Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ОБО ВСЕМ
ОБО ВСЕМ
)))

7 КЛЮЧЕЙ К РОМАНУ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

1. Литературная мистификация
Известно, что идея создания родилась у автора после увлечения немецким мистицизмом XIX века: легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – всё это присутствует в произведении. Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций. Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928 – 1929 гг., не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол, такой русский вариант «Фауста». Первую рукопись Булгаков сам сжёг после запрета его пьесы «Кабала святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…» Вторая редакция также была посвящена падшему ангелу и называлась «Сатана, или Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую на самом деле автор так и не закончил.


2. Многоликий Воланд
При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чьё пришествие и описывается в романе.
На самом деле Воланд не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог Вотан у древних германцев или Один у скандинавов, которого христианская традиция превратила в дьявола; это и великий «маг» и масон граф Калиостро, помнивший события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее и имевший с Воландом портретное сходство. А ещё это «тёмная лошадка» Воланд из «Фауста» Гёте, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии чёрта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «…может быть, Фаланд?»

3. Свита Сатаны
Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.
Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло даёт крем Маргарите, толкает её на «тёмную дорожку». В романе он правая рука Воланда, исполняющая «чёрную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.
Коровьев-Фагот – единственный человек свиты Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны.
Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, по сути, происходит из легенд о дьяволе обжорства и мифологическом звере Ветхого Завета. Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы — как у бегемота, что напоминало о его имени.

4. Королева Марго
Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с французской королевой. Это та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, чья свадьба обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на великий бал у Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет её «светлая королева Марго» и лопочет «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар — парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. Историческая Маргарита покровительствовала писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.

5. Москва – Ершалаим
Одна из самых интересных загадок «Мастер и Маргарита» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929 года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29 г. или 30 г. в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «…над Москвой 1929 г. и Ершалаимом 29 г. стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, всё более и более переплетаясь, в конце концов сливаются воедино, обретая целостность и переходя из нашего мира в мир потусторонний. Ершалаим «переходит» на улицы Москвы.

6. Каббалистические корни
Существует мнение, что при написании романа Булгаков находился не только под влиянием каббалистического учения. Концепции еврейского мистицизма вкладывают в уста Воланда:
1.«Никогда ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Как известно, каббала трактует Тору как запрет принимать что-либо не от создателя, что противоречит христианству, в котором, наоборот, «просить чужой милости» не возбраняется. Хасиды (представители мистического течения иудаизма, основанного на каббале) трактуют утверждение о том, что Бог создал человека по своему образцу, поэтому человек должен уподобиться Творцу в созидании. То есть должен работать.
2. Концепция «о свете». Свет сопровождает Воланда на протяжении всего романа. Когда исчезает сатана со своей свитой, пропадает и лунная дорога. На первый взгляд, «учение о свете» восходит к Нагорной проповеди: «Вы — свет миру». С другой стороны, этот контекст поразительно совпадает со стержневой идеей каббалы об «Ор Хаим» — «свете жизни», которая утверждает, что Тора сама является «светом». Достижение его зависит от желания самого человека, что, согласитесь, соответствует идее романа, где на первый план выходит самостоятельный выбор человека.

7. Последняя рукопись
Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал целых 12 лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов слишком дилетантское? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…»
))).7 КЛЮЧЕЙ К РОМАНУ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»1. Литературная мистификацияИзвестно, что идея создания ...
Рейтинг записи:
8,0 - 270 отзывов
Нравится241
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Ольга Ольга
Отличный роман
Лариса Лариса
и читала и фильм смотрела. аплодирую стоя
Анжела Анжела
Комментарий скрыт
Рюрик Рюрик
и что все носятся с этим романом?я наверное единственный кому до фонаря что там за смыслы кроются.равнодушно прочел и забыл
Андрей Андрей
НЕ ЧИТАТЬ И НЕ ЛЮБИТЬ БУЛГАКОВА ---ЭТО КАК ХВАЛИТСЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ И НЕ УМЕНИЕМ СЧИТАТЬ
Наталья Наталья
Мой любимый роман!!!!!
Рюрик Рюрик
андрей.как между собой связаны любовь к творчеству булгакова и безграмотность с умением считать?
Анатолий Анатолий
👍
Анатолий Анатолий
👍
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наташенька. Наташенька.
Очень люблю читать, но этот роман так и не прочла до конца. Хотя очень пыталась, ну не нравится и все тут.
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Ева Ева
Очень интересная статья и интересные параллели. Роман многие годы удоражит умы и заставляет выстраивать параллели. Люди думают, читая Булгакова, а это немаловажно...
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Marina Marina
Комментарий скрыт
Nadezhda Nadezhda
Комментарий скрыт
Iren Iren
Комментарий скрыт
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Лилия Лилия
Роман его высосал.....он ушел из жизни его не окончив.....наверно мы не все до конца знаем....что происходило с его душой на самом деле,когда он был охвачен образами тех о ком писал....
Оля Оля
Да не всем наркоманам дано такое написать
Серега Серега
Комментарий скрыт
Андрей Андрей
ЮРИЙ ГРАМОТНОСТЬ И УМЕНИЕ СЧИТАТЬ ЭТО УСЛОВИЕ ОБРАЗОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА ЗНАНИЕ БУЛГАКОВА ТАК=ЖЕ ВХОДИТ В ЭТОТ СПИСОК А ХОТЬ ОДНО ИЗ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕЛЬЗЯ НЕ ПОЛЮБИТЬ ИНАЧЕ РАЗУМ НЕ ПРОСТИТ
Есения Есения
Этот роман нельзя воспринимать всерьез, как и романы Гоголя все они взяты из вымышленного воображения авторов. Сюжеты пересекаются с реальными событиями ,ивсе это переживания и ощущения людей, которым дано показать их в своих писаниях. А люди ,как не совсем дальновидные существа, все воспринимают как данность , это и проблема. Так и в жизни все что связано с телевизора воспринимается на веру.
Есения Есения
А
Есения Есения
Чей то пьяный бред или помутнения сознания не повод искать в них логику или тайный смысл. Все тайные смыслы давно лежат на поверхности и нам,поверьте, не нужно рыться там где смысла ,по сути, нет
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
*_Natali_* *_Natali_*
пять раз читала
Ратибор-радомир Ратибор-радомир
многие художественный вымысел принимают за истину.
кто нибудь задумывался что история почему то созвучна с изТОРЫя.
а вот наследие наших Предков благополучно забыли.
просто проснитесь и подумайте почему много не стыковок в общепринятой трактовке событий древности, а если повнимательнее присмотритесь не просто много, а очень много
Галина Галина
Мне он не нравится! Так ни разу и не смогла осилить.

Следующая запись: )))

Лучшие публикации
Наверх