Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ОБО ВСЕМ
ОБО ВСЕМ
Молодые царевны.

Они воспитывались в пансионах для благородных девиц.

Вопрос с женским образованием решался в России непросто. Предполагалось, что образование необходимо только женщинам дворянского происхождения. А учебные заведения должны быть только закрытыми. Так появились институты благородных девиц.

Смольный институт

Наиболее привилегированным институтом благородных девиц был Смольный институт, или Воспитательное общество благородных девиц, как его раньше называли. Он был основан в 1764 году в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря около деревни Смольной. В начале XVIII века на берегу Невы Петр I построил Смоляной двор, где добывалась смола для нужд Адмиралтейства, и Летний дворец при Елизавете Петровне, который назвали Смольным. Позднее здесь был основан Воскресенский женский монастырь, ансамбль которого спроектировал В. В. Растрелли. В 1797 году монастырь был закрыт, в остальных его помещениях была открыта богадельня для дворянских вдов («Вдовий дом»), а для института в 1806–1808 годах по проекту Дж. Кваренги было выстроено специальное трехэтажное здание.

Первый набор в институте составлял 200 девиц дворянского происхождения с 6–7-летнего возраста; девушки в течение 12 лет были полностью изолированы от семьи, находясь в институте. Воспитательные проекты носили следы влияния идей Ж.-Ж. Руссо о воспитании «новой породы людей». Смольный институт призван был создать новый тип дворянки. Был создан обширный план умственного, нравственного и физического и воспитания девочек. Программа общеобразовательных предметов в нем была очень обширной, кроме этого, значительное место занимали эстетические предметы: музыка, танцы, рисование.



Воспитанницы института делились по 4 возрастам:

I — от 6 до 9 лет;

II — от 9 до 12 лет;

III — от 12 до 15 лет;

IV — от 15 до 18 лет.

Учебная программа: закон Божий и иностранные языки, русский язык, арифметика, география, история, а в III возрасте архитектура, опытная физика и геральдика.

Для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, вышиванию, шитью. Но главной целью воспитания было формирование «новой дворянской женщины», образованной, эстетически развитой, занимающей видное место в светской жизни. По указанию Екатерины II и в самом институте, и в домах петербургских вельмож устраивались балы, спектакли, на которых присутствовали воспитанницы института. Торжественно проходили собрания по окончанию учебного года. Приглашались придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины. Постепенно количество институтов благородных девиц увеличивалось: в Москве, Казани, Харькове, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Саратове, Оренбурге, Тифлисе, Киеве и других городах.

Но если для обучения дочерей дворянских семей открывались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения (дочери ремесленников, отставных низших военных чинов, мелких торговцев, мелких чиновников) могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях, первым из которых было Мещанское училище при Смольном институте. В нем преподавались закон Божий, рукоделие, арифметика, домоводство. Целью училища было воспитание хороших хозяек и богобоязненных матерей семейств. Кроме Мещанского училища для девушек среднего сословия были образованы Мариинский институт, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт по набережной Мойки в Петербурге, а также сиротские дома в Москве, Кронштадте и Иркутске, петербургские, московские, симбирские дома трудолюбия.

Частные пансионы

Кроме государственных учебных заведений, в России было развито частное образование (частные пансионы). Пансионы делились на 3 разряда в зависимости от учебной программы: программа пансионов I разряда соответствовала программе гимназий, II — уездным училищам, III — приходским. В пансионах I разряда обучались преимущественно дети состоятельных дворян. В них большое внимание обращали на обучение французскому и немецкому языкам, танцам, хорошим манерам, музыке, фехтованию. Пансионы II разряда пользовались популярностью среди купечества, состоятельного мещанства. Учебная программа пансионов II разряда включала в основном общеобразовательные предметы: математику, историю, географию, химию, физику и какой-либо иностранный язык. В пансионах III разряда учились дети бедных дворян, мелких торговцев и даже зажиточных казенных крестьян. Программы лучших женских пансионов приближались к учебной программе институтов благородных девиц. В программе: закон Божий, русский, немецкий и французский языки, арифметика, история, география , рисование, музыка, танцы, рукоделие. В немногих столичных пансионах добавлялись еще и мифология, эстетика, естественная история. Плата за обучение в женском пансионе была выше, чем в мужском.

Особенность частных пансионов: изоляция воспитанников от жизни вообще, преподавание велось так, что предметы не были связаны с жизнью, разрешалось читать только учебники и Священное писание, жития святых, большинство частных пансионов содержали иностранцы, поэтому обучение было в ущерб русской культуре. Часто выпускники этих пансионов даже плохо говорили по-русски.

Домашнее образование

Домашнее образование и воспитание получала значительная часть дворянских детей. Его качество во многом зависело от культурного уровня самих родителей, хотя именно от них оно зависело мало, т.к. после няни, в возрасте 7-8 лет детей передавали на воспитание гувернеров ( мальчиков) и гувернанток (девочек), в основном немецкого или французского происхождения. Часто гувернеры не имели никакого образования, а на родине были парикмахерами или лакеями. Об этом мы находим много примеров в художественной литературе XIX века. Кроме гувернера, нанимали русского учителя — по большей части преподавателя гимназии, который должен был проходить с ними гимназический курс. По словам современников, «обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона Божьего, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории литературы, главным образом, французской».

В богатых столичных домах мальчиков и девочек учили танцам специально приглашаемые учителя. В более бедных семьях обходились без учителей танцев или им обучали сами родители. О домашнем образовании дворянских детей резко отзывались многие выдающиеся люди. А.С. Пушкин: «В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное. Ребенок окружен одними холопами, видит гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается знанием двух-трех языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-либо нанятым учителем». Стоит вспомнить уровень воспитанности помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», чтобы понять, каким могло быть домашнее воспитание.

Однако среди дворян были и примеры высокой нравственности, бескорыстия, доброты и великодушия – это мы видим и в реальной жизни, и в произведениях литературы: образованная и умная графиня Е.П. Растопчина, благоговеющий перед отцом, но храбрый в бою Андрей Болконский из романа Л.Толстого «Война и мир», меценаты братья Третьяковы – примеры можно множить и множить...
"
Рейтинг записи:
9,0 - 357 отзывов
Нравится325
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Milanika Milanika
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Ириска Ириска
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наталия Наталия
Комментарий скрыт
Ирина Ирина
И сейчас существует и работает Смольный институт. Он был создан в 1998 г. по инициативе удивительного человека - Иманова Г.М. http://www.smun.spb.ru/progects Когда он выступает, то можно просто заслушаться и его подход к образованию и воспитанию действительно соответствует потребностям государства России.
Наталия Наталия
Комментарий скрыт
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наталия Наталия
Комментарий скрыт
Лариса Лариса
в Кембридже,если тебе непонятно
Ирина Ирина
Наталья, есть в нынешнем Смольном институте и девицы, которые там учатся. Именно благородные - с соответствующим поведением, других там не учат.
Наталия Наталия
Комментарий скрыт
Людмила Людмила
Вы посмотрите, как они скромны...
Наталия Наталия
Комментарий скрыт
Татьяна Татьяна
Настоящие леди... Не то, что сейчас каждая из себя строит черт те что- ни писать правильно, ни музицировать, ни рукодельничать, ни танцевать- только сигареты смалить, пиво дудлить, матом владеть в совершенстве и, поют песни, что мол девушек любить и на руках носить нужно... не то, она обидеться может, и никогда не простит ему такого жутчайшего поступка....
Наталья Наталья
Моя бабушка и 4 ее сестры закончили Дом трудолюбия в Рязани-заведение для обедневших дворянских девочек.Образование на уровне гимназии с трудовыми навыками перед революцией. Были хорошо образованными, бабушка рисовала по бархату., сестры были учителями, бухгалтерами.
Leta Leta
Благородных девиц с радостью быстро замуж разбирали, а сейчас:
У меня подруга с 3 высшими образованиями, шьет, вяжет, готовит, чистюля, ну, и, что, где ее заслуженное женское счастье?!!!
Ксюрик Ксюрик
Комментарий скрыт
Артём Артём
Комментарий скрыт
Надежда Надежда
Комментарий скрыт
Татьяна Татьяна
Комментарий скрыт
Светлана Светлана
Комментарий скрыт
Елена Елена
Leta понимаю вас, очень немногим мужчинам нужна умная жена))) чаще - лишь домработница, к тому ж на ее фоне - им со средней школой ну совсем никак
Лариса Лариса
Даааа И наша элита собчаки и машки гайдар Все кануло в лето Глобализация Вернее садом и гамора
Галина Галина
НЕ МЕШАЛО БЫ СЕЙЧАС ВВЕСТИ ИНСТИТУТЫ ДЛЯ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ.....ДЕФИЦИТ ХОРОШИХ МАНЕР И СПЛОШНОЕ ГОЛЬЕ....(
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Тата Тата
только девиц благородных где взять?
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Иванов Иванов
Сей мудрый педагогический опыт по воспитанию благородных дам похоронен на долгие времена, но вместе с тем следует сказать, уложения по воспитанию и образовательные программы писаны от руки для сих девиц. А рукописи как говорится не горят!!!???
Ангелина Ангелина
Комментарий скрыт
Бертольд Бертольд
GIF Preview
Лариса Григорьевна Лариса Григорьевна
И что? Все с одного места и с одного теста и рождаются голыми.А звания-это проблемы болезней мозга.Ни из кого из них золото не сыпалось.И в чём смысл званий?Рангов? Ни в чём!
Наверх