Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
Николай Александрович Лунин, (22 мая 1915 - 3 октября 1968) - Герой Социалистического Труда, старший машинист паровозной бригады паровозного депо Новосибирск Томской железной дороги, выдающийся новатор железнодорожного транспорта.

Родился в городе Ряжске, ныне Рязанской области, в семье железнодорожника.
С родителями перехал в Новосибирск.
Окончил школу-семилетку в 1930 году, железнодорожное фабрично-заводское училище на станции Новосибирск.
В 1932-1945 годах трудился в паровозном депо станции Новосибирск Томской железной дороги, сначала слесарем, через несколько месяцев стал помощником машиниста.
В декабре 1934 года окончил курсы машинистов на станции Тайга Томской железной дороги и, с августа 1935 года, начал самостоятельно водить поезда.
Отличался творческим отношением к делу, отличным знанием материальной части паровозов, стремлением к повышению образования, полнейшим отсутствием равнодушия в любых вопросах.
Все свои новаторские предложения Лунин тщательно отрабатывал в своей бригаде.
В 1940 году выступил с инициативой внедрения новых методов эксплуатации паровоза - увеличение объёма ремонта, выполняемое силами самой паровозной бригады и совместное проведение деповского ремонта силами ремонтников депо и паровозной бригады.
Незначительное повышение занятости бригады на ремонте с лихвой окупалось более качественным уровнем ремонта (ведь лучше бригады никто не знает «слабых мест» каждого конкретного локомотива), снижением потерь времени на оперативный ремонт (квалифицированные ремонтные работники депо в процессе ремонта указывают бригаде на возможные недостатки в работе паровоза, что позволяет заранее подготовиться к их оперативному устранению). Следствием становился значительный рост полезного использования локомотива.
В годы войны почин Лунина получил широкое распространение на транспорте и в других отраслях промышленности, он получил общепринятое наименование «лунинское движение», а применявших его членов паровозных бригад по всему СССР именовали «лунинцами».
Член ВКП(б) с 1941.
В 1941 году Н. А. Лунин выступил инициатором новой идеи в развитие предыдущей – овладение каждым членом паровозной бригады ремонтными специальностями. В результате ещё более сократилось время трудозатрат на ремонт каждого паровоза, зато высвободилось рабочее время для ремонта большего количества паровозов в ремонтных депо. Опять-таки сократилось время на мелкий оперативный ремонт и обслуживание паровозов в пути следования.
Уже к январю 1942 года на Томской железной дороге профессией слесаря-ремонтника овладели 98 % машинистов, 94 % помощников машинистов, 63 % кочегаров. Этот почин при значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями.
Лауреат Сталинской премии (1942) за внедрение новых методов организации производства. На полученную премию Лунин купил эшелон угля для Сталинграда и лично доставил его в феврале 1943 года в только что освобожденный и полностью разрушенный город.
Оставшиеся деньги передал в детский дом для детей погибших воинов Красной армии.
В годы войны лунинское движение приобрело новое содержание — максимальный пробег паровозов без ремонта. В 1942 году по методу Лунина работали свыше 7,8 тысяч паровозных бригад.
Экономия благодаря лунинскому движению составила на Томской железной дороге в 1941 свыше 7 миллионов рублей, в 1942 — около 11 миллионов, в 1943 — свыше 11 миллионов рублей.
В декабре 1941 года знатный новатор впервые в СССР двумя паровозами привез замерзающей Москве 5000 тонн угля (100 вагонов!) - при нормативе на одну машину 1250 тонн, умело сочетая работу двух паровозов применительно к рельефу пути. Тем самым положено начало новому движению – сверхтяжелых поездов.
Вскоре сверхтяжелые составы шли по всем железным дорогам СССР, где такое позволяло путевое хозяйство.
За время войны паровозная бригада старшего машиниста Лунина перевезла 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономила 854 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей.
Его паровоз был признан «Лучшим паровозом Советского Союза» приказом Народного комиссара путей сообщения СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Лунину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В августе 1945 года был переведен на Южную железную дорогу начальником Смородинского отделения паровозного хозяйства (Сумская область).
На следующий год был направлен на учебу. К тому времени начинающий студент-первокурсник был автором двух учебников: «Как сократить объём промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом» и «Практика эксплуатации паровозов. Опыт лунинцев Новосибирского депо. Пособие для студентов».
В 1950 году с отличием окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, позднее - Высшие инженерные курсы Министерства путей сообщения в Москве. Направлен на руководящую работу на железнодорожном транспорте.
В 1951 году Лунину присвоено звание директора-полковника.
Работал начальником Сумского отделения паровозного хозяйства, заместителем начальника Московско-Рязанской железной дороги, с 1960 года - начальником Московско-Рижского отделения Московской железной дороги.
Депутат Верховного совета СССР в 1946—1950 годах.
Жил в городе-герое Москве.
Умер в Москве 3 октября 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и премии:
Золотая медал «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (5 ноября 1943),
2 ордена Ленина (1942, 1943),
2 знака НКПС «Почетный железнодорожник» (1940, 1943).
Лауреат Сталинской премии (1942).
На здании цеха эксплуатации Новосибирского локомотивного (бывшего паровозного) депо, в память о Н. А. Лунине, установлена мемориальная доска.
Имя Героя носит областное государственное образовательное учреждение начального профессионального железнодорожного образования «Профессиональное училище № 10» Новосибирска.
Одна из площадей Новосибирска названа «Площадью лунинцев».
На здании локомотивного депо станции «Смородино» (город Тростянец Сумской области), в память о Н. А. Лунине, также установлена мемориальная доска.
В годы войны в составе 49-го отдельного дивизиона бронепоездов сражался бронепоезд № 704 «Лунинец», построенный железнодорожниками Томской дороги. Бронепоезд с именем Лунина на борту прошел славный боевой путь от Москвы до Нижней Силезии.
На высоком косогоре, издалека видимом с железной дороги и с одной из самых оживленных автомобильных магистралей Новосибирска, выдающемуся железнодорожнику и его боевым товарищам за проявленный трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны на высоком постаменте установлен монумент – локомотив ФД 21-3000, тот самый «Лучший паровоз Советского Союза» и памятная стела.
Николай Александрович Лунин, (22 мая 1915 - 3 октября 1968) - Герой Социалистического Труда, старший ...
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится5
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх