
«Экстаз Святой Терезы» Лоренцо Бернини
Изменчивость времени, вечное движение всего, что происходит вокруг человека – одна из самых главных особенностей творчества художников барокко. Нет ничего постоянного, что известно наперед. «Весь мир – это вечные качели. И я не рисую его неподвижным» – так сказал о барокко француз Мишель Монтень.
Особенно ярко стиль барокко виден в произведениях итальянских архитекторов. Известнейший итальянский зодчий Лоренцо Бернини доказал своим творчеством, что даже мрамор и камень не имеют застывшей формы. В его руках они теряли свою твердость, изгибались, формы перетекали одна в другую, словно нагретый солнцем пластилин. «Я победил мрамор, сделал его гибким как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» – эти слова Лоренцо Бернини сказал, приводя в качестве примера одну из самых известных своих скульптур – «Экстаз Святой Терезы».
Скульптура эта находится в церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме, и туристы из многих стран мира приезжают туда специально для того, чтобы полюбоваться этим величественным произведением искусства. Эта скульптура стала настоящим венцом в творчестве великого зодчего. Ему удалось настолько подчинить себе мрамор, что он кажется легким и гибким. А сама фигура святой Терезы настолько выразительна, что, даже спустя века, кажется, что каждая черта ее лица, каждая складка плаща шевелиться и оживает, одухотворенная рукой великого мастера, и заставляет задуматься о том, какие же чувства отражаются на этом мраморном лице.
Скульптура Бернини является иллюстрацией одного из видений Святой Терезы. Как она рассказывала в одном из своих писем, «однажды ей явился ангел в плотском обличии» и пронзил ее сердце золотым копьем. «Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня». И выражение лица Терезы, полностью соответствующее ее чувствам, о которых она рассказала в письме, говорит о том, какой мучительный, но такой сладкий экстаз испытывает она от этого видения. Складки ее плаща трепещут от ее взволнованного дыхания, смешиваясь с облаками, и ангел с золотой стрелой, улыбаясь, смотрит на нее. И все это создано из мрамора. Каким же мастером своего дела надо быть, чтобы мраморные облака стали легкими и воздушно-невесомыми! Только такой великолепный художник, как Лоренцо Бернини, мог создать скульптуру, глядя на которую до сих пор люди замирают, боясь своим движением и своими словами разбудить спящую женщину.
Изменчивость времени, вечное движение всего, что происходит вокруг человека – одна из самых главных особенностей творчества художников барокко. Нет ничего постоянного, что известно наперед. «Весь мир – это вечные качели. И я не рисую его неподвижным» – так сказал о барокко француз Мишель Монтень.
Особенно ярко стиль барокко виден в произведениях итальянских архитекторов. Известнейший итальянский зодчий Лоренцо Бернини доказал своим творчеством, что даже мрамор и камень не имеют застывшей формы. В его руках они теряли свою твердость, изгибались, формы перетекали одна в другую, словно нагретый солнцем пластилин. «Я победил мрамор, сделал его гибким как воск, и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью» – эти слова Лоренцо Бернини сказал, приводя в качестве примера одну из самых известных своих скульптур – «Экстаз Святой Терезы».
Скульптура эта находится в церкви Санта-Мария делла Виттория в Риме, и туристы из многих стран мира приезжают туда специально для того, чтобы полюбоваться этим величественным произведением искусства. Эта скульптура стала настоящим венцом в творчестве великого зодчего. Ему удалось настолько подчинить себе мрамор, что он кажется легким и гибким. А сама фигура святой Терезы настолько выразительна, что, даже спустя века, кажется, что каждая черта ее лица, каждая складка плаща шевелиться и оживает, одухотворенная рукой великого мастера, и заставляет задуматься о том, какие же чувства отражаются на этом мраморном лице.
Скульптура Бернини является иллюстрацией одного из видений Святой Терезы. Как она рассказывала в одном из своих писем, «однажды ей явился ангел в плотском обличии» и пронзил ее сердце золотым копьем. «Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня». И выражение лица Терезы, полностью соответствующее ее чувствам, о которых она рассказала в письме, говорит о том, какой мучительный, но такой сладкий экстаз испытывает она от этого видения. Складки ее плаща трепещут от ее взволнованного дыхания, смешиваясь с облаками, и ангел с золотой стрелой, улыбаясь, смотрит на нее. И все это создано из мрамора. Каким же мастером своего дела надо быть, чтобы мраморные облака стали легкими и воздушно-невесомыми! Только такой великолепный художник, как Лоренцо Бернини, мог создать скульптуру, глядя на которую до сих пор люди замирают, боясь своим движением и своими словами разбудить спящую женщину.
Следующая запись: И сразу видно, кто схомячил куличик)
Лучшие публикации