Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
15 декабря 1938 года на испытаниях, уводя от жилых домов самолёт с отказавшим двигателем, погиб сталинский сокол Валерий Чкалов.
Гибель Чкалова 15 декабря 1938 года, как и позднее гибель Гагарина, породила в своё время множество слухов и инсинуаций, часто откровенно высосанных из пальца. Даже сейчас время от времени появляются статьи или видеоразоблачения особо упоротых антисталинистов, где в который раз «рождается» сенсация об убийстве героического лётчика. Естественно, по приказу Сталина… хорошо хоть лично не обвиняют.
Вообще есть две подобные «версии»:
1. Сталин так завидовал славе Чкалова, что аж кушать не мог. Вот и заказал его устранение.
2. Сталин предложил Чкалову должность народного комиссара Внутренних Дел, а тот отказался. Это так обидело Сталина, что он аж кушать перестал мочь. Ну, и заказал…
Глупость подобных выдумок даже опровергать как-то неудобно. Делать нечего было Сталину кому-то завидовать. Мало ли в Стране Советов было легендарных людей, всем не перезавидуешь. Да и будь Сталин таким кровавым злодеем, как нам рассказывают, то просто бы арестовали Чкалова и шлепнули, обвинив его в работе на боливийскую разведку. Однако нет, отчего-то летчика наоборот регулярно отмазывали после его очередного залета.
И какой нарком? Несмотря на то, что Чкалов на момент гибели носил петлицы комбрига, дали ему их отнюдь не за успехи в командовании – увы, но он не смог справиться даже с руководством авиаэскадрильи, завалив работу. Сталин был редкий прагматик и человеку, не справившемуся с простой работой, никогда бы не получил сложную. Тем более кандидаты (а точнее кандидат) на должность наркома у него был отличный – Лаврентий Берия на тот момент уже был первым заместителем наркома НКВД.
Есть еще одна версия – диверсия. Понятно откуда она родилась. Погиб знаменитый летчик, сорваны испытания перспективного истребителя. Следователи просто обязаны были первым делом проверить эту возможность. Но нет – диверсии не было, как и преднамеренного саботажа.
Также часто обвиняют военных – мол они постоянно дергали Поликарпова, поэтому машина была сырая и т.п. Все верно – дергали и гнали. А что оставалось делать? Старые И-15 и И-16 безнадежно устарели, новый истребитель нужен был уже вчера, а Поликарпов не мог угнаться за темпами. Вот Яковлев и Лавочкин смогли, потому и приняли их машины на вооружение. И вовсе не причем тут интриги.
Увы, но авария И-180 произошла в первую очередь из-за расхлябанности и отсутствия дисциплины, причем значительная часть из них на вине самого Валерия Чкалова.
Ошибка Поликарпова
Главной ошибкой Поликарпова был выбор двигателя М-87 для своего нового истребителя. Это был советский клон французского двигателя Гном-Рон «Мистраль-Мажор». Большинство советских авиадвигателей тех времен лицензионные – ну, не было у нас еще школы двигателестроения на тот период, слишком молодые были кадры.
М-87 годился для бомбардировщиков, но вот для истребителей подходил плохо. Дело в том, что он неохотно слушался регулировки газа, медленно, с запозданием. А у истребителя мотор должен «ходить» за ручкой газа – это позволяет активно маневрировать. Движки М-62, М-82, М-105 это позволяли, а М-87 категорически нет.
Еще хуже того М-87 был крайне чувствителен к температурном режиму. Причем не только к перегреву, но и к охлаждению. При выходе из узкого температурного «коридора» он отказывался работать.
Поликарпову пришлось придумать систему жалюзи, которым управлял летчик, в зависимости от режима полета то закрывая, то открывая створки. Решение неоднозначное, учитывая, что в бою пилоту и так есть чем заняться.
Катастрофа
В день катастрофы механизм регулировки жалюзи был снят для отладки. Заедал он. Должны были поставить накануне, но слесарь-монтажник это сделать забыл, а инженер Лазарев, ответственный за испытания, не проконтролировал.
Увы, но летчик-испытатель Чкалов, обязанный осмотреть перед вылетом машину, это не сделал Мало того, он походя подмахнул дефектную ведомость из 45 пунктов и беспечно согласился на вылет. Пишут даже, что сам Поликарпов его отговаривал от вылета. Сложно сказать, было ли это. В любом случае Чкалов поднял в небо неисправную машину, что всеми инструкциями запрещалось категорически.
Но полет мог бы закончиться нормально. План полетов предусматривал всего лишь поднять машину над аэродромом, проверить управляемость и устойчивость и посадить ее. Все!
Чкалов, совершенно не признававший дисциплину как таковую, грубо нарушил план полетов. Уведя самолет в сторону от аэродрома, он начал гонять ее на разных режимах. Напилотировался вволю и только после этого пошел на посадку.
Поняв, что ошибся при заходе на посадку (машина новая, непривычная еще), резко дал газ, чтобы подтянуть истребитель к полосе. Но двигатель на посадке работал на пониженных оборотах, а жалюзи были сняты и чрезмерно для него остудился. Он тут же заглох. Не терпел мотор М-87 резкой подачи газа на малых оборотах – такой уж «тупой» движок был.
Неуправляемая машина перелетела полосу и упала среди строений, самого Чкалова выбросило из неё, ударив головой о дрова. Через пару часов он скончался.
Фактически Чкалова убило собственное пренебрежение полётной дисциплиной. Пилот он был от Бога, таких по пальцам считают. Но вот и в небе и на земле порой творил что хотел. Можно вспомнить что 16 ноября 1925 года он был осуждён за пьяную драку на 1 год лишения свободы, но отделался 6-ю месяцами. 30 октября 1928 года его вообще уволили из РККА с осуждением опять на 1 год лишения свободы. Вступились Ворошилов и Орджоникидзе и наказание заменили на условное. Это только наиболее значимые случаи, а сколько было тех, которые замяли, чтобы не бросать тень на личность героя. Да Чкалов героем и был, вот только для пилота этого мало. Думается, будь на его месте не менее героические, но до скрупулезности педантичные Пётр Стефановский или Михал Громов и катастрофы бы не произошло.
Как результат, работа над И-180 была прекращена. Порой встречаются утверждения, что И-180 был лучшим истребителем начала войны. Трудно судить однозначно. Истребитель нужен был как можно скорей, а творение Поликарпова имело не подходящий двигатель. Сколько бы заняла доводка машины? Год, два? Думаю, что решение Сталина о прекращении испытаний в этих условиях было вполне продуманным и правильным.
15 декабря 1938 года на испытаниях, уводя от жилых домов самолёт с отказавшим двигателем, погиб ...
Рейтинг записи:
5,5 - 21 отзыв
Нравится19
Поделитесь записью с друзьями
Евгений Евгений
Комментарий скрыт
Леонид Леонид
деверсия.  убрали .не угодил комуто из верхов.
Наверх