***
Первая и единственная женщина-златокузнец на Кавказе, ювелир и оружейник Ася Аслановна Еутых.
Российский ювелир, оружейник, член Союза художников России, народный художник Республики Адыгея. Произведения Аси Еутых хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы. Её работы выполнены в технике литья, гравировки и позолоты. Основные материалы работ включают бронзу, серебро, золото и драгоценные камни.
Оружие и ювелирные изделия имеют очевидную археологическую тенденцию, стилистику II—I тыс. до н. э., присущую находкам из курганов Адыгеи.
Частные коллекции:
В. Путин (Ритон «Альп», набор «Королевская печать», ритон «Великий Источник», меч-акинак «Амра»);
Король Иордании Абдалла II («Золотое дерево Нартов»);
Король Иордании Хуссейн («Комплект из двух бокалов на подносе»);
Принц Иордании Али Бен Аль Хуссейн (Шашка, кинжал, пояс, газыри);
Принцесса Иордании Рим (Комплект украшений свадебного платья);
Маэстро Ю. Темирканов (Серебряная дирижерская палочка).
Персональная выставка в Эрмитаже «В зеркале традиций», 2007 г.
Награждена премией «Амра». 2008 г.
В 1998 г. создала оружие и амуницию для личной черкесской гвардии (15 комплектов) иорданского Принца Али.
В 2011. Ася Еутых выпустила именные монеты в «1 Забудь» «1 Потом» и «1 Голова» в золотом, серебряном и бронзовом эквивалентах.
В 2013 году в Ростове-на-Дону открыла выставку «Ася Еутых: 5000 лет в искусстве».
ОБРАЗОВАНИЕ
ПОРТРЕТ
Асю Аслановну Еутых в России и за ее пределами знают как первую и единственную женщину-златокузнеца на Кавказе. Кроме этого она ювелир, художник, оружейник. Но в интервью порталу «Россия для всех» Ася открылась в совершенно новом свете. Об ее истинном призвании, отношениях с иорданской королевской семьей и маленьких женских слабостях читайте в нашем эксклюзивном материале.
-Ася, Ваша профессия совершенно нетипична для красивой хрупкой женщины. Как это вышло?
-Я не могу сказать, что стояла перед тяжелым выбором, выбирая себе профессию. Более того, я убеждена, что человек приходит в этот мир с определенным предназначением. Кто-то может это считать стечением обстоятельств: родился в определенной семье, на определенной территории, в этносе. Я же верю, что каждый рождается там, где ему предназначено судьбой.
Я же с самого рождения делала то, что мне нравится. Конечно, пришлось приложить немало усилий и терпения. Ведь это кропотливый труд, благодаря которому сегодня сложные вещи мне даются намного легче, чем моим коллегам. Когда передо мной стоит задача сделать немыслимую по сложности вещь, нужно самой сообразить, как ее сделать, где найти инструменты. И я верю, что вряд ли у меня получалось бы справляться с ними, если бы моя судьба не была предопределена.
-С чего начинается процесс создания шедевра?
-Работы делаются, конечно, не на пустом месте. Они начинаются с десятков рисунков, набросков.
У художников есть понятие «отпустить руку» - профессионально поставленной рукой рисовать, при этом отключить мозг. Точно также и у нас. Я иногда заканчиваю свою работу и думаю: «Как красиво! Неужели это сделано мной?» И мои познания в истории и археологии позволяют не повторяться, работать в определенном направлении.
Я стараюсь быть проводником, который, так сказать, из тонкого переводит в материальное, эдакая связь между тысячелетиями.
Рисунки для своей последней большой работы, трона, я как раз извлекла из того самого большого облака, которое витает у меня в голове. Там хранятся сотни идей. Эти рисунки получаются магически завораживающими, живыми.
-Сколько времени заняла работа над троном?
-На работу над троном ушло около года. Все это время мы жили в восторженном состоянии, в ожидании окончательного результата, и наши ожидания оправдались.
Иногда, рассматривая его, мы сами удивляемся, насколько естественно и живо у нас получились барсы. В общем, в себя приходим до сих пор (смеется). Но высокая планка уже поставлена, и мы не стоим на месте. Уже запущена работа над новым троном и тронными столиками.
Они будут с применением технологий и орнаментов, найденных при раскопках майкопских и скифских курганов, в духе того времени, когда уже было принято отливать короны, мечи, огромные сосуды.
-Важна ли для Вас черкесская культура?
-Конечно, я много изучала родную историю и культуру. У меня есть работы, посвященные ей, и для меня это очень важно. Но она скорее относится к поздней этнографии. Я все же предпочла углубиться в историю еще на несколько тысячелетий. Большое внимание я уделяю культуре, которую условно принято называть скифской, хотя тут тесно граничат меоты, скифы, сарматы, греки. И каждая культура привносила свои особенности, таким образом дополняя, обогащая другую. Территориально речь идет о Северном Причерноморье, юге России. И стоит отметить, что скифская культура имела непосредственное влияние на черкесскую. Так, прадедушкой адыгского башлыка и кинжала является скифский головной убор, а черкесский кинжал - прямой потомок акинака.
-Как известно, у Вас теплые отношения с королевской семьей Иордании. С чего они начались?
-Это очень забавная ситуация на грани парадокса. На тот момент уже вышло несколько публикаций о нашей работе. Однажды к нам приехал представитель иорданского принца с предложением вооружить королевскую гвардию. Естественно, мы не были готовы к такому предложению, долго отказывались, ведь на руках был ребенок, которому не было и трех лет. Но в конечном итоге мы согласились и не пожалели.
Прошло более 15 лет, но мы поддерживаем теплые отношения с королевской семьей, и, более того, иорданский принц прописан в нашем доме!
Это была чисто юридическая необходимость, чтобы он мог выезжать к нам в гости, но ситуация получилась забавной. Самое смешное - процесс заполнения документов на прописку.
Мы с мужем пришли в паспортный стол и сначала немного растерялись. Представьте, в графе «должность» мы указали «король», «место работы» - «дворец». Конечно, сотрудники долго не могли понять, что происходит и не шутим ли мы (смеется).
Сам принц очень часто вспоминает эту историю и любит посмеяться на эту тему даже сейчас, спустя 15 лет.
Но наши с ними отношения не закончились вооружением гвардии. Время от времени мы получаем новые заказы. Так, принц обратился к нам с просьбой о создании свадебного платья для принцессы. Мозаика во дворце - тоже наша работа. И еще много всего интересного. Это и королевские сервизы, и диадемы. Недавно мы сшили платье для верховой езды маленькой принцессе.
-Все это делается женскими хрупкими руками?
-Было бы смешно говорить, что мне никто не помогает. Есть много черной работы: отмыть, отполировать, отпилить. Для этого у нас с мужем есть помощники.
Мне как автору достается самая творческая работа - то, с чем кроме меня никто не справится. Ведь с огнем сможет работать не каждый, необходимо очень хорошо чувствовать его. У меня с огнем все получилось с первого раза, стоило взять в руки горелку.
И потом, у огня ведь много полезных свойств. Стоит немного приболеть - я начинаю паять, разогреваю предметы. Как правило, раскаленный металлический кубок пышет жаром, я с ним работаю какое-то время, и о любой простуде можно забыть.
Кроме того, я круглый год ежедневно купаюсь в проруби. Так как я работаю с огнем, мне просто необходима ледяная вода.
-Говоря о работе, Вы часто употребляете фразы «мы делали», «мы работали». Речь о Вас и Вашем муже?
-Да, с Русланом я чувствую себя четырехруким мастером. Точно так же и он. Мы вместе 22 года. Он по образованию инженер по робототехнике.
К большому счастью, на меня ложится только творческая и прикладная работа - начало и конец создания работы. Всю остальную промежуточную работу берет на себя муж, очень ответственную ее часть, начиная с оборудования и химии и заканчивая внешними контактами. Я всегда подчеркиваю, что, если бы не Руслан, я бы не смогла охватить столько всего.
-Наверняка, как и у любой женщины, у Вас есть свои слабости, несмотря на такую неженскую профессию.
-Конечно, они есть. Моя сугубо женская слабость в моделировании одежды. У меня нет ни одной купленной вещи. Сейчас у меня есть мастера, которые шьют одежду с моими крючками, пуговками. Раньше я всю одежду себе шила сама. Сумочки, сапожки с серебряными каблучками и отделкой... Это и есть моя слабость.
Я полюбила рукоделие еще ребенком. Так, в школу я пошла в форме, которую сшила себе сама, а в четвертом классе сшила себе пальто и с тех пор уже ни разу не покупала.
Я очень люблю моделировать красивую одежду из шелка. Ведь у нас в доме одни мужчины (муж и два сына-ред.), а они умеют дать почувствовать себя нужной и защищенной. Охапка сирени, духи, шелка - мои мужчины умеют баловать.
У нас патриархальный строй, и мне это очень по душе, ведь я совершенно не властный человек. И не будь я художником, была бы просто мамой, ведь это предназначение любой женщины. В доме у нас везде балдахины, красивые подушки.
Моя миссия - сделать так, чтобы всегда хотелось вернуться домой, где тепло, уютно, вкусно и красиво, а профессия - это уже вопрос второй.
Следующая запись: ОБО ВСЕМ - 27 августа 2016 в 08:56
Лучшие публикации