Вечная любовь. Итальянец искал свою любимую украинку 62 года - и нашел!
Любовь - это всё. И это всё, что мы знаем о ней... Итальянец Луиджи влюбился в украинку Мокрину (потом он назовёт её Марией, и она за много-много лет полюбит это имя) в Австрии.
Кажется, вполне обыденная, немного пикантная современная история... Неправильно кажется. Потому что произошло всё это в 1943 году, в лагере для военнопленных.
«О боже, какой он худой! Надо его накормить!» - подумала Мокрина, впервые увидев Луиджи. «Мама миа, какая она красивая! Надо её защитить!» - подумал Луиджи, впервые увидев Мокрину. Думали и говорили они на разных языках - русском и итальянском, поэтому, конечно же, ничего не поняли при встрече. Зато поняли, что влюбились с первого взгляда - и, будучи совсем незнакомыми, неожиданно взялись за руки. Рук не разнимали два года войны…
Их познакомила война, а разлучил мир. Им было чуть больше двадцати лет, но, несмотря на юность, они не просто выдержали страшные испытания войны - они сохранили свою любовь. «Когда в лагере было совсем холодно, Луиджи приходил ко мне, чтобы согреть меня и мою новорождённую дочку Надю теплом своего тела. Мы всю ночь сидели, слепившись, втроём, и я чувствовала себя абсолютно, невероятно счастливой», - вспоминает Мокрина почти 70 лет спустя…
Ариведерчи, Луиджи!
Украинку Мокрину Юрзук пригнали в Австрию, в лагерь для военнопленных, в 1943 году. Она была беременная, поэтому переживала ужасы плена вдвойне тяжело. В бараке, где её поселили, было невыносимо холодно. Настолько, что немецкие офицеры сжалились над будущей мамой и перевели её с принудительных работ на вискозную фабрику рядом с больницей. Она родила дочку Надю - и почти сразу же познакомилась с итальянским солдатом Луиджи Педутто, тоже военнопленным.
Луиджи и Мокрина. Фото: Из личного архива
Луиджи влюбился сразу и навсегда. Отдавал маленькой дочке Мокрины всю свою еду - и худел на глазах. Пел под бараком серенады - а вы представляете, насколько рискованно это было под прицелом фашистов? В 1945 году, во время бомбёжек их швейной фабрики «Ландштоф», Луиджи схватил Марию и Надю за руки и сбежал с ними на… картофельное поле. Две недели они грызли сырую картошку и кукурузу - Луиджи перемалывал картофелины зубами для крошечной дочки Мокрины - он её считал своей, родной, пока наконец в Австрию не вступили советские войска. Увы, «жить дальше долго и счастливо» влюблённым не дали. Итальянец? Пусть едет в Италию! Украинка? Пусть едет на Украину! Как ни умолял Луиджи «советских офицеров» дать возможность жить вместе с любимой, все его «евростенания» не возымели результата. НЕ ПОЛОЖЕНО! Разрезали любовь напополам...
Статья по теме
Любовь длиной в 70 лет. Как крестьянский сын на «боярышне» женился
Супруги Смирновы вместе 7 десятков лет.
Но итальянский солдат оказался не так прост. Писал в адресные столы, в посольство Италии, передавал письма с земляками. У него не было ничего. И было всё. Любовь, надежда, прядь волос Мокрины, которую он украдкой отрезал ночью накануне расставания, - этот локон он, плача, достал из кармана, когда через 62 года увидел наконец свою любовь…
Да, Луиджи, отчаявшись найти любимую, женился. Да, Мокрина, вернувшись в родную Хмельницкую область, охнула: в селе выжили только ДВОЕ мужиков - потом уехала в Криворожскую область, вышла замуж, начала работать на шахте, родила ещё двоих детей, но… Но Луиджи искал Мокрину всю свою жизнь, а она всю свою жизнь его ждала. Они практически одновременно овдовели - 20 лет назад. И, как оказалось, оба жили в частных домах и просыпались в 4 часа утра, думая друг о друге. Луиджи поливал оливы, Мокрина пропалывала редиску…
«Будто муж мой»
«Вы попробуйте вареники с картошкой, а то Луиджи их игнорирует», - хитро говорит мне Мокрина Андреевна. И щедро поливает их растопленным сливочным маслом. Нереально вкусно... После встречи в российской телепрограмме «Жди меня» Луиджи Педутто начал приезжать к найденной спустя десятилетия возлюбленной по два раза в год. «Вы представляете, - поражается внучка Мокрины Екатерина, - Луиджи сначала летит самолётом до Киева, потом едет поездом до Кривого Рога, оттуда маршруткой к нам. Весь наш посёлок Красный Горняк (его, кстати, нет на карте Украины, поэтому Луиджи и искал свою Мокрину-Марию так долго! - Ред.) его обожает!» «Ох, ну вот что он сюда ездит и ездит, - нарочито сердится Мокрина. - Я, когда на клочке бумаги свой адрес с фамилией писала, если честно, даже не подозревала, что он всю жизнь будет меня искать. А Луиджи тут ведёт себя, как будто муж мой. Вышел косить, увлёкся и всю малину под корень срезал! Разве так можно? Картошку нашу не ест, свои макароны привозит с этим, как его, пармезаном. Всё время кричит: «Мария, где наш пармезан?» Мирятся они к вечеру: Луиджи накрывает «спагетти-стол» с видом на украинский закат, включает радио - и приглашает утерянную любимую на танец. Влюблённые танцуют, потом поют. На разных языках, но в одинаковой тональности…
Дотронешься до этого памятника - не расстанешься со своей любовью. Фото: АиФ / Анна Гончаренко
Специалист по обниманиям
В мае 2013 года в Киеве, возле Моста влюблённых, Мокрине и Луиджи установили памятник. Очень-очень трогательный - бабушка и дедушка нежно обнимаются после 62 лет разлуки. «Мой Луиджи вообще специалист по обниманиям, - говорит Мокрина. - Накосячит в огороде, я ругаюсь. А он с криками «Баста-баста!» тут же лезет обниматься. И сердце тает». Несколько лет назад Мокрина с семьёй съездила по приглашению Луиджи в Сан-Лоренцо. Накрыв стол в оливковой роще, он сделал ей предложение, но… «Но куда я поеду, - смутилась Мокрина-Мария, - клубника у меня, огород, потом коты - разве их всех в Италию вывезешь?» На открытие киевского памятника Мокрина Андреевна приехать не смогла - приболела. А Луиджи прилетел. Плакал, глядя на свою «увековеченную любовь», рассказывал, что его любимый школьный учитель обещал: если он проживёт «правильную жизнь», в конце её его будет ожидать необыкновенная награда. «Моя Мария - это и есть награда, - вздыхал итальянец. - Пусть у неё не видно ямочек на щеках из-за морщин, я помню и знаю, где они были. И готов целовать их до конца жизни!»
Мокрина-Мария ждала своего «сумасшедшего итальянца» этим летом, как всегда, в начале августа. Хоть и ворчала, побелила хату, покрасила стены в комнате, где всегда останавливается Луиджи, выложила на столик возле тахты его прошлогодние итальянские газеты. «Мы давным-давно не видели бабушку такой позитивной, - рассказали мне внучки. - Она ничего нам не говорила, но прямо-таки порхала по огороду!» Но он впервые за 10 лет после их встречи не приехал. Должен был вылететь из Италии 10 августа, а 9-го с ним случился обширный инфаркт. «Возле кровати папы мы нашли две сумки с макаронами и сыром пармезан, - говорит его невестка Каролина, - а на билетах в Киев стояла коробочка с обручальным кольцом: видимо, он всё-таки не оставлял надежды, что Мокрина выйдет за него замуж». Марии до сих пор не рассказали о смерти возлюбленного. «Врём бабушке, что Луиджи приболел и поэтому не приехал, - говорит внучка Елена. - Бережём её. Но она, похоже, догадалась. Плакала на днях на малиннике, который «выкосил» Луиджи. А вчера попросила свозить её к памятнику в Киев. «Хоть на него железного посмотрю», - сказала бабушка и ушла на огород, чтобы мы её слёз не видели».
К памятнику Луиджи и Мокрине ежедневно приходят десятки пар. Появилось поверье: если дотронуться до обнимающихся влюблённых, никогда не расстанешься с любимым. Говорят, работает…
Следующая запись: Я Люблю Тебя - 23 сентября 2016 в 23:19
Лучшие публикации