«Иронии судьбы» Любови Добржанской.
Чтобы_помнили
==========================
Любовь Добржанская родилась 24 декабря 1905 года в Киеве.
Впоследствии Любовь Ивановна добавила к дате своего рождения три года, но об этом знали только самые близкие ей люди. Любовь Ивановна родилась в семье полковника царской армии Ивана Андроникова-Добржанского, который впоследствии был сослан на 5 лет на Соловки, хотя против советской власти полковник Добржанский никогда не воевал. Отец Любови Ивановны был кавалером орденов Святого Владимира с мечами и бантом, Святой Анны с мечами, креста Георгия Победоносца и солдатского георгиевского креста за защиту отечества в германскую войну, и поэтому после освобождения был вынужден работать пастухом в казахских степях. Любовь Ивановна всю жизнь поддерживала отца. Она посылала ему деньги и пыталась добиться разрешения для него переехать в Москву, но сделать это не успела. В августе 1941 года Иван Андроников-Добржанский скончался от сердечного приступа, а двадцать лет спустя во время гастролей в Караганде Любовь Ивановна взяла машину и одна поехала в Семипалатинск искать могилу отца, но сделать это ей так и не удалось.
Семья Добржанских была большой. Люба была старшей из сестер и много помогала матери. Еще учась в гимназии, Люба увлеклась театром. Она с энтузиазмом занималась в гимназическом театральном кружке и участвовала в постановках. В 1920-е годы юная Люба Добржанская занималась в театральной Соловцовской студии, в 1924 году ее приняли в Театр Русской драмы, где она сразу же стала звездой. С 1926-го по 1927-й годы Добржанская недолго работала в Днепропетровске, но позже переехала в Киев. Киевская публика вскоре узнала и полюбила молодую актрису. За билетами на спектакли с ее участием всегда выстраивались очереди. Она сыграла много ролей в классическом и современном репертуаре - роль Негиной в спектакле «Таланты и поклонники» А.Н.Островского, Валю в спектакле «Страх» А.Н.Афиногенова и Зину в спектакле «Вредный элемент» В.В.Шкваркина. Она также стала первой исполнительницей роли Комиссара в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Всего в Киеве она сыграла более 100 ролей за 10 лет. Эта была суровая школа для актрисы.
Киевские театралы часто вспоминали ее роли даже в таких полузабытых пьесах, как «Фиолетовая щука» или «Яблуневий полон». Она была одной из любимейших актрис в Киеве. Зрители и критики отмечали её необыкновенный дар перевоплощения, выразительный голос и яркий темперамент. Добржанская прекрасно пела. Романсы, исполненные ею, пользовались огромным успехом. Тогда же в начале своего творческого пути Любовь Добржанская в первый раз вышла замуж. Но вскоре ее муж Иван Червинский был арестован и повесился в камере, не выдержав обвинений, предъявленных ему на допросе.
В Киеве молодую актрису заметил директор Центральный театр Красной Армии Месхители. Он пригласил Добржанскую в Москву. Актриса долго не думала и, оставив свои звездные роли, перебралась в маленькую комнату театрального общежития. Вскоре в Москву она забрала и свою маму.
Огромный опыт работы в Киеве помог актрисе после переезда в Москву. Режиссеры хвалили ее за актерские способности, и за стремление к яркому лицедейству. Тогда только-только возникала знаменитая впоследствии труппа. Дебютными ролями Добржанской на новом месте стали роли Татьяна в спектакле «Мещане» и Рашель в спектакле «Васса Железнова», но они не были оценены театральной критикой. Первый спектакль, который ее поставил рядом с Бабановой и Марецкой и сделал ее звездой московской сцены, стала постановка «Укрощение строптивой». Роль Катарины была подготовлена Любовью Добржанской всего за две недели.
В 1935 году Центральный театр Красной Армии возглавил Алексей Дмитриевич Попов. Он не собирался давать актрисе из Киева главную роль в «Укрощении строптивой». «Идут репетиции, а дело не идет. Приглашается другая исполнительница, опять ничего не получается. Попов ходит чернее тучи, спектакль надо вот-вот выпускать, сделаны великолепные декорации, очень дорогие костюмы – денег в полуголодной и нищей Москве на военный театр не жалели. Спектакль вошел в историю не только как блестящая актерская и режиссерская работа, но это было чудо сценографии. А укрощать-то некого», – рассказывал театровед и друг семьи Добржанских Павел Николаевич Жегин. Когда положение стало казаться безвыходным, решили попробовать на главную роль Добржанскую – терять было нечего. По воспоминаниям коллег, она просто ворвалась в спектакль стремительно и вдохновенно. Все смотрели на это как на чудо, хотя для Добржанской, к тому времени опытнейшей актрисы, сделать за две недели роль не представляло никакого труда. «Нужно иметь в душе что-то большое, запереть глубоко в себе и не показывать, - говорила она. – Зритель сам должен это увидеть». Возможно, именно в этом заключался секрет успеха ее ролей – таких разных и непохожих. Она никогда не играла себя. У нее был огромный репертуар: в понедельник она могла играть Эмилию Марти в «Средстве Макропулоса», а во вторник – Фелисиану в «Учителе танцев». Среди ее героинь были колхозницы и молдавские крестьянки, но все эти роли были яркими и очень разными.
Любовь Ивановна Добржанская обладала прекрасным голосом, исполненные ею «Колыбельная» в «Светлане» и романс в «Учителе танцев» считаются образцами пения в драматическом спектакле. Пению она специально не училась, но хорошо справляться с исполнением вокальных произведений ей позволяла природная музыкальность, которой она умела великолепно пользоваться при работе над ролью.
В 1942-м году, в трудное военное время в Свердловске, в процессе трудных репетиций с Поповым, родился еще один сценический шедевр Добржанской — роль Шурочки Азаровой в музыкальной комедии «Давным давно». Именно эта роль актрисы стала главным импульсом для рождения одного из самых удачных фильмов Эльдара Рязанова — «Гусарская баллада». «Я долгое время не мог забыть вечер 1944 года, когда впервые уви¬дел на сцене ЦТСА спектакль «Давным давно», — вспоминал Эльдар Александрович. — В эти месяцы наша армия совершила победоносное вступление в Европу, освобождая страны и нации от фашизма. И режиссер Алексей Попов, ощущая пульс времени, создал увлекательное патриотическое представление. Ощущение от того спектакля я пронес через всю жизнь, и оно сыграло спустя много лет важную роль в моем решении поставить по этой пьесе фильм. Не забыл я и своего впечатления от потрясающей игры Добржанской. И как только у меня в сценарии появилась роль, соответствующая ее возрасту и ее данным, я тут же и обратился к актрисе…». В этом спектакле Добржанская превзошла саму себя. Ей было сорок лет, но она была так легка и воздушна, так порхала по сцене, что ни у одного зрителя не возникло сомнений в молодости и озорстве актрисы. Любовь Добржанская регулярно выходила на сцену театра на протяжении десятилетий, в середине 1950-х годов выбирались пьесы «специально для Добржанской». И в то же время она никогда не отказывалась играть эпизодические роли. Уже будучи народной артисткой, она согласилась участвовать в спектакле, где сыграла крохотную роль матери слепого мальчика.
Новый расцвет творчества Добржанской пришелся на 1960-е и 1970-е годы. На смену все еще исполняемой Фелисиане пришли возрастные роли, и актриса открыла новые грани своего дарования. Еще одной из особенностей ее таланта было чувство национального характера. Одним из лучших созданий Добржанской стал поэтичный и глубоко человечный образ молдавской крестьянки Василуцы в постановке «Каса маре» И.П.Друцэ, режиссера Львова-Анохина в 1961 году. Актриса негромко и сдержанно поведала зрителям о поздней любви, глубоко спрятанной страсти своей героини, которую она мужественно преодолевала, дабы сберечь счастье других.
В театре ее любили, уважали и немного побаивались. Добржанская была из плеяды тех артистов, которые стояли у истоков театра. Ее партнерами были Антоний Марцельевич Ходурский, Петр Александрович Константинов, Хованский, Ратомский – легендарные актеры театра, своим присутствием наполнившие жизнью актерский дом. Для Любови Добржанской эта жизнь подчинялась строгим правилам, она не терпела пересудов, сплетен и праздности в театре. Она не обладала никакой реальной властью, однако многие с тревогой ждали ее реакции на то или иное событие в театре. Но ее личные симпатии или антипатии никогда не влияли на профессиональные оценки. Добржанская также участвовала также в постановках Театра «Современник». Она сыграла роли в спектаклях «Восхождение на Фудзияму», «Из записок Лопатина» и «Эшелон».
Звание народной артистки Любовь Добржанская получила в 1965 году, хотя еще в 1952 году она была единственной заслуженной артисткой в театре. На тот момент ей было сыграно более 30 центральных ролей. Задержка с присвоением звания произошла из-за ее непролетарского происхождения.
Вторым мужем Добржанской стал превосходный актёр и обаятельный человек Осип Александрович Шахет. Беда грянула внезапно. Утром Осип Александрович вышел на балкон. Любовь Ивановна ещё оставалась в спальне, когда услышала его пронзительный крик. Он сидел на полу и держался за сердце. Так, летом 1949 года Любовь Ивановна осталась вдвоем с матерью Ольгой Васильевной, в Москве, в доме на улице Дурова.
В кино Добржанская играла, в основном, роли «второго плана». Она часто отказывалась от киноролей, а если соглашалась, то строго относилась к каждому сценарию. Она был женщиной с железным характером, но никогда и никому этого не показывала. Возможно, поэтому ее роли в кино сразу запоминались зрителями. Она дважды снялась у Эльдара Рязанова, исполнив роль мамы Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» в 1966 году и мамы Жени в телевизионном фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» в 1975 году. При этом Рязанов отмечал поразительную естественность актрисы перед камерой.
После выхода на экраны фильма «Берегись автомобиля» режиссеры предлагали Добржанской одну за другой другие кинороли, но она отказывалась, так как слишком любила театр, любила работать над ролью долго, жить на сцене, каждый раз находя для спектакля новые краски. Именно поэтому в ее фильмографии насчитывается едва ли десяток ролей, и сотни образов – на сцене.Настоящим открытием Добржанской стала роль Бабуленьки в экранизации романа Федора Достоевского «Игрок» режиссера Алексея Баталова в 1984 году. Напряженным драматизмом была отмечена роль Екатерины Андреевны в фильме «В четверг и больше никогда», режиссера Анатолия Эфроса в 1977 году. Работы Добржанской и в театре, и в кино отличало умение создать законченный психологический рисунок роли. Она владела «секретом показа своего героя одновременно в разных аспектах его бытия, его раздумий. Мысль ее точна, интонации безупречны…». Ее чувство автора, стиля, времени и зрителя были безошибочны, ее монологи — это «тревожная исповедь, мысли вслух, поток лирики, трезвое рассуждение, монолог-песня. И всегда — раздумье о смысле человеческого существования. Свою последнюю кинороль Добржанская сыграла в фильме «В четверг и больше никогда».Добржанская помимо спектаклей была постоянно занята в концертах, её исполнение романсов имело большой успех. Третий муж Любови Ивановны, за которого она вышла замуж в 1950-е годы, Виктор Яковлевич Кручинин, был гитаристом из знаменитой цыганской семьи. Он стал неизменным аккомпаниатором Добржанской на концертах. Но в январе 1975 года Кручинин скончался.
Коллеги считали Добржанскую эталоном «старой школы» - она не позволяла отсебятину на сцене, требовательно относилась к себе. Когда в 1977 году ей стало тяжело играть в полную силу, и стал забываться текст, Добржанская приняла решение: «Я ухожу на пенсию». В театре ее уговаривали не уходить, но Любовь Ивановна осталась верной себе.
В декабре 1978 года в связи с 70-летием Добржанской в Большом зале ЦТСА состоялся торжественный вечер с театрализованной программой. Но этот вечер стал и вечером прощания Добржанской с театром. Когда-то она шутила: «Вот выйду на пенсию, устроюсь смотрителем в музей и целый день возле картин буду!» Любовь Ивановна ценила живопись и не пропускала ни одной интересной выставки. Но реальность оказалась иной: все в ее жизни было подчиненно тому, ради чего она существовала – сцене. Актриса не представляла себе жизнь без сцены, но числиться в театре считала для себя невозможным.
Болезнь актрисы прогрессировала. Она не узнавала знакомых и друзей. Коллеги из театра не забывали Любовь Ивановну, но визиты к ней становились мучительной пыткой для тех, кто знал ее долгие годы. Руководство театра выписало родственницу из провинции, что бы та ухаживала за стареющей актрисой, пережившей четырех мужей. Детей у нее не было. Со временем у нее полностью отказала паять. Последние годы она жила в своем собственном одной ей известном мире.
Судьба не даровала ей легкой кончины. Умирала она так же, как её муж Виктор Яковлевич, мучительно и долго. В больнице оказалась в полной изоляции. Врачи практически не оказывали ей помощь, экономя на лекарствах.
3 ноября 1980 года Любовь Ивановна Добржанская ушла из жизни. Когда закончилась панихида, гроб с телом пронесли через сцену и зрительный зал. В это время траурные мелодии смолкли, и неожиданно зазвучал печальный вальс из «Вишнёвого сада». В театре вспомнили, что как-то мимоходом в своей обычной, чуть шутливой манере Любовь Ивановна высказала такое странное желание.
Любовь Добржанская похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Виктора Яковлевича Кручинина
Следующая запись: Анатолий Равикович
Лучшие публикации