Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
The Sun. Психотерапия. Психологические инновации.
БЕСПЛАТНЫЙ психологический тренинг от центра The Sun "Как говорить о ВАЖНОМ?" состоится УЖЕ СЕГОДНЯ января в 18.00 по адресу Невский проспект, 81 (пространство Циферблат, vk.com/ziferblatnevsky)
В рамках тренинга публикуем статью:

Как извиняться правильно

Почему нам так сложно просить прощения, а наши извинения не всегда звучат убедительно? Мало кто задумывается о том, что существуют определенные правила, следуя которым извинения из банальных слов могут превратиться в инструмент эффективного восстановления доверия и уважения в отношениях.
Гай Уинч
(Гай Уинч – клинический психолог, доктор философии, член Американской психологической ассоциации).

Умение признавать свою вину и приносить извинения является одной из характеристик зрелой личности.

ПОЧЕМУ НАМ ТАК СЛОЖНО ИЗВИНЯТЬСЯ?

Извиняться – это значит признавать свою ошибку и неправоту. Нужно определенное мужество для того, чтобы показать, что ты не идеален. В детстве от нас извинений требовали, заставляя пойти подумать о своем поведении или угрожая лишением сладостей или мультиков. Это способствует тому, что социокультурные нормы не осознаются и не воспитываются внутренне, а насаждаются извне, сопровождаясь чувством непонимания, ущемленности, обиженности. Поэтому многие из нас вместе с навыком извинения надолго усваивают и чувство унижения, которое сопутствует тому, что взрослые, наделенные властью над детьми, требуют того, чего ребенок не хочет или попросту еще не может понять.

Как следствие, можно часто слышать, как в попытке избежать чувства униженности уже взрослые люди не всегда выбирают действительно верные формулировки. Наверняка вам знакомы следующие фразы: «Извини меня, если я тебя обидел(а)», или «Прости меня, но я считаю…» – иногда мы их произносим не сознательно, не отдавая себе отчет в полной мере в том, что эти «если» и «но» говорят о некоторой неискренности извиняющегося. Они скрывают неуверенность извиняющегося в том, что он действительно раскаивается и понимает, чем обидел другого человека. Это легче понять, когда вы оказываетесь на месте того, у кого просят прощения подобным образом: формально извинение прозвучало, но желания простить не появилось.

Есть большая разница и между тем, чтобы сказать «я извиняюсь» или «прошу прощения» и «извини (прости) меня, пожалуйста». В первом случае мы апеллируем к себе, и это больше похоже на формальное выполнение социальных условностей. Во втором случае мы обращаемся к человеку, чьи чувства задели тем или иным образом. Это гораздо сложнее, потому что делает нас уязвимыми: другой человек волен как простить нас, так и не принимать извинений.

ЗАЧЕМ НУЖНО ИЗВИНЯТЬСЯ?
Почему мы вообще просим прощения? Попробуйте задать этот вопрос себе или кому-то из своих знакомых, и наверняка вы услышите в ответ что-то подобное: «Потому что я был(а) не прав(а)/заблуждался(ась)», или «Это было единственно правильное/зрелое/ответственное решение». В этом-то и заключается проблема: подобные мотивы не отражают того, на достижение чего извинения на самом деле должны быть направлены.

Зачем вообще извиняться?

Считается, если вы извиняетесь – значит, вы кого-то обидели, расстроили, подвели – нарушили чье-то эмоциональное равновесие. Поэтому основной целью извинений должна быть попытка его восстановления, своего рода возмещение эмоционального ущерба и получение искреннего прощения. Поэтому для того, чтобы извинения были действенными, они должны быть сфокусированы на чувствах и потребностях другого человека, а не на наших собственных. Фундаментальное непонимание того, кто все-таки является центром извинений, часто становится причиной, по которой публичные извинения многих политиков, спортсменов и других знаменитостей звучат откровенно неискренне и почему столь многие из наших собственных усилий оказываются неэффективными. Ответ прост: мы не пытаемся помочь другому человеку чувствовать себя лучше, мы стремимся к тому, чтобы самим чувствовать себя лучше.

КЛЮЧ К ЭФФЕКТИВНЫМ
ИЗВИНЕНИЯМ
Извинения – инструмент, демонстрирующий осознание и признание факта нарушения социальных ожиданий или норм. С помощью него мы берем на себя ответственность за последствия наших действий, просим прощения у того, кого обидели, и таким образом делаем шаг навстречу восстановлению доверия и уважения в наших отношениях. Эта формулировка означает, что для того, чтобы извинения были эффективными, они должны содержать в себе следующие ключевые компоненты:

Четко сформулированное послание «Прости (извини) меня».
Выражение сожаления за то, что произошло.
Признание того, что социальные нормы или ожидания были нарушены.
Выражение сочувствия.
Просьба о прощении.
Наиболее важным из этих пяти моментов, о котором, к сожалению, мы часто забываем, является выражение сочувствия. Для того чтобы другой человек по-настоящему простил нас, он должен увидеть, что мы смогли осознать и словно на себе прочувствовать все то, через что вольно или невольно заставили пройти его. Сделать это убедительно гораздо труднее, чем может показаться. Давайте рассмотрим это на примере.

Ситуация: У вас был тяжелый день на работе, вы в ужасном настроении возвращаетесь домой, уже поздно, и вы чувствуете себя слишком разбитым и раздраженным, чтобы идти на день рождения вашего очень хорошего друга. Кроме того, вам кажется, что в таком состоянии вам лучше держаться подальше от людей и незачем портить настроение окружающим. Вы просыпаетесь на следующее утро с мучительным чувством вины, которое усугубляется, когда вы начинаете анализировать ситуацию и понимаете, что даже не позвонили другу, чтобы предупредить, что не придете.

Решение: Что нужно учесть, чтобы ваши извинения были искренними и эффективными? Прежде чем продолжить чтение, составьте свой список пунктов, которые вы бы упомянули в последующем разговоре с другом.

Составили? А вот наши пять ключевых моментов эффективного извинения согласно предложенной выше схеме:

1. Извини меня, пожалуйста.

2. Мне правда так жаль! Я не пришел(ла) на твой день рождения вчера вечером.

3. У меня был ужасный день, я был(а) буквально без сил и просто поехал(а) домой спать. Но это нисколько не оправдывает того, что я не явился(ась), даже не предупредив тебя об этом.

4. Я могу только представить, как ты был расстроен (!) и разочарован (!), как тебе было больно (!) и как ты мог злиться на меня (!). Я знаю, как важен для тебя был этот праздник (!) и сколько сил ты вложил в его подготовку. Ты, наверное, думал о том, когда же я появлюсь, и беспокоился, где я (!). Я надеюсь, что ты смог радоваться празднику, но я чувствую вину (!), что мое эгоистичное поведение могло повлиять на твое настроение и праздник в целом. Я сожалею (!), что как друг не мог(ла) быть рядом (!) и разделить с тобой праздник.

5. Я понимаю, это может занять некоторое время, но я надеюсь, что ты сможешь простить меня.

Хотя откровенно признавать свои ошибки кажется нелегко, это поможет не только наладить отношения, но и облегчить ваше собственное чувство вины. Тем не менее следует помнить, что навык эффективных извинений и особенно выражение сочувствия требуют практики, и этому стоит учиться. Кроме того, если, извиняясь, вы будете помнить о том, что вы не ДОЛЖНЫ этого делать, как вас заставляли когда-то в детстве, а ХОТИТЕ, потому что вы искренне сожалеете и для вас дороги эти отношения, вам гораздо легче будет подобрать правильные слова для искренних извинений.

На тренинге "Как говорить о ВАЖНОМ?" у вас появится возможность:

- понять, как просто говорить о важном для нас другим людям
- узнать, какие страхи сопровождают общение
- попробовать общаться открыто без тревоги
- потренироваться в узнавании других (слушать и слышать тоже нужно уметь!)

Ждем Вас УЖЕ СЕГОДНЯ января в 18.00 по адресу Невский проспект, 81 (вход справа от арки), Свободное пространство "Циферблат", дверь справа от арки, звоните в домофон и поднимайтесь на второй этаж. (https://vk.com/ziferblatnevsky)

Участие в тренинге - БЕСПЛАТНО!
Платим только по тарифу пребывания в антикафе Циферблат (2р/минута).
Тренинг продлится 2 часа.
Если есть вопросы, то Вы всегда можете воспользоваться одним из величайших изобретений человечества: мобильным телефоном. Номер +7 921 398 56 41.
БЕСПЛАТНЫЙ психологический тренинг от центра The Sun "Как говорить о ВАЖНОМ?" состоится ...
Рейтинг записи:
5,5 - 1 отзыв
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх