бинтах и гипсе. Рядом с ним сидела тётя Галя . Она тихо плакала . И в этот момент в её добрых серых глазах было столько неподдельной муки , столько настоящей боли , что Николай , не вытерпел и тихонько прошептал:
; Мама! Ты не плачь ! Всё будет хорошо!
А потом он бредил и ему казалось , что это его родная мать , сойдя с портрета , низко склоняется над ним , нежно стирая со лба испарину.
Прошло тридцать лет. После того случая , все эти годы тётя Галя , ставшая для Николая настоящей матерью , и Николай , ставший для этой тихой незаметной женщины , настоящим сыном жили в любви и согласии , никогда не вороша прошлое , и не вспоминая былые обиды. Отец, так и не сумев справиться со своим горем, совсем спился и умер, когда Коле было двадцать лет. С тех пор Николай стал единственным мужчиной в их маленькой семье. Он всегда помогал матери, никогда о ней не забывал. Он вырос , выучился и стал большим начальником, оставаясь в душе всё тем же мальчиком , который сумел открыть своё исстрадавшееся сердце женщине, благодаря её доброте , нежности и любви.
Николай подъехал к маленькому , но аккуратно побеленному домику, в котором жила его семидесятишестилетняя старушка-мать. Он очень волновался . Сердце по сумасшедшему колотилось в груди. Из дома вышла Ирина и направилась к мужу. Он пытался по выражению её красивого лица понять как обстоят дела с матерью. Ирина не улыбалась, но была спокойна. Это вселяло надежду.
- Ну что ? Как дела? - нетерпеливо спросил Николай у жены, быстро направляясь в дом.
- Не волнуйся ! Успокойся! Уже всё нормально!
- А что случилось? - продолжал спрашивать мужчина , входя в комнату к матери.
- Был сердечный приступ, но сейчас уже всё в порядке. Врач сделал ей укол . Она спит. Врач заверил что всё будет хорошо! Не волнуйся так , Коля!
Николай подошёл к кровати , на которой лежала его такая маленькая , худенькая и сильно постаревшая мать и не выдержав напряжения событий громко заплакал , совершенно не стесняясь своих слёз. Он знал , что семья его поймёт.
- Папа! Не плачь! - звучным голоском произнесла его восьмилетняя дочь Маша. Врач сказал , что бабушка обязательно поправится! Врачи никогда не обманывают!
Николай улыбнулся сквозь слёзы и сказал:
-Не буду , дочка, не буду! Я знаю , что бабушка поправится. Обязательно поправится!
К Николаю подошёл его взрослый девятнадцатилетний сын Михаил и похлопав отца по плечу утвердительно произнёс:
- Всё будет хорошо! Бабушка обещала мне на свадьбу испечь свои фирменные пироги, а ты знаешь если она что то обещает , то обязательно выполняет! Маша ! - обратился Миша к своей младшей сестре , - Пошли на улицу , посмотрим как там наши котята поживают.
Миша взял сестру за руку и повёл на улицу.
-Папа! - неожиданно остановившись у самой двери, спросила девочка - А кто эта тётя на той фотографии в большой комнате? Я у бабушки спрашивала , а она мне сказала, что ты сам мне всё расскажешь.
Николай , услышав вопрос, взглянул на свою жену. Ирина помахала головой и укоризненно посмотрела на мужа . Он понял ,что значит этот взгляд. Жена давно настаивала , чтобы Николай всё рассказал дочке, которая в отличии от сына ещё ничего не знала.
-Это моя мама. Моя настоящая мама , которая меня родила. - После некоторого замешательства, откровенно ответил Николай дочери.
-Твоя мама? Как это так? А кто же тогда бабушка Галя? Она что твоя неродная мама?- взволнованно спросила Маша , сильно округлив свои и без того огромные глаза.
- Да , неродная!
- Значит она твоя мачеха ?
- Нет , дочка , бабушка Галя не мачеха. Она самая дорогая и самая родная моя мама! Остальное я тебе потом расскажу!
Николай вложил в эти слова столько искренней любви и сердечного тепла, что маленькая Маша , которая сначала испугалась того , что бабушка может быть ненастоящей , полностью отбросила все свои детские сомнения , радостно улыбнулась и спокойно вышла с братом на улицу.
-Пойду приготовлю тебе чай, - устало сказала Ирина и тоже ушла, понимая что Николаю нужно побыть наедине с матерью.
Николай тихонько присел на кровать рядом с матерью, взял её маленькую , сплошь покрытую морщинами , ладошку в свою руку . Он всматривался в лицо этой некогда чужой женщине , которая смогла своим тихим нравом , своим терпением , своей любовью и теплом растопить заледеневшее от горя сердце подростка . Именно она , не испугавшись трудностей, помогла ему стать тем, кем он сейчас был. Именно она была ему всегда надёжной опорой и поддержкой, именно она стала для него настоящей Матерью!
Неожиданно, словно почувствовав его присутствие, старушка медленно открыла свои глаза. Её лицо осветилось каким то внутренним светом и она , эта тихая незаметная женщина , пусть слабым голосом , но радостно и умиротворённо прошептала :
- Сыночек! Приехал!
Анжела Бантовская
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Ну что за лев этот тигр!
Лучшие публикации