Громов Михаил Михайлович
Лётчик-испытатель Центрального аэрогидродинамического института, командир экипажа самолёта РД.
Родился 11 (23) февраля 1899 года* в губернском городе Тверь (ныне областной центр Российской Федерации). Русский. Детство и юность провёл в городах Калуга и Ржев (ныне Тверской области), посёлке Лосиноостровский (ныне в черте Москвы). В 1916 году окончил Московское реальное училище, в 1916–1917 годах учился в Московском высшем техническом училище (МВТУ). В июне 1917 года окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ.
В Русской императорской армии с июня 1917 года. Обучался в Московской лётной школе.
В Красной Армии с февраля 1918 года. В сентябре 1918 года окончил Московскую лётную школу и до ноября 1919 года служил в ней лётчиком-инструктором.
Участник Гражданской войны: в ноябре 1919 – лётчик 29-го разведывательного авиаотряда (Восточный фронт). Участвовал в боях с войсками А.В. Колчака, но вскоре из-за болезни попал в госпиталь. В мае – ноябре 1920 – лётчик 2-го авиазвена Приуральского сектора войск внутренней охраны. Совершал боевые вылеты на разведку, разбрасывал листовки-воззвания.
С января 1921 – лётчик-инструктор Московской авиационной школы, в мае 1922 – апреле 1924 – начальник отделения боевого применения 1-й Высшей авиационной школы лётчиков (город Москва), в мае – июле 1924 – лётчик-инструктор и командир отряда Высшей военной авиационной школы воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов ныне Московской области).
В августе 1924 – апреле 1930 – лётчик-испытатель Научно-опытного аэродрома (с 1926 года – Научно-испытательного института ВВС). Поднял в небо и провёл испытания многих типов самолётов – У-2 (По-2), И-4, И-3, АНТ-9, АНТ-7 (Р-6), АНТ-10 (Р-7) и других. 23 июня 1927 года при испытаниях истребителя И-1 на штопор впервые в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолёта. Совершил ряд дальних перелётов:
10 июня – 13 июля 1925 года на самолёте Р-1 с бортмехаником Е.В. Родзевичем участвует в групповом перелёте Москва – Пекин (было пройдено расстояние 6.476 км за 52 часа лётного времени). 30 августа – 2 сентября 1925 года на самолёте Р-1 с бортмехаником Е.В. Родзевичем совершил перелёт Пекин – Токио.
31 августа – 2 сентября 1926 года на самолёте АНТ-3 «Пролетарий» с бортмехаником Е.В. Родзевичем совершил круговой перелёт Москва – Кёнигсберг – Берлин – Париж – Рим – Вена – Варшава – Москва (было пройдено 7.150 км за 34 часа 15 минут лётного времени).
10 июля – 8 августа 1929 года на самолёте АНТ-9 «Крылья Советов» с бортмехаником В.П. Русаковым совершил круговой перелёт Москва – Берлин – Париж – Рим – Марсель – Невер – Лондон – Париж – Берлин – Варшава – Москва (пройдено расстояние 9.037 км за 53 часа лётного времени). С апреля 1930 года – в запасе.
В апреле 1930 – марте 1941 – лётчик-испытатель и командир авиаотряда Центрального аэрогидродинамического института. Поднял в небо и провёл испытания многих самолётов – АНТ-13 (И-8), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-14, АНТ-25, АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-35, АНТ-42 (Пе-8), БОК-15 и многих других.
12–15 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (также известен как РД – рекорд дальности) (второй пилот – А.И. Филин, штурман – И.Т. Спирин) совершил длительный полёт, во время которого достигнута рекордная дальность и продолжительность полёта самолёта – 12.411 км за 75 часов.
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 28 сентября 1934 года за проявленное геройство и самоотверженную работу в достижении мирового рекорда в полёте по кривой на расстоянии 12.411 километров в течение 75 часов без посадки Громову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 8.
Вновь в армии с ноября 1936 года. 12–14 июля 1937 года на самолёте АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт (второй пилот – А.Б. Юмашев, штурман – С.А. Данилин) по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США) протяжённостью 10.148 км по прямой (полётное время – 62 часа 17 минут), во время которого были установлены 3 мировых авиационных рекорда дальности полёта (из них 1 – абсолютный).
В 1940–1941 – начальник Научно-технической группы Наркомата авиационной промышленности СССР, в марте – августе 1941 – начальник Лётно-исследовательского института (посёлок Стаханово, ныне город Жуковский Московской области).
В августе – декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 – феврале 1942 – командир 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), в феврале – мае 1942 – командующий ВВС Калининского фронта. Участвовал в Калининской наступательной и Ржевско-Вяземской (1942) операциях.
В мае 1942 – мае 1943 – командующий 3-й воздушной армией, в мае 1943 – мае 1944 – командующий 1-й воздушной армией. Воевал на Калининском (май 1942 – май 1943), Западном (май 1943 – февраль 1944) и 3-м Белорусском (февраль – май 1944) фронтах. Соединения под его командованием участвовали в оборонительной операции в районе города Белый, в Ржевско-Сычёвских, Великолукской, Ржевско-Вяземской (1943), Демянской, Орловской, Смоленской, Оршанской и Витебской операциях.
В июне 1944 – мае 1946 – начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС, в мае 1946 – мае 1949 – заместитель командующего Дальней авиацией по боевой подготовке.
В мае 1949 – июле 1955 – начальник Управления (с ноября 1954 года – отдела) лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. С августа 1955 года генерал-полковник авиации М.М. Громов – в запасе.
В 1959–1961 – председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР. Руководил подготовкой и выступлением сборной СССР по тяжёлой атлетике на XVII Олимпиаде в Риме в 1960 году.
Заслуженный лётчик СССР (17.07.1925), заслуженный мастер спорта СССР (24.02.1969), профессор (09.1937).
Депутат Верховного Совета СССР 1–2-го созывов (в 1937–1950 годах).
Жил в Москве. Умер 22 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 4 орденами Ленина (28.09.1934; 21.02.1945; 25.02.1969; 23.02.1984), орденом Октябрьской Революции (23.02.1979), 4 орденами Красного Знамени (17.07.1925; 01.09.1937; 03.11.1944; 24.06.1948), орденами Суворова 2-й степени (30.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (23.11.1942), 3 орденами Красной Звезды (27.10.1932; 17.08.1933; 28.10.1967), медалью «За трудовую доблесть» (16.09.1960), другими медалями, французским орденом Почётного Легиона степени командора (31.05.1944), другими иностранными наградами. Удостоен медали де Ла Во (FAI, 1937).
Бюст М.М. Громова установлен на территории Лётно-исследовательского института, носящего его имя. Его именем также названы площадь в городе Жуковский Московской области, улицы в городах Москва, Екатеринбург, Тверь, Златоуст (Челябинская область) и Днепр (Украина). Имя М.М. Громова носят лицей № 14 в Жуковском, лицей № 227 в Киеве (Украина) и школа № 40 в Витебске (Беларусь). В Москве на доме, в котором он жил, и в Жуковском на здании, в котором он работал, установлены мемориальные доски.
С 2022 года имя Героя носит служебно-разъездное судно «Михаил Громов» (порт приписки – Пермь), а в 1987–1992 годах носил танкер «Михаил Громов» (порт приписки – Венстпилс).
В 1997–2014 годах имя М.М. Громова носил пассажирский самолёт Ил-62М МЧС РФ, а в 1999–2003 годах – стратегической бомбардировщик Ту-160 Дальней авиации РФ.
Примечание: 1) В документах фигурирует ошибочная дата рождения – 24 февраля 1899 года, возникшая из-за неверного перевода старого стиля на новый.
Воинские звания: полковник (11.1936) комбриг (22.02.1938) генерал-майор авиации (03.05.1942) генерал-лейтенант авиации (30.04.1943) генерал-полковник авиации (19.08.1944)
Сочинения: Через Северный полюс в Америку (на английском языке). М., 1939; За штурвалом самолёта. М., 1941; Тому, кто хочет летать и работать лучше. М.: Учпедгиз, 1958; Через всю жизнь. М.: Молодая гвардия, 1986; О лётной профессии. М., 1993; На земле и в небе. Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 1999; На земле и в небе. 2-е издание. М.: Гласность, 2005; На земле и в небе. 3-е издание. М.: Гласность, 2011; Тому, кто хочет летать и работать лучше. 2-е издание. М.: Гласность, 2012.
Биографию составил А. Симонов
Получить
Многим читателям это понравилось

Посмотреть ещё 5 фотографий
Знакомства в Сухом Логе с телефонами и фото без регистрации бесплатно
Знакомства онлайн в Сухом Логе бесплатно
Знакомства в Сухом Логе для брака бесплатно
Знакомства в Сухом Логе с мужчинами с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Знакомства в Сухом Логе с женщинами кому за 30
Знакомства в Сухом Логе с номерами телефонов бесплатно
Сайт секс знакомств в Сухом Логе
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 24 854 123 человека
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Евгений Васильевич Воронин (24 февраля 1926 — 8 февраля 1981) – вальщик леса Омутнинского ...
Лучшие публикации