Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
10 июля 1990 года на XXVIII съезде КПСС Михаил Горбачёв переизбран Генеральным секретарём

Свою персональную победу Горбачёв в заключительном слове приписал всему съезду. «Тот, кто рассчитывал, — бахвалился чудом сохранивший пост генсек, — что это последний съезд и на нём состоятся похороны КПСС, он опять просчитался. КПСС живёт и будет жить...» Как мы теперь знаем, руководимой Горбачёвым партии отпущен было всего один год, так что тот неизвестный пессимист, который предрёк её уничтожение, оказался куда прозорливее её незадачливого лидера.

Сам съезд и голосование по кандидатуре генерального секретаря проходили в атмосфере резкого обострения социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране. Начинались острейшие межнациональные конфликты, переросшие потом в полномасштабные гражданские войны в Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе и других местах некогда единого Союза.

Почему так получилось, как смог М. С. Горбачёв, несмотря на все провалы проводимого им перестроечного курса, в тот момент усидеть? Попробуем ответить на этот ключевой вопрос, ведь именно это обрекло КПСС на раскол и сход с политической арены, т. е. именно на то, что, по его мнению, как раз не случилось на 28 съезде, но зато случилось по его итогам.

Причина первая — контроль М. С. Горбачёвым аппарата КПСС позволил ему и его окружению обеспечить достаточно лояльный им состав делегатов съезда.

Особенность генеральносекретарской должности позволила в свою очередь М. С. Горбачёву расставить на ключевые позиции в государстве и партии людей, которые практически в прямом смысле похоронили КПСС — А.Н. Яковлева, Э.А. Шеварднадзе, Б.Н. Ельцина. С последним, правда, вышла промашка — он, видя слабость Михаила Сергеевича, решил его спихнуть с Олимпа.

Это отчасти пошло на пользу М. С. Горбачёву на конкретном 28 съезде — оппонентов у него там было немало, но они были расколоты по платформам. Сторонники так называемых реформ, ставшие в будущем видными деятелями умеренного крыла либералов, создали «Демократическую платформу», те же, кто надеялся спасти Компартию, — на «Большевистскую» и отчасти «Марксистскую».

Разумеется, при таком раскладе Михаилу Сергеевичу было удобно лавировать, да вот только для самой КПСС это была заведомо проигрышная ситуация. Как могла она уцелеть в обстановке вынужденного сосуществования под одной партийной крышей людей с диаметрально противоположными взглядами, когда в любой момент мог произойти раскол? Фактически он и произошёл — с трибуны съезда один из лидеров «Демплатформы» и, что примечательно, ректор Московской Высшей партийной школы (к разговору о расстановке кадров в КПСС) В. Шостаковский зачитал заявление ее лидеров о выходе из партии и формировании новой.

Еще до них ряды КПСС покинул Б. Н. Ельцин, также воспользовавшись для этого трибуной съезда. Жест этот Борис Николаевич делал уже, конечно, в расчёте на антисоветские круги, которые вокруг него группировались. Всё, мол, порвал со своим капээсэсным прошлым и теперь я всецело ваш.

Михаил Сергеевич подвоха не почуял, дав высказаться своему конкуренту. Ему казалось, что так проще будет удержаться. В тот момент спастись ему действительно удалось, но это была воистину пиррова победа. Через полтора года он бросит переизбравшую его партию и покинет пост президента страны. К сожалению, в этот момент будет спущено красное знамя, в верности которому клялись все певшие гимн СССР, включая М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина.

Причина вторая — поддержка слабого генсека со стороны самовластных и порою пронационалистически настроенных элементов в республиканских органах КПСС.

Причина третья — рядовые коммунисты практически не имели возможности повлиять на решение партаппарата.

Если бы среди 18 миллионов членов КПСС можно было провести референдум о доверии М. С. Горбачёву и его любимой перестройке, нет никаких сомнений, что большинство бы выступило против. Не случайно в августе 1991 г. не нашлось партийных организаций, которые бы встали на защиту всего год назад как переизбранного генсека. Против ГКЧП, этой неуклюжей, но все-таки попытки спасти страну от горбачевщины и вызванного ею развала, выступили лишь откровенные антисоветчики всех мастей, выступали, разумеется, исключительно в своих далеко идущих целях.

Результатом нерешительности большинства 28-го съезда КПСС в организационном вопросе № 1 стало в каком-то смысле создание в сентябре 1991 г. Госсовета, оказавшегося, по сути, ликвидационной комиссией для великого Советского Союза. Первым же решением этого не предусмотренного Конституцией СССР органа под руководством М. С. Горбачёва стало признание независимости трех прибалтийских республик.

Если бы большинство делегатов 28-го съезда КПСС годом ранее проявило волю и сняло с должности генсека М.С. Горбачёва, весьма вероятно, что сама история пошла бы совсем по другому сценарию.
10 июля 1990 года на XXVIII съезде КПСС Михаил Горбачёв переизбран Генеральным секретарём.Свою ...
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится2
Поделитесь записью с друзьями
Павел Павел
Истинно так...
Павел Павел
Редко добавляю комментарий.
Наверх