15 декабря 1938 года на испытаниях, уводя от жилых домов самолёт с отказавшим двигателем, погиб сталинский сокол Валерий Чкалов.
Гибель Чкалова 15 декабря 1938 года, как и позднее гибель Гагарина, породила в своё время множество слухов и инсинуаций, часто откровенно высосанных из пальца. Даже сейчас время от времени появляются статьи или видеоразоблачения особо упоротых антисталинистов, где в который раз «рождается» сенсация об убийстве героического лётчика. Естественно, по приказу Сталина… хорошо хоть лично не обвиняют.
Вообще есть две подобные «версии»:
1. Сталин так завидовал славе Чкалова, что аж кушать не мог. Вот и заказал его устранение.
2. Сталин предложил Чкалову должность народного комиссара Внутренних Дел, а тот отказался. Это так обидело Сталина, что он аж кушать перестал мочь. Ну, и заказал…
Глупость подобных выдумок даже опровергать как-то неудобно. Делать нечего было Сталину кому-то завидовать. Мало ли в Стране Советов было легендарных людей, всем не перезавидуешь. Да и будь Сталин таким кровавым злодеем, как нам рассказывают, то просто бы арестовали Чкалова и шлепнули, обвинив его в работе на боливийскую разведку. Однако нет, отчего-то летчика наоборот регулярно отмазывали после его очередного залета.
И какой нарком? Несмотря на то, что Чкалов на момент гибели носил петлицы комбрига, дали ему их отнюдь не за успехи в командовании – увы, но он не смог справиться даже с руководством авиаэскадрильи, завалив работу. Сталин был редкий прагматик и человеку, не справившемуся с простой работой, никогда бы не получил сложную. Тем более кандидаты (а точнее кандидат) на должность наркома у него был отличный – Лаврентий Берия на тот момент уже был первым заместителем наркома НКВД.
Есть еще одна версия – диверсия. Понятно откуда она родилась. Погиб знаменитый летчик, сорваны испытания перспективного истребителя. Следователи просто обязаны были первым делом проверить эту возможность. Но нет – диверсии не было, как и преднамеренного саботажа.
Также часто обвиняют военных – мол они постоянно дергали Поликарпова, поэтому машина была сырая и т.п. Все верно – дергали и гнали. А что оставалось делать? Старые И-15 и И-16 безнадежно устарели, новый истребитель нужен был уже вчера, а Поликарпов не мог угнаться за темпами. Вот Яковлев и Лавочкин смогли, потому и приняли их машины на вооружение. И вовсе не причем тут интриги.
Увы, но авария И-180 произошла в первую очередь из-за расхлябанности и отсутствия дисциплины, причем значительная часть из них на вине самого Валерия Чкалова.
Ошибка Поликарпова
Главной ошибкой Поликарпова был выбор двигателя М-87 для своего нового истребителя. Это был советский клон французского двигателя Гном-Рон «Мистраль-Мажор». Большинство советских авиадвигателей тех времен лицензионные – ну, не было у нас еще школы двигателестроения на тот период, слишком молодые были кадры.
М-87 годился для бомбардировщиков, но вот для истребителей подходил плохо. Дело в том, что он неохотно слушался регулировки газа, медленно, с запозданием. А у истребителя мотор должен «ходить» за ручкой газа – это позволяет активно маневрировать. Движки М-62, М-82, М-105 это позволяли, а М-87 категорически нет.
Еще хуже того М-87 был крайне чувствителен к температурном режиму. Причем не только к перегреву, но и к охлаждению. При выходе из узкого температурного «коридора» он отказывался работать.
Поликарпову пришлось придумать систему жалюзи, которым управлял летчик, в зависимости от режима полета то закрывая, то открывая створки. Решение неоднозначное, учитывая, что в бою пилоту и так есть чем заняться.
Катастрофа
В день катастрофы механизм регулировки жалюзи был снят для отладки. Заедал он. Должны были поставить накануне, но слесарь-монтажник это сделать забыл, а инженер Лазарев, ответственный за испытания, не проконтролировал.
Увы, но летчик-испытатель Чкалов, обязанный осмотреть перед вылетом машину, это не сделал Мало того, он походя подмахнул дефектную ведомость из 45 пунктов и беспечно согласился на вылет. Пишут даже, что сам Поликарпов его отговаривал от вылета. Сложно сказать, было ли это. В любом случае Чкалов поднял в небо неисправную машину, что всеми инструкциями запрещалось категорически.
Но полет мог бы закончиться нормально. План полетов предусматривал всего лишь поднять машину над аэродромом, проверить управляемость и устойчивость и посадить ее. Все!
Чкалов, совершенно не признававший дисциплину как таковую, грубо нарушил план полетов. Уведя самолет в сторону от аэродрома, он начал гонять ее на разных режимах. Напилотировался вволю и только после этого пошел на посадку.
Поняв, что ошибся при заходе на посадку (машина новая, непривычная еще), резко дал газ, чтобы подтянуть истребитель к полосе. Но двигатель на посадке работал на пониженных оборотах, а жалюзи были сняты и чрезмерно для него остудился. Он тут же заглох. Не терпел мотор М-87 резкой подачи газа на малых оборотах – такой уж «тупой» движок был.
Неуправляемая машина перелетела полосу и упала среди строений, самого Чкалова выбросило из неё, ударив головой о дрова. Через пару часов он скончался.
Фактически Чкалова убило собственное пренебрежение полётной дисциплиной. Пилот он был от Бога, таких по пальцам считают. Но вот и в небе и на земле порой творил что хотел. Можно вспомнить что 16 ноября 1925 года он был осуждён за пьяную драку на 1 год лишения свободы, но отделался 6-ю месяцами. 30 октября 1928 года его вообще уволили из РККА с осуждением опять на 1 год лишения свободы. Вступились Ворошилов и Орджоникидзе и наказание заменили на условное. Это только наиболее значимые случаи, а сколько было тех, которые замяли, чтобы не бросать тень на личность героя. Да Чкалов героем и был, вот только для пилота этого мало. Думается, будь на его месте не менее героические, но до скрупулезности педантичные Пётр Стефановский или Михал Громов и катастрофы бы не произошло.
Как результат, работа над И-180 была прекращена. Порой встречаются утверждения, что И-180 был лучшим истребителем начала войны. Трудно судить однозначно. Истребитель нужен был как можно скорей, а творение Поликарпова имело не подходящий двигатель. Сколько бы заняла доводка машины? Год, два? Думаю, что решение Сталина о прекращении испытаний в этих условиях было вполне продуманным и правильным.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Образование /
Назад в СССР
/
15 декабря 1938 года на испытаниях, уводя от жилых домов самолёт с отказавшим двигателем, погиб ...
Назад в СССР
![](https://i09.fotocdn.net/s20/8/public_avatar_ss/0/235/235888.jpg?20140904221100)
Рейтинг записи:
5,5
- 21 отзыв
Многим читателям это понравилось
![Изображение](https://i09.fotocdn.net/s204/8a6bcbb10c1884d9/public_pin_3c/2279938481.jpg)
Женщины, которым везет в любви
Каким людям везет в любви? Красивым? Нет, наружность, если речь не идет о крайностях, то есть о красавицах и женщинах с безобразной внешностью, имеет не столь большое ...
Каким людям везет в любви? Красивым? Нет, наружность, если речь не идет о крайностях, то есть о красавицах и женщинах с безобразной внешностью, имеет не столь большое ...
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 016 667 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: 15 декабря 1923 года родился Валентин Иванович Варенников — советский военачальник, генерал армии, ...
Лучшие публикации