МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «КРЫЛО ИКАРА» - мемориал «Летчикам-испытателям прошлого, настоящего и будущего». Создан в память о погибших летчиках-испытателях. Если взглянуть на мемориал с высоты птичьего полета, то в мраморных плитах угадываются кресты.
Из истории создания
Скульптор Фетисов Виктор Георгиевич совместно с Диной Ершовой разработал проект «Крыла» для одного из комсомольских конкурсов, но идею не приняли. Когда, из Ахтубинска приехал Степан Анастасович Микоян в сопровождении нескольких летчиков-испытателей, и увидел макет «Крыла», то предложил использовать его в качестве макета для мемориала погибшим летчикам-испытателям в г. Ахтубинск.
Микоян слыл человеком интеллигентным и тонко улавливающим грань между хорошим и безвкусицей, поэтому, когда продумывался макет для мемориала, сразу сказал: «Нам не надо эпохальных фигур, улетающих куда-то в неизвестность». Это высказывание было связано с тем, что в то время, после полета Гагарина в космос, было модно сооружать памятники с человеком, протянувшим ввысь руки. Здесь же требовалось найти обобщающий символ авиации прошлого, настоящего и будущего. В итоге, в основу монумента легло «Крыло Икара».
Сооружение монумента происходило под открытым небом. На место строительства памятника был завезен песок и разбита площадка. Рабочие вырезали листы из нержавеющей стали, гнули кувалдой. Сваривал листы мастер из Капустин Яра, специализировавшийся на сварке ракетных шахт. Этим методом в стране было выполнено все три памятника, один из них «Рабочий и Колхозница» Веры Мухиной, который, в отличие от «Крыла Икара» изготавливали на заводе. Позже, знаменитая скульптурная композиция, украшавшая вход на ВДНХ, находилась на реставрации — прогнили металлические каркасы. В Ахтубинске Фетисовым впервые была применена уникальная технология — облепка каркаса гипсом. Гипс гигроскопичен и позволяет сохранять внутри оптимальный баланс. Зимой поглощает влагу, а летом ее отдает, не позволяя металлу коррозировать. Именно поэтому, спустя 30 лет, памятник не поврежден, требуется только косметический ремонт основы.
Памятник пытались закрыть, когда работы над ним уже были фактически завершены из-за того, что не было проведено согласование с Москвой. Авторитетная комиссия Министерства обороны бывшая проездом в Ахтубинске, случайно узнала о почти готовом монументе и усомнилась в целесообразности его завершения — так как заказали его малоизвестному скульптору, а не лауреату Ленинской премии. На самом деле к тому времени Фетисов являлся членом Союза художников.
Помогло вмешательство известного скульптора Георгия Васильевича Нероды, который высказался вполне определенно: «Первый раз у нас проходит человек с периферии, а мы его отталкиваем. Надо поддержать». На сторону мастера встали и летчики-испытатели, твердо настоявшие на первоначальном варианте, «Крыло» удалось отстоять.
Ансамбль включает в себя «Крыло Икара» — стальной памятник в виде крыла, 4 стелы из черного мрамора с именами погибших летчиков-испытателей. С высоты птичьего полета похожи на кресты. На стелах высечены слова из поэмы "Рэквием", написанные поэтом Робертом Рождественским: «Помним всех поименно, Горем помним своим. Это нужно не мертвым, Это надо живым». В состав также входит захоронение Николая Ильича Стогова с памятником (заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник). А также небольшой прямоугольный парк с двумя аллеями, окруженный елями.
Следующая запись: Где-то в России.. love-gorod.ru
Лучшие публикации