Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
СТАЛИН И ПРАВОСЛАВИЕ

«Мы все втроем были певчими в Церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я….Сталин неплохо пел, Ворошилов пел. У него хороший слух»
Молотов.

В начале декабря 1878 года, в день Николая Чудотворца рождается мальчик Иосиф. Его крестят в честь св. праведного Иосифа Обручника . В 8 лет Иосиф пытается поступить в Горийское православное духовное училище, но из-за незнания русского в стены училища удается попасть лишь через 2 года. Училище будущий вождь окончил с отличием. В свои 16 Иосиф поступает в Тифлисскую духовную семинарию (где, кстати, знакомится с основами марксизма) и успешно учится в ней – с пятерками и по греческому языку, и по богословию, и по математике. Как отличник, обучается в режиме полупансионата – не платит за проживание в общежитии и за еду в столовой. Через пять лет Джугашвили исключают из семинарии – за неявку на экзамен по официальной версии, а за пропаганду марксизма среди учащихся – в реальности. Известно по свидетельствам его одноклассников, что Сосо до увлечения марксизмом посещал все богослужения, пел в церковном хоре, еще и «агитируя» за это тех, кто хотел «увильнуть». Друг по академии А. Сипягин (будущий депутат-социалист) вспоминал «как в те далекие годы они исповедывались старцу и каждый месяц приступали к причастию, что было тогда не очень распространено среди православных». Сипягин подчеркивал, что он «навсегда сохранил воспоминания о «благочестивом Иосифе». Таким образом сю свою сознательную жизнь до возраста, когда заканчивается формироваться личность – до 21 года, Сталин проводит в лоне Церкви.

Дальнейшая жизнь Сталина до прихода к власти – жизнь пропагандиста , революционера, деятеля подпольных кружков, партийного деятеля. И вся его жизнь после семинарии – она создает больше вопросов, нежели ответов о том, какие отношения у Сталина с Богом, религией и Церковью .

Есть ли факты, которые говорят о помощи и возрождении Церкви при Сталине? Да, есть.
1923 год, циркуляр. письмо «Об отношении к религ.организациям» - всем комитетам при губерниях требуется запретить закрытие церквей, аресты «религиозного характера», предостережение о преследовании верующих. За время Сталинского правления открывается около 15 000 храмов – это общеизвестный факт.

Начало войны – Сталин обращается к народу «братья и сестры» , явной апелляцией к христианской риторике. Зимой 1941 года – одной из самых тяжелых военных зим, когда немцы так близко, а Ленинград уже сдан – Сталин призывает в Кремль духовенство для молебна «о даровании победы», а самолет с Тихвинской иконой Богомаетри облетает Москву по ее границам, в 1942 году самолет уже с иконой Казанской Богоматери облетает Сталинград (см. интервью Жукова Бондареву).
В воспоминаниях одного из охранников Джугашвили , Ю. Соловьева, описывается, что вождь совершал молитвы в церкви на Красной площади, по воспоминания внука Сталина, А. Бурдонского , генсек ходил на исповеди к священнику (скорее всего к митрополиту Николаю), которого при Хрущеве чуть ли не пытали ради информации о том, в чем каялся бывший лидер СССР. Известно по беседам Молотова со Сталиным, что генсек иногда цитировал Библию (и ветхозаветное «сын за отца не отвечает» - это только один из эпизодов) и гордился тем, что его родина Грузия раньше России приняла православие.
И. Крывелев в знаменитой классической марксисткой философской работе «О диалектическом материализме» критикует Сталина за то, что тот перестал предавать значение существовании религии и «необходимости борьбы с ней», «Сталин не мог не осознавать, что партийные, комсомольские кадры, идеологические работники и активисты плохо понимали весь замысел его новой линии в области церковно-государственной политики. Некоторым из них казалось, что “братание с попами” есть измена заветам основоположников марксизма-ленинизма [...] Он и решил совершить определенный маневр — напомнить партии и комсомолу о важности борьбы с предрассудками и суевериями [...] И вместе с тем, старательно избежав [...] конкретных упоминаний об антирелигиозной работе [...], Сталин продолжил свою линию на дальнейшую “легализацию” церковных институтов в стране» Молотов в своих знаменитых беседах с Чуевым говорит , что «Сталин не был воинствующим безбожником».

Циркулярное письмо «Об отношении к религиозным организациям».
«1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений... по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место - отменить немедля;
2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;
3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. II;
4) воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с явно контрреволюционными деяниями «служителей церкви» и верующих».

В записке от 1925 своему секретарю, получившему поручение создать личную библиотеку для вождя, он пишет после перечисления необходимых для личного чтения книг о философии, политэкономии, военном деле и проч., и проч., «все остальное классифицировать по авторам, отложив в строну : учебники всякие, мелкие журналы, антирелигиозную литературу и т.п.»

1933 год,когда по распоряжению Сталин уже взорван Храм Христа Спасителя ( было бы странно, если в государстве с закрепленным в Конституции атеизмом в центре столицы находился огромный храм генсек своей подписью , точнее, ее отсутствием, спасает от разрушения многие храмы Москвы. В определении Политбюро от 12.10.33 говорится, что за 10 лет в Москве уничтожено 150 храмов, а 300 используются для складских нужд. Политбюро предлагает архитектурный план застройки Москвы, где предполагается снос более 500 оставшихся храмов и церквей. Сталин отвечает, что «невозможно проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, которые являются памятниками архитектуры древнерусского зодчества. Органы Советской власти и рабоче-крестьянской милиции обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной и партийной отвественности по охране памятников архитектуры древнерусского зодчества». В 1941 году закрывается журнал «Безбожник», перестает работать «Союз воинствующих безбожников».
1939 год. Определение Политбюро ЦК от 11.11. 39 устанавливает
«1. Признать нецелесообразным впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.
2. Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное председателю ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК-ОГПУ-НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих, отменить.
3. НКВД произвести ревизию осуждённых и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осуждённым по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти».

В 1943 году Сталин встречается с духовным руководством , результатом чего становится проведение Собора и избрание Патриарха Московского и всея Руси Блаженнейшего митрополита Сергия. После избрания выходят «Указания о работе Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР» :
а) Совет не решает, а обо всем докладывает и получает указания от правительства;
б) Совету не представлять собою бывшего обер-прокурора, не делать прямого вмешательства в административную, каноническую и догматическую жизнь церкви и своей деятельностью подчеркивать самостоятельность церкви;
в) председателю Совета установить такие отношения с патриархом, которые не давали бы церковному центру повода рассматривать председателя Совета как обер-прокурора. Обеспечить соответствующие встречи, приемы, формы обращения с патриархом, которые могли бы быть использованы для соответствующего влияния;
г) не смотреть в карман церкви и духовенства, так как это испортит отношения между Советом и церковным центром и другими руководящими деятелями церкви, и считать это компетенцией органов министерства финансов;
д) не делать «булавочных уколов» группам верующих и при рассмотрении вопроса об открытии церкви, хотя и регулировать, но не зажимать;
е) Совету обеспечить, чтобы епископат являлся полновластным хозяином епархии, и право архиерея распоряжаться церковными суммами;
ж) не делать препятствий к организации семинарий, свечных заводов и. т. п.

Есть ли факты, которые говорят о том, что Сталин рубил Церковь под корень как структуру? Тоже, конечно, есть.

Например, Декрет о второй пятилетке 1932 г, одна из строчек которой –«имя Бога должно быть забыто на территории страны» - причем к первомаю 1937 года. Как мы помним, в 1937 году о Боге и вправду как будто бы забыли – если бы не переписи в том же году, показавшей, что к верующим себя относят 57% населения СССР. В 30-ых годах Русская Православная Церковь изолируется от других поместных Церквей, а после войны восстановление прежней роли Церкви в жизни общества так же заметно изменяется- храмы вновь начинают отдаваться под клубы, склады для хранения урожая, участились аресты священнослужителей (в 7-й раз, например, арестовывают архиепископа Мануила),в год арестовывают примерно по 1 тысяче священников, в отчете ГУЛАГа за 1949 год говорится о 3523 заключенных служителей церкви .
1937 год. До Сталина доходит информация об усилившемся влиянии Церкви в БССР, на что он реагирует указом Ежову «Надо бы поприжать господ церковников». «Социал-демократия всегда будет протестовать против гонений на католицизм и протестантизм, она всегда будет защищать право наций исповедовать любую религию, но в то же время она будет агитировать и против католицизма, и против протестантства, и против православия, с тем, чтобы составить торжество социалистическому мировоззрению»

С 1948 года и до смерти Сталина в Союзе не открывается ни один новый храм, зато закрывается около тысячи. Зато в отчетном докладе ЦК ВКП(б) XIX съезду КПСС в 1952 г нет отчетов о проделанной «антирелигиозной» работе. В это же время удовлетворяется лишь 10% запросов о восстановлении храмов, разрушенных ранее Советской властью. А что, если он вообще был оккультизмом ? Известно, что генсек был лично знаком с Гурджиевым, окончившим ту же Тифлисскую духовную академию.
В книге исследователя жизни Сталина И. Курляндского мы видим описание восхищения Сталина по поводу успешно проведенной операции по изъятию ценностей у РПЦ в 1922 году. «Драгоценности в церкви дайте их, накормим людей, и против этого крыть нечем, возражать нечего, даже самому верующему человеку – голод». И опять спорно, и опять непонятно – это поступок безбожника или глубоко верующего человека ? Это ограбление Тела Христова (Церкви) или же спасение голодающих?
Репрессии – не важно в каких масштабах, хоть 600 000 и не по его личной вине (по оценке консерваторов) или же десятки миллионов (по оценке либералов) – они могли происходить в таких масштабах в государстве верующего вождя? Это борьба со злом или борьба зла? Ведь среди репрессированных реальные убийцы, воры и предатели, наравне с невинными жертвами – в чем виноват лично генсек, а в чем местные органы НКВД/троцкисты и просто «случай»? А разве предшественники НКВДшников – не военно-полевые суды «тройки», возникшие в правление православного Николая II ?
В отношениях Сталина и религии трудно поставить точку не только потому что его действия в отношении Церкви противоречивы, но и потому что установить реальную мотивацию этих действия вряд ли возможно.
Вот, например – очевидно, что у Сталина были свои планы в отношении Ближнего Востока. Поэтому ли большие средства шли на спонсирование Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Патриархата?
Сталинские стремления поднять международный статус РПЦ – это демонстративный отказ от атеизма или стремление противостоять Ватикану, который в холодной войне однозначно выступал на стороне США и Запада?
Сделать Русскую Православную Церковь главой всех православных церквей Европы – это потому что наши танки стояли в Сербии, Албании , Румынии, Болгарии, Греции – короче, в православных государствах?

Есть много публицистических и научных работ о том, кто Сталин для Церкви и что есть Церковь для Сталина. Чтобы доказать, что он воинствующий безбожник аргументов много, чтобы доказать, что он человек, спасший Церковь от исчезновения аргументов тоже хватит. Может быть поэтому возникают и в церковной среде скандалы, связанные с его именем, как в 2008 , когда игумен Евстафий в храме выставил икону Матроны со Сталиным (на иконах изображаются фрагменты жития святых – но имел ли место факт встречи святой с генсеком мы вряд ли когда-то узнаем). Игумен объяснил, что «кроме Отца Небесного у меня было 2 отца – отец по плоти и отец народов, отец моей страны. Любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я поминаю Иосифа Виссарионовича на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа. Я больше верю двум патриархам - Сергию и Алексию Первому, а они знали Сталина как человек истинно верующего».
«Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину»
Св. Лука, Войно-Ясенецкий (тот самый, который провел часть жизни в ГУЛАГе)
:«Если с Божественной точки зрения посмотреть на Сталина, то это, в самом деле, был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом пишут даже его противники. Если бы победил Троцкий с его перманентной революцией..., все мы были бы трудовой армией для тёмных сил. Но именно Сталин... сохранил Россию... Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину... Я, сидевший при Сталине и Брежневе, как и владыка Лука, готов воскликнуть: «Сталин - Богом дарованный вождь России».
Протоиерей Дм. Дудко

Интересно, а может быть из-за совокупности всех этих противоречий по последним опросам Левада-центра в России наблюдается такая интересная ситуация – 80% населения относит себя к православным, но при этом 1/3 положительно относится к Сталину ?
Возникают скандалы – то икона со Сталиным и Матроной появляется, то как сегодня «Богоматерь Державная» на Прохоровском поле при присуждении Прохоровской премии, где присутствовал афонский (!) иеромонах Афиноген. Была отслужена лития в память павших героев…

Автор : Виктор Козлов
Рейтинг записи:
5,5 - 7 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх