Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Про детей
Про детей
ВАШ РЕБЕНОК САНГВИНИК,ХОЛЕРИК,ФЛЕГМАТИК ИЛИ МЕЛАНХОЛИК?
Индивидуальные
особенности нервной системы обнаруживаются при внимательном наблюдении
за поведением ребенка. Именно особенностями нервной системы объясняется и
сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию,
каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли
меняет игрушки, играющих) и т. д.
Чем младше
ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В
зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче
формировать, другие – труднее. Требования взрослого для одного могут
быть посильными, а для другого – непосильными. А непосильные требования
вызывают упрямство, ведут к конфликту. Рассмотрим четыре типа высшей
нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с
детьми.
1.Возбудимый ребенок (холерик)
Вспыльчив, самоуверен и
стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не
продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит
долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно
предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть
самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он
решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в
последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.
Бурно
реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от
состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается,
быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен.
Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать
свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей
возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:
исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями
Для этого хороши:
игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия
с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы
советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все
таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
занятия с картинками, лото;
рисование, лепка, аппликация.
Ошибки родителей:
Жесткий
контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой
приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.
Рекомендации:
Разговаривать
с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого
при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не
злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять
всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл – тихо,
спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать
тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты
огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили:
он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».
2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)
О
нем обычно говорят – впечатлителен. В отличие от легко возбудимых - у
этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это
вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он
нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо
знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют.
Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его
привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает.
Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на
все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону,
с которым к нему обращаются.
Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.
Важно!
Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели
только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс
неполноценности.
Рекомендации:
В общении с такими детьми
рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствие
увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого
товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок
поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.
Важно
приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его
еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть
робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него
уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить
с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со
взрослыми, а затем и с детьми.
3. Медлительный ребенок (флегматик)
Медлительный,
усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в
своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми
игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде
непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с
детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик
способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в
гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен
устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он
недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.
Ошибки родителей:
- не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.
Важно!
Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и
неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и
развиться ощущение своей неполноценности.
Рекомендации:
Воспитание
такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его,
лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого
еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как
ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна
гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень.
Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом,
чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и
инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в
деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?»,
заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой.
Например: «быстрее оденешься – не опоздаем в цирк и т. д.»
4. Спокойный ребенок (сангвиник)
Живой,
жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это
ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен,
умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление
решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко
сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных
ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.
Сангвиники
- эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно
требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они
есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в
компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» - обычно
отвечают: «Со всеми».
Но сангвиники часто не доводят до конца
начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на
них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.
С таким
ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в
играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает
много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого
типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не
доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к
подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как
положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных
действий.
Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается,
жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не
обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его
контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный
дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние
переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение
доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на
успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.
Рекомендации:
Надо
помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить
одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же
переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть
систематический, требования – строгие и постоянные.
Психологи
утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей
ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и
сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента –
основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности
личности, которые проявляются в поступках.
ВАШ РЕБЕНОК САНГВИНИК,ХОЛЕРИК,ФЛЕГМАТИК ИЛИ МЕЛАНХОЛИК? Индивидуальные особенности нервной системы ...
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх