Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Впечатления Питера
История самых крупных пожаров Северной столицы.

Первый пожар

Первым большим пожаром стал пожар на Троицкой площади 1710 года. В те времена на этой площади, бывшей центральной площадью города, располагались торговые ряды. Проходы между ними были очень узкими, что помогало распространению огня. За одну ночь пламя уничтожило первый в Петербурге Гостиный двор и ряд торговых кораблей, стоящих на Неве. Эта катастрофа послужила толчком для первого шага в создании пожарной охраны города: был сформирован отряд барабанщиков, которые должны были оповещать жителей барабанным боем о том, что поблизости случилось возгорание. В те времена профессиональных пожарных не было, и обыватели вместе с военными должны были сами заниматься пожаротушением.

Пожар 1727 года

Этот пожар стал самым губительным для жителей Петербурга и остаётся таковым до сих пор. Огонь вспыхнул на берегу Малой Невы, охватив сперва склады и прилегающие здания, а потом перекинувшись на торговые барки. Все они сгорели. На место пожара прибыл сам император Пётр II и, как говорят, помогал тушить его. Тогда погибло 500 человек — самое большое количество жертв огня за всю историю Петербурга.

Есть версия, что в данном случае был организован поджог: то ли купцы, то ли кто-то из приезжих намеренно поджёг склады. Однако чем это могло быть мотивировано — неясно. Купцам, чей товар и имущество пострадали, государство возметило убытки в размере трети стоимости сгоревшего. После этого ужасающего пожара были приняты новые меры профилактики возгораний: выпущены рекомендации по безопасному устройству печей и дымоходов, снесены деревянные постройки, расположенные слишком близко к важным и пожароопасным зданиям. На основе этого был разработан первый российский противопожарный кодекс «О смотрении строений в городах и о сбережении от пожаров».

Пожары 1736-1737 годов

Несмотря на предосторожности, введённые в предыдущие года, в первое столетие Петербурга пожары всё ещё оставались страшной и неудержимой силой. Один из самых разрушительных пожаров, произошедший в 1736 году, был вызван простой неосторожностью. Слуги персидского посла Ахмед-хана, который жил в доме на углу набережной Мойки и Невского проспекта, курили трубки во дворе, искра попала в кучу сена, и вскоре весь дом запылал. Огонь быстро перекинулся на другие строения и за восемь часов опустошил район между Невским, Мойкой и Главпочтамтом. Уничтожены были все дома на Большой и Малой Морской улицах.

Ситуация повторилась на следующий год: в этом же районе, сразу в двух местах вновь вспыхнуло пламя. Этот пожар был ещё более разрушительным: пострадало около тысячи домов. После двух огненных лет от всех зданий в этой части города уцелела едва ли одна пятая. Оба раза возгорания были связаны с человеческим фактором, однако в 1737 году случился именно поджог — на крыше одного из домов, с которого начался пожар, был найден горшок с воспламеняющейся смесью.

Как ни странно, последствия этих катастроф были не только печальными, но и полезными. Для поиска поджигателей была организовано первое разделение города на части, в каждой из которых была проведена перепись. Статистика помогла раскрыть злоумышленников и наказать их. Также была открыта первая градостроительная организация нашей страны: Комиссия о строительстве в Петербурге, которая должна была регламенитровать постройку новых домов в городе и контролировать снос старых. Деревянные постройки были окончательно запрещены.

Пожар в Зимнем Дворце

17 декабря 1837 года стало роковой датой для одной из самых прекрасных и величественных достопримечательностей Петербурга, резиденции императоров. Ещё за два дня до этого жители и прислуга дворца замечали, что в некоторых помещениях чувствуется запах гари, который, однако, периодически исчезал. В конце-концов, во дворец вызвали пожарных. Вместе с кочегарами они пытались найти очаг возгорания, от которого шёл запах. Однако, их попытки не увенчались успехом, хотя были залиты водой все щели, из которых шёл дым.

Наконец, один из пожарных сломал ломом одну из фальшивых зеркальных дверей дворца, и оттуда вырвалось пламя. Огонь уже разгорелся настолько, что без промедления охватил деревянные балки потолка. Помещения дворца заполнились дымом. Император Николай I, находившийся до этого в театре, прибыл на пожар и велел разбить окна на хорах Фельдмаршалского зала, чтобы спасти людей от удушения дымом. Этот приказ, однако, имел и негативные последствия: благодаря притоку кислорода огонь стал распространяться быстрее. Тотчас на помощь были вызваны гвардейские полки и интендантские команды: вокруг дворца собралось около 20 тысяч солдат. Они принялись сооружать кирпичные стены в переходах дворца, ещё не охваченых пламенем, чтобы не дать огню распространиться в прилегающие здания Эрмитажа.

Проводилась эвакуация ценностей из помещений императорской резиденции. Мебель, документы, люстры, скульптуры, картины складывали прямо на площади возле Александровской колонны. Пламя полыхало тридцать часов, уничтожая неповторимые интерьеры, созданные знаменитыми архитекторами Росси, Кваренги, Монферраном и Растрелли. Также погибли многие исторические документы и произведения искусства. Зарево пожара было таким огромным, что, по словам очевидцев, его можно было наблюдать даже с расстояния в 60 километров от столицы. После того, как пламя погасло, здание тлело ещё три дня. Реставрация дворца заняла около двух лет, однако многое было утрачено навсегда. Эта катастрофа послужила причиной создания многочисленных противопожарных конструкций внутри дворца, которые помогли бы не допустить повторения такого разрушительного возгорания.

Пожар на Бадаевских складах

Следующий пожар, который стоит упомянуть, случился уже в XX веке и был связан с блокадой Ленинграда. Бадаевские склады, построенные в 1914 году в Московском районе, использовались для хранения продовольствия. Занимали склады участок площадь в 27 гектаров. 8 сентября 1941 года из-за авиабомбардировки склады загорелись. Зарево пожара было видно даже на Петроградской стороне, весь город знал, что Бадаевские склады в огне, но тушить их было некому: 38 человек местной пожарной охраны не справлялись с пламенем, а местные жители не могли прийти на помощь, ведь у них не было пропусков для передвижения по городу при воздушной тревоге. Первый городской пожарный расчёт прибыл только через полтора часа, когда огромные запасы продовольствия были уничтожены: сгорели 3 тысячи тонн муки и 2.5 тонн сахара.

Многие ленинградцы считали, что именно этот пожар послужил причиной тяжёлого голода, с которым впоследствии столкнулись блокадники. В действительности же, конечно, Бадаевские склады не были единственными, и их разрушение не сыграло главной роли, однако запасы пищи, хранившиеся там, смогли бы спасти жизнь многим гражданам и смогли бы обеспечивать весь Лениград небольшими пайками в течение, примерно, месяца.

Нужно отметить, что этот пожар не был бы таким разрушительным, если бы не преступная халатность местной администрации. Несмотря на то, что на территории складов имелось полторы тысячи бочек с водой, 300 ящиков с песком и множество огнетушителей, многие кладовые были заперты, и пожарным приходилось срывать замки, запоздало обнаруживая очаги возгораний. К тому же, крыши не были обработаны огнезащитным составом, что, при бомбардировке с воздуха, стало огромным упущением. По 10 лет заключения получили за халатность исполняющий обязанности директора склада, начальник местного ПВО и начальник пожарной охраны. Однако это не уберегло тех, кто был вынужден голодать из-за потерянных запасов пищи.

Пожар в гостинице «Ленинград»

Гостиница «Ленинград», которая ныне гордо именуется отелем «Санкт-Петербург», находится на Пироговской набережной, на Выборгской стороне. Это произведение советской архитектуры, заслужившее гостиничный рейтинг в три звезды, было в своё время одной из самых продвинутых гостиниц в СССР, которая действовала по европейским стандартам. По этой причине, здесь останавливались многие иностранцы и известные люди.

23 февраля 1991 года в гостинице начался пожар. Как выяснилось позже, возгорание произошло в номере шведских туристов на седьмом этаже. Огонь появился из-за включенного и оставленного без примотра телевизора «Рекорд-В-312». Пожар быстро охватил коридоры и шахты лифтов, перекрывая для постояльцев пути эвакуации. Пожарных вызвали в восемь утра, но, когда те приехали, оказалось, что лестницы просто не достают до этажей, на которых бушевало пламя.

Однако не столько был опасен огонь, сколько дым. В жилых помещениях было много пластика, который при горении выделяет множество вредных веществ, и жители гостиницы, вдыхая чёрный дым, теряли сознание, пытаясь выбраться из номеров. Пока пожар не разошёлся на полную силу, некоторым удалось покинуть верхние этажи, например, актёру Андрею Соколову, но потом загорелась последняя внутренняя лестница, и использовать её стало невозможно.

Многие, в том числе французская актриса Марина Влади, приехавшая в Ленинград на съёмки, были вынуждены спасаться сами. Из простыней и одеял вязали верёвки, спускали их из окон, и по этим импровизированным канатам люди спускались вниз, до тех этажей, куда доставали пожарные автолестницы. Некоторые срывались и падали, разбиваясь насмерть.

Тушение пожара продолжалось несколько часов. На удивление, среди постояльцев гостиницы оказалось не слишком много жертв: погибло семь человек. Пожарные, боровшиеся с огнём, потеряли девятерых. С тех пор 23 февраля считается днём памяти в Петербургском гарнизоне пожарной охраны. Благодаря подвигу огнеборцев было спасено около 300 человек.

Пожары последних лет

Сейчас наш город сильно разросся и находится в процессе постоянного изменения. Стройки, склады, заброшенные или просто старые здания, активность людей и плотность заселения — всё это пожароопасные факторы. По статистике за 2013 год, в Петербурге произошло 3289 пожаров (это 9 пожаров в день). Конечно, в их число входят и мелкие бытовые возгорания, но тем не менее, можно с почти полной уверенностью сказать: почти всегда что-то где-то горит. А значит, куда-то едут пожарные. К счастью, благодаря профессионализму огнеборцев, противопожарным предписаниям и новым технологиям, количество пожаров, особенно крупных, падает. Но, всё же, они случаются.

В 2006 году горел Троицкий собор: возгорание произошло на строительных лесах, опоясовавших купол. Зрелище раскалённого золотого креста, объятого языками пламени, ещё долго оставалось в сознании петербуржцев как пугающий знак. Пожар тушили с вертолёта, пострадавших не было, а через два года реставрация собора завершилась.

В 2013 году горел корпус Технологического института, где обрушился старый купол деревянного здания. Для тушения пожара были перекрыты несколько улиц. К счастью, на момент тушения пожара, людей на месте возгорания не оказалось.

И, наконец, совсем недавно, 17 октября 2018 года, произошёл один из самых крупных пожаров в нашем городе. Горели склады смазочных материалов в промзоне «Парнас». Из-за легковоспламеняющегося содержимого складов огонь распространился на 10 000 квадратных метров, столб пламени достигал высоты 30 метров, а дым было видно даже из самолётов. Катастрофический размер этого пожара не остановил профессионалов: пламя тушили три дня и его удалось побороть, хотя тление продолжалось ещё долго. Окружающие «Парнас» территории заволокло дымом, мешающим движению автотранспорта. Одним вертолётом было потрачено более 60 тонн воды, но главное — никто не пострадал. И это говорит о том, что петербургские пожарные выполняют свой долг.
История самых крупных пожаров Северной столицы. Первый пожар Первым большим пожаром стал пожар на ...
Рейтинг записи:
5,5 - 2 отзыва
Нравится2
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх