
ПЕТЕРБУРГ / ПЕТЕРГОФ / достопримечательности
СОБСТВЕННАЯ ДАЧА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
Собственная дача находится в Петергофе, рядом с Сергиевкой у Петергофской дороги. Участок этот несколько раз менял владельцев в первой половине 18 века, в 1741 году он был пожалован Елизавете Петровне. Когда Елизавета взошла на престол, здесь было начато строительство. Были возведены кухни, погреба, конюшни, а западнее дворца на возвышенности возвели деревянную придворную Владимирскую церковь. Восточнее от дворца архитектор Ф.-Б. Растрелли построил новый деревянный одноэтажный дом, соединяющийся с дворцом галереей, проходившей через овраг. Именно в эти годы и закрепилось название Собственная дача, что значит личное императорское владение (не парадная резиденция). После смерти Елизаветы Петровны Собственная дача пришла в упадок, однако в 1770-е годы здесь работал Ю. М. Фельтен, построив достаточно скромное по отделке здание.
Нынешний облик здания дворца сложился в 1850-х годах, когда двухэтажный дворец был перестроен по проекту Андрея Штакеншнейдера в необарочном стиле. Собственная дача наследника-цесаревича (будущего императора Александра II) была надстроена третьим, мансардным этажом, фасады украшены четырьмя атлантами и колоннами, с восточной стороны — мраморными львами.
Собственная дача занимает очень значимое место в истории русской архитектуры середины 19 века. Именно этой постройкой открывается новое направление в русской архитектуре 19 в. – стилизаторское «второе барокко». Именно «второе барокко» стало одним из самых распространённых стилей особняков и дворцов середины 19 в. Используя стены старого здания, Штакеншнейдер полностью изменил его внешний и внутренний облик. Снаружи Собственная дача напоминает пышные дворцы периода позднего русского барокко. Интерьеры же были оформлены в «стиле Людовика XV». К сожалению, вся внутренняя отделка здания утрачена, о ней судить можно только по рисункам и фотографиям. Мебель, картины, сервизы были выполнены в подражание искусству 18 в. Можно вполне согласиться с мнением фрейлины А. Ф. Тютчевой, что Собственная дача это «драгоценная безделушка роскоши и изящества», за которую были заплачены большие деньги.
В советские годы во дворце был организован музей, затем его потеснила госдача. В конце 1980-х была проведена последняя серьезная реставрация фасадов, а после этого здание фактически оказалось заброшенным. В 2004 году подрядчик ЗАО «Леноблреставрация» начинал было восстановительные работы, но они затянулись, и ничего существенного сделано так и не было.
В 2012-м губернатор Георгий Полтавченко подписал постановление о приспособлении памятника под дворец бракосочетаний. Годом позже был объявлен конкурс на проектные работы.
Сейчас здание окружено строительным забором, но реставрационные работы не ведутся.
СОБСТВЕННАЯ ДАЧА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
Собственная дача находится в Петергофе, рядом с Сергиевкой у Петергофской дороги. Участок этот несколько раз менял владельцев в первой половине 18 века, в 1741 году он был пожалован Елизавете Петровне. Когда Елизавета взошла на престол, здесь было начато строительство. Были возведены кухни, погреба, конюшни, а западнее дворца на возвышенности возвели деревянную придворную Владимирскую церковь. Восточнее от дворца архитектор Ф.-Б. Растрелли построил новый деревянный одноэтажный дом, соединяющийся с дворцом галереей, проходившей через овраг. Именно в эти годы и закрепилось название Собственная дача, что значит личное императорское владение (не парадная резиденция). После смерти Елизаветы Петровны Собственная дача пришла в упадок, однако в 1770-е годы здесь работал Ю. М. Фельтен, построив достаточно скромное по отделке здание.
Нынешний облик здания дворца сложился в 1850-х годах, когда двухэтажный дворец был перестроен по проекту Андрея Штакеншнейдера в необарочном стиле. Собственная дача наследника-цесаревича (будущего императора Александра II) была надстроена третьим, мансардным этажом, фасады украшены четырьмя атлантами и колоннами, с восточной стороны — мраморными львами.
Собственная дача занимает очень значимое место в истории русской архитектуры середины 19 века. Именно этой постройкой открывается новое направление в русской архитектуре 19 в. – стилизаторское «второе барокко». Именно «второе барокко» стало одним из самых распространённых стилей особняков и дворцов середины 19 в. Используя стены старого здания, Штакеншнейдер полностью изменил его внешний и внутренний облик. Снаружи Собственная дача напоминает пышные дворцы периода позднего русского барокко. Интерьеры же были оформлены в «стиле Людовика XV». К сожалению, вся внутренняя отделка здания утрачена, о ней судить можно только по рисункам и фотографиям. Мебель, картины, сервизы были выполнены в подражание искусству 18 в. Можно вполне согласиться с мнением фрейлины А. Ф. Тютчевой, что Собственная дача это «драгоценная безделушка роскоши и изящества», за которую были заплачены большие деньги.
В советские годы во дворце был организован музей, затем его потеснила госдача. В конце 1980-х была проведена последняя серьезная реставрация фасадов, а после этого здание фактически оказалось заброшенным. В 2004 году подрядчик ЗАО «Леноблреставрация» начинал было восстановительные работы, но они затянулись, и ничего существенного сделано так и не было.
В 2012-м губернатор Георгий Полтавченко подписал постановление о приспособлении памятника под дворец бракосочетаний. Годом позже был объявлен конкурс на проектные работы.
Сейчас здание окружено строительным забором, но реставрационные работы не ведутся.
Следующая запись: Виды городов Российской империи на гравюрах и картинах 19 века / Псков. 1-я пол. 19 в.
Лучшие публикации