
Рене Лалик - поэт металла и стекла...
Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы к 1890 году. В переводе с французского это словосочетание означает «новое искусство».
Главной особенностью этого стиля является витиеватая декоративность. Наибольшей популярностью в орнаментах пользовались мотивы флористики: изображения цветов, в т.ч. лилий, кувшинок, водорослей, а также женщин со струящимися волосами.
Пионером нового направления в искусстве был парижский ювелир Рене Лалик, о котором поэт Эдмон Арокур писал: «После Всемирной выставки 1900 года никто не мог себя назвать любителем искусства, если не обладал хотя бы одной вещью, сделанной Лаликом!»
Рене Жюль Лалик родился в 1860 году в семье коммивояжера. Он рано проявил способности к живописи, однако в 16 лет вынужден был прервать занятия изобразительным искусством и устроиться на работу в ювелирную мастерскую в связи со смертью отца. Это был удачный выбор: он познавал основы ремесла и одновременно зарабатывал деньги на жизнь и дальнейшую учебу. В 18 лет Рене поступил в Санденхемский колледж искусств, а через два года уже работал художником в ювелирной фирме.
Вскоре Рене Лалик открыл свое дело. Освоив традиционные приемы работы с бриллиантами, талантливый ювелир начал экспериментировать, активно используя для изготовления ювелирных украшений новые материалы, считавшиеся ранее неприемлемыми – перламутр, хрусталь, стекло, полудрагоценные и поделочные камни.
Лалик также увеличил арсенал декоративных средств в украшениях за счет использования таких забытых элементов, известных с древнейших времен, как камеи из слоновой кости и покрытия цветными эмалями.
При этом главное внимание уделялось образной выразительности изделий, изяществу линий и форм, созвучной стилю декоративности.
Эффектные, динамичные, смелые, порой экстравагантные ювелирные украшения Рене Лалика поначалу шокировали степенную публику, однако вскоре были оценены по достоинству и приобрели чрезвычайную популярность. Среди клиенток Лалика были такие известные личности, как великая актриса Сара Бернар, русская императрица Александра Федоровна, маркиза Арконати Висконти, жена премьера Вальден-Руссо и др.
Еще учась в колледже, Рене Лалик увлекался рисованием насекомых и птиц. Впоследствии именно изображения этих представителей фауны стали визитной карточкой его фирмы: бесчисленные стрекозы, бабочки и птицы становились брошками и украшениями корсажей!
Его изделия стали сенсацией на Всемирных выставках в Брюсселе в 1897 г. и в Париже в 1900 г. В результате он стал кавалером Ордена Почетного Легиона.
Работая со стеклом, он увлекся этим материалом, восхищаясь его неограниченным возможностями для создания художественной выразительности изделий: стекло может быть прозрачным, полупрозрачным и матовым, может принимать любую форму, в том числе практически невесомую. Р. Лалик начал создавать изделия из стекла и вскоре это хобби стало его второй профессией. Выставленные на конкурс в 1890 году изделия из стекла принесли Лалику премию. Говорят, что талантливый человек – талантлив во всем! Это – о Рене Лалике!
В 1905 году Рене Лалик открыл бутик на площади Вандом в центре Парижа, по соседству с магазинами известных ювелиров Картье и Бушерона.
Здесь же находился и магазин знаменитого Франсуа Коти, которого называли «Наполеоном парфюма». Познакомившись с творчеством Р.Лалика, Ф. Коти предложил ему разработать флакон для духов. Надо заметить, что в то время духи разливали во флаконы, купленные в аптеке. Так началось это счастливое сотрудничество: Лалик разработал 16 флаконов для фирмы Ф.Коти! Среди них флаконы для ароматов Cuclamen, Ambre Antique, Styx, Chypr и др. А всего им было создано 250 флаконов духов для различных фирм мира.
Вскоре Рене Лалик купил стекольный завод и увлекся дизайном изделий из стекла: ваз, посуды, ламп, люстр, подсвечников, оправ для настольных часов и др.
В 1925 году Рене Лалик украшает павильон «Севр» для Парижской выставки современного и прикладного искусства. Центральное место павильона – великолепный фонтан из стекла под названием «Весна Франции». И – грандиозный успех Рене Лалика! Как результат - заказы на оформление интерьеров!
Он создает интерьеры огромных пассажирских лайнеров – «Нормандия», «Париж», «Де Грасс», «Иль-де-Франс», а также вагонов-люкс легендарного «Восточного экспресса». Он участвовал также в оформлении Дворца японского императора.
Пассажиры парохода «Нормандия», сожженного фашистами в 1942 году, до глубокой старости вспоминали свое пребывание на нем, как сказку. Огромные пятиметровые люстры – шедевры Рене Лалика – отражались в стеклянных стенах и поражали своей красотой воображение!
Интересно, что сам Рене Лалик считал главным делом своей жизни дизайн изделий из стекла. Во Франции его называли \"Повелитель стекла\"!
Р.Лалик прожил долгую плодотворную жизнь: умер 5 мая 1945 г. Его внучка считает, что в творчестве деда большую роль играла любовь к женщинам. Он был три раза женат: первый раз недолго; второй брак был более удачным, но жена умерла в 1909г., оставив ему сына; третий раз он женился в 52 года, но это не помешало ему иметь двоих детей в этом позднем браке!
Внучка Р.Лалика Николь Марич-Авиленд сказала: «Все, к чему он прикасался, становилось другим, не похожим на земное». Трудно с этим не согласиться!
Великолепный, завораживающий, изысканный стиль Ар Нуво, известный как декоративно-орнаментальное направление в модерне, сложился в искусстве Европы к 1890 году. В переводе с французского это словосочетание означает «новое искусство».
Главной особенностью этого стиля является витиеватая декоративность. Наибольшей популярностью в орнаментах пользовались мотивы флористики: изображения цветов, в т.ч. лилий, кувшинок, водорослей, а также женщин со струящимися волосами.
Пионером нового направления в искусстве был парижский ювелир Рене Лалик, о котором поэт Эдмон Арокур писал: «После Всемирной выставки 1900 года никто не мог себя назвать любителем искусства, если не обладал хотя бы одной вещью, сделанной Лаликом!»
Рене Жюль Лалик родился в 1860 году в семье коммивояжера. Он рано проявил способности к живописи, однако в 16 лет вынужден был прервать занятия изобразительным искусством и устроиться на работу в ювелирную мастерскую в связи со смертью отца. Это был удачный выбор: он познавал основы ремесла и одновременно зарабатывал деньги на жизнь и дальнейшую учебу. В 18 лет Рене поступил в Санденхемский колледж искусств, а через два года уже работал художником в ювелирной фирме.
Вскоре Рене Лалик открыл свое дело. Освоив традиционные приемы работы с бриллиантами, талантливый ювелир начал экспериментировать, активно используя для изготовления ювелирных украшений новые материалы, считавшиеся ранее неприемлемыми – перламутр, хрусталь, стекло, полудрагоценные и поделочные камни.
Лалик также увеличил арсенал декоративных средств в украшениях за счет использования таких забытых элементов, известных с древнейших времен, как камеи из слоновой кости и покрытия цветными эмалями.
При этом главное внимание уделялось образной выразительности изделий, изяществу линий и форм, созвучной стилю декоративности.
Эффектные, динамичные, смелые, порой экстравагантные ювелирные украшения Рене Лалика поначалу шокировали степенную публику, однако вскоре были оценены по достоинству и приобрели чрезвычайную популярность. Среди клиенток Лалика были такие известные личности, как великая актриса Сара Бернар, русская императрица Александра Федоровна, маркиза Арконати Висконти, жена премьера Вальден-Руссо и др.
Еще учась в колледже, Рене Лалик увлекался рисованием насекомых и птиц. Впоследствии именно изображения этих представителей фауны стали визитной карточкой его фирмы: бесчисленные стрекозы, бабочки и птицы становились брошками и украшениями корсажей!
Его изделия стали сенсацией на Всемирных выставках в Брюсселе в 1897 г. и в Париже в 1900 г. В результате он стал кавалером Ордена Почетного Легиона.
Работая со стеклом, он увлекся этим материалом, восхищаясь его неограниченным возможностями для создания художественной выразительности изделий: стекло может быть прозрачным, полупрозрачным и матовым, может принимать любую форму, в том числе практически невесомую. Р. Лалик начал создавать изделия из стекла и вскоре это хобби стало его второй профессией. Выставленные на конкурс в 1890 году изделия из стекла принесли Лалику премию. Говорят, что талантливый человек – талантлив во всем! Это – о Рене Лалике!
В 1905 году Рене Лалик открыл бутик на площади Вандом в центре Парижа, по соседству с магазинами известных ювелиров Картье и Бушерона.
Здесь же находился и магазин знаменитого Франсуа Коти, которого называли «Наполеоном парфюма». Познакомившись с творчеством Р.Лалика, Ф. Коти предложил ему разработать флакон для духов. Надо заметить, что в то время духи разливали во флаконы, купленные в аптеке. Так началось это счастливое сотрудничество: Лалик разработал 16 флаконов для фирмы Ф.Коти! Среди них флаконы для ароматов Cuclamen, Ambre Antique, Styx, Chypr и др. А всего им было создано 250 флаконов духов для различных фирм мира.
Вскоре Рене Лалик купил стекольный завод и увлекся дизайном изделий из стекла: ваз, посуды, ламп, люстр, подсвечников, оправ для настольных часов и др.
В 1925 году Рене Лалик украшает павильон «Севр» для Парижской выставки современного и прикладного искусства. Центральное место павильона – великолепный фонтан из стекла под названием «Весна Франции». И – грандиозный успех Рене Лалика! Как результат - заказы на оформление интерьеров!
Он создает интерьеры огромных пассажирских лайнеров – «Нормандия», «Париж», «Де Грасс», «Иль-де-Франс», а также вагонов-люкс легендарного «Восточного экспресса». Он участвовал также в оформлении Дворца японского императора.
Пассажиры парохода «Нормандия», сожженного фашистами в 1942 году, до глубокой старости вспоминали свое пребывание на нем, как сказку. Огромные пятиметровые люстры – шедевры Рене Лалика – отражались в стеклянных стенах и поражали своей красотой воображение!
Интересно, что сам Рене Лалик считал главным делом своей жизни дизайн изделий из стекла. Во Франции его называли \"Повелитель стекла\"!
Р.Лалик прожил долгую плодотворную жизнь: умер 5 мая 1945 г. Его внучка считает, что в творчестве деда большую роль играла любовь к женщинам. Он был три раза женат: первый раз недолго; второй брак был более удачным, но жена умерла в 1909г., оставив ему сына; третий раз он женился в 52 года, но это не помешало ему иметь двоих детей в этом позднем браке!
Внучка Р.Лалика Николь Марич-Авиленд сказала: «Все, к чему он прикасался, становилось другим, не похожим на земное». Трудно с этим не согласиться!
Следующая запись: Бальзам на рану, гипс на перелом, На голову с мигренью полотенце - Известие чудесное о том, Что ...
Лучшие публикации