Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
ГЕРОИ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ

24 февраля 1899 года родился Михаил Михайлович Громов — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен, профессор, Герой Советского Союза. Заслуженный лётчик СССР.

Михаил Громов родился в Твери, в семье военного врача.
Детство прошло в городах Калуге, Ржеве и посёлке Лосиноостровском Московской области. Окончил Московское реальное училище Воскресенского.

С 1910 года Михаил Громов увлёкся авиамоделизмом.
С 1916-го учился в Императорском техническом училище. В тот же период Михаил Громов занимался тяжёлой атлетикой в обществе «Санитас» и брал уроки живописи у художника Ильи Машкова. В 17 лет Громов установил рекорд Москвы в полутяжёлом весе в жиме – 202,5 фунта.

В 1917 году Михаила призвали в армию. В том же году он прошёл курс начальной военной подготовки в телеграфном батальоне, окончил авиационные теоретические курсы профессора Н. Е. Жуковского при Императорском техническом училище и поступил в Московскую лётную школу. Первый самостоятельный полёт Михаил Громов совершил на самолёте «Фарман-30» после 43 минут тренировочных полётов с инструктором.

В 1918 году вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В том же году Громов окончил Московскую лётную школу и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Он обучал курсантов полётам на самолёте «Вуазен», а сам осваивал высший пилотаж на самолётах «Моран» и «Ньюпор».

Однажды на самолёте «Моран-Ж» – старенькой машине, видавшей виды, изрешечённой пулями, – Громов неожиданно попал в штопор на глазах у курсантов лётной школы. Вскоре штопор перешёл в обратное вращение. Казалось, гибель была неизбежной, но Михаил Михайлович ухитрился выйти из безвыходного положения, повалил машину на левую плоскость, сбавил газ и совершил посадку. Восхищённые и обрадованные товарищи, сбежавшиеся со всех сторон к месту ожидаемой катастрофы, увидели уцелевший «Моран» и живого, спокойного Громова, с хозяйским видом хлопотавшего у машины.

Затем Громов участвует в Гражданской войне. В ноябре 1919 – ноябре 1920-го – лётчик 29-го разведывательного авиаотряда Восточного фронта, затем – лётчик 2-го авиакрыла Приуральского сектора войск внутренней охраны. Летал на разведку, разбрасывал листовки.

В 1920–1922 годах Михаил Громов – лётчик-инструктор, а в 1922–1924-м – начальник отделения боевого применения 1-й Московской авиашколы.

Весной 1923 года его временно прикомандировывали в качестве лётчика-инструктора и командира отряда к Серпуховской высшей школе воздушного боя, стрельбы и бомбометания, где одним из его курсантов был Валерий Чкалов.

В 1924–1930 годах – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Выполнил первый полёт и провёл испытания У-2 (По-2) (1927), И-4 (1927), И-3 (1928), И-4бис (1928), АНТ-9 (1929), Р-6 (1929). Выполнил ряд дальних перелётов.

В 1927 году при испытаниях И-1 на штопор впервые в стране совершил вынужденный прыжок с парашютом из самолёта. Впоследствии генерал-полковник авиации Михаил Громов вспоминал:

«Сидеть было неудобно – мешал парашют. Привязался поясным ремнём… Набрав высоту 2200 метров, решил, что этого достаточно, сбавил газ до минимального, задрал самолёт, взял ручку на себя и дал правую ногу. Самолёт мгновенно перешёл в правый штопор… Считаю витки. Один, два, три… Резко до отказа даю левую ногу (при ручке также до отказа взятой на себя). Жду полтора витка. Даю резко ручку на три четверти хода от себя. Смотрю… и глаза мои начинают расширяться: самолёт продолжает вращение и поднимает нос!..
Виток, два, три – нос самолёта поднялся, как при планировании на самой малой скорости, а вращение не прекращается. Щёки мои уже горят… Беру ручку до отказа на себя, левая нога продолжает давить педаль. Смотрю, нос опускается, и через полтора витка самолёт переходит в крутой штопор. Мотор заглох. Считаю витки: двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый… Пора отстёгиваться!
Отстегнулся… Еле притянул к себе ноги от педалей. Хочу встать. Не тут-то было. На мне по крайней мере два с половиной человека. Упираюсь ногами и руками, стремясь забраться на борт. Тренированные в толчке ноги (как пригодились сейчас занятия со штангой) не подвели и тут – сел, наконец, на борт… Думать некогда. Витков – 22, высота – 120 метров. Всё. Довольно! Взялся за кольцо парашюта. Убедился, что держу именно его. Отталкиваюсь ногами, и вот я в воздухе… Рывок – и надо мной купол».

С 1930 по 1941-й – в ЦАГИ. Выполнил первый полёт и провёл испытания Р-7 (1930), И-8 (1930), ТБ-3 (1930), АНТ-14 (1931), АНТ-25 (1933), ТБ-4 (1933), АНТ-20 (1934), АНТ-35 (1936), Пе-8 (1936), БОК-15 (1939).

С марта по август 1941-го – начальник Лётно-исследовательского института. Как уже отмечалось, Михаил Громов провёл испытания многих известных самолётов. Он выполнил также ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.

10–12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот – А.И. Филин, штурман – И.Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту – 12 411 километров за 75 часов.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Михаилу Михайловичу Громову 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза, а Филин и Спирин награждены орденами Ленина.

В 1937 году на АНТ-25 (второй пилот – А. Б. Юмашев, штурман – С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США), установив два мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт Громов был награждён орденом Ленина, а Юмашеву и Данилину присвоено звание Героя Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

Михаил Громов участвовал в облётах УТ-2 на воздушной подушке, Me-109, Г-28 «Кречет». В декабре 1941 – феврале 1942-го он командир 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт); в феврале – мае 1942-го – командующий ВВС Калининского фронта; в мае 1942 – мае 1943-го – командующий 3-й воздушной армией; в мае 1943 – июне 1944-го – командующий 1-й воздушной армией. Армия под его командованием в составе Западного и 3-го Белорусского фронтов участвовала в Орловской, Спас-Деменской и Смоленской операциях, наносила удары по железнодорожным узлам на Витебском и Оршанском направлениях. В составе армии воевал авиаполк «Нормандия». Французское правительство, отмечая заслуги Громова на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, наградило его командорским орденом Почётного легиона.

В 1944–1946 годах – начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС, в 1946–1949 годах – заместитель командующего дальней авиацией.

С 1949 по 1955-й – начальник Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности.

С 1955-го – в запасе.
В 1959–1961 годах – председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.

Жил в Москве.
Умер Михаил Михайлович Громов 22 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Герой Советского Союза, профессор генерал-полковник авиации Михаил Михайлович Громов награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, был удостоен иностранных наград.
ГЕРОИ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ.24 февраля 1899 года родился Михаил Михайлович Громов — советский лётчик и ...
Рейтинг записи:
5,5 - 3 отзыва
Нравится3
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх