Здесь выдают
ставки
ставки

Новый шаг советской космонавтики «Энергия» - «Буран»
История космонавтики — это героическая и захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.
Покорить пространство и время, раздвинуть границы познания, изучить, «пощупать» тайны мира, огромной и бесконечной Вселенной, всё это оставалось несбыточной мечтой на протяжении долгих веков и тысячелетий. Однако человек не отчаивался и старался всеми силами тот день, когда в небо взмоет первый космический корабль. Как ёмко и верно утверждал наш великий советский учёный-теоретик Константин Эдуардович Циолковский -
«Земля — это колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели!»
И вот, сначала в октябре 1957 года, открыв космическую эру, а затем в апреле 1961 года, окончательно вырвавшись из своей колыбели, прежде всего советский народ и всё человечество и по сей день неуклонно движется вперёд, осваивая всё новые и новые космические пространства, раскрывая загадки, которые томили людей тысячелетиями, но в тоже время открывая новые, ещё более животрепещущие. Мы в праве гордиться, что наша Родина, наши люди первыми шагнули в эту космическую бездну, и теперь, 15 ноября 1988 года, наша страна совершила ещё один важный шаг по освоению космического пространства. И вот, в ночь, с 14 на 15 число, в 6:00:01 по МСК состоялся пуск космического корабля многоразового использования «Буран». Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту. На 152-й секунде полёта как и положено отстреливаются параблоки первой ступени. КК «Буран» продолжает держать свой путь в космос. Томительное ожидание - и вот 467-я секунда - отключение двигателей второй ступени. «Буран» с помощью своих двигателей проводит балансировку связки - пока ещё связку РН и ОК. 482-я секунда - и ОК отделился от РН, продолжая свой полёт самостоятельно на высоте около 150 км. Сам полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. На орбите все системы работали штатно. В полете было проведено 4 сеанса связи, включая передачу на борт информации, необходимой для спуска и посадки, в том числе направление ветра в районе ВПП (Взлётно-посадочного комплекса). «Буран» выполнил два витка и успешно преодолел самый сложный и опасный участок — вход в плотные слои атмосферы. Над акваторией Тихого океана тем временем «Буран» сопровождали корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский».
Наступает момент истины. Первая в мире такого рода посадка проходящая полностью в автоматическом режиме. Задача осложнялась тем, что с самого момента старта, в районе Байконура был довольно сильный ветер. Но автопилот сработал качественно, выполнив манёвры, удивившие даже опытных пилотов. «Буран» вышел на крутую посадочную глиссаду, почти пикируя, затем выныривает из дымки облаков и у самой ВПП задирается нос. Вот он касается основными стойками, затем носовыми. Открываются парашюты. Космический корабль замирает. Звучит команда "все системы корабля обесточены". Вот и всё. Буран совершил первый полностью автоматический полёт.
Радость и ликование переполняет конструкторов и всех тех людей, кто участвовал и упорно работал над созданием такой машины. Вот он, момент, к которому столько готовились, столько вложили сил, трудов. Важно отметить, что участие в создании «Бурана» принимали практически предприятия со всего Советского Союза, были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских центров, строительно-монтажных и эксплуатационных предприятий. Десятки министерств и ведомств, Академия наук СССР и академии союзных республик внесли свой вклад в эти работы. Так, на Харьковском «Энергоприборе» был создан комплекс автономного управления «Энергией», которая и выводила корабль в космос. На АНТК имени Антонова проводилось проектирование и изготовление деталей для корабля а также создан Ан-225, который использовался для доставки «Бурана». Но триумф триумфом, а осмотр по расписанию. После тщательного диагностического осмотра, критических повреждений не было выявлено, даже вопреки расчётам и ожиданиям, было потеряно только несколько защитных плиток.
Что же даёт это весомое достижение для советской космонавтики? Проведя даже беглое сравнение «Энергии» с ныне широко используемыми ракетами-носителями показывает, насколько серьезный шаг вперед сделан. Достаточно отметить, что «Энергия» позволяет вывести на ближнюю околоземную орбиту аппараты с массой уже не 20, а до 100 тонн, на геостационарную орбиту (высота 36000 км) — 18 тонн, к Луне — 32 тонны, к Марсу и Венере — около 28 тонн. Все это в 5-8 раз больше, чем позволяло предыдущее поколение ракет-носителей.
Годы космической эры подтвердили огромное будущее освоения и использования космоса в интересах науки и народного хозяйства. Ныне в нем систематически трудятся искусственные спутники Земли серии «Космос», совершают рейсы межпланетные станции, несут вахты метеорологические, связные, природоведческие и спасательные спутники, плодотворно действуют долговременные орбитальные станции.
Все эти направления работ связаны с большим грузопотоком по трассе Земля-орбита-Земля. Поэтому разработка экономически более эффективных транспортных средств является главной задачей снижения стоимости доставки на орбиту килограмма полезного груза. Сейчас она обходится в тысячи рублей и в дальнейшем при использовании транспортных космических систем одноразового применения существенного снижения этой стоимости достигнуть нельзя. Уменьшить расходы могут лишь многоразовые транспортные системы. Уже разработаны различные схемы и средства спасения ракетных ступеней, например, с помощью парашютов, гибких крыльев, и их повторное использование. Но настоящий экономический эффект могут дать на трассе Земля-орбита-Земля одно и двухступенчатые транспортные системы типа воздушно-космических самолетов (ВКС), оснащенных универсальными двигательными установками. Наш «Буран» по праву являются прообразами таких самолетов будущего.
Создание комплекса «Энергия»-«Буран» является закономерным шагом вперед отечественной ракетно-космической и авиационной техники. После летных испытаний этого комплекса наша космонавтика будет иметь в своем арсенале транспортные системы как одноразового, так и многоразового использования, позволяющие не только выводить на орбиты полезные грузы малых и больших масс, но и возвращать их на Землю.
Универсальная космическая транспортная система «Энергия»-«Буран» является значительным вкладом в развитие отечественной авиационно-космической техники. В сочетании с одноразовыми ракетами-носителями и долговременными орбитальными станциями она, открывает новые широкие перспективы дальнейшего изучения и использования космического пространства в интересах науки и народного хозяйства СССР.
Газета «Правда», №68, 17 ноября 1988 года.
История космонавтики — это героическая и захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.
Покорить пространство и время, раздвинуть границы познания, изучить, «пощупать» тайны мира, огромной и бесконечной Вселенной, всё это оставалось несбыточной мечтой на протяжении долгих веков и тысячелетий. Однако человек не отчаивался и старался всеми силами тот день, когда в небо взмоет первый космический корабль. Как ёмко и верно утверждал наш великий советский учёный-теоретик Константин Эдуардович Циолковский -
«Земля — это колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели!»
И вот, сначала в октябре 1957 года, открыв космическую эру, а затем в апреле 1961 года, окончательно вырвавшись из своей колыбели, прежде всего советский народ и всё человечество и по сей день неуклонно движется вперёд, осваивая всё новые и новые космические пространства, раскрывая загадки, которые томили людей тысячелетиями, но в тоже время открывая новые, ещё более животрепещущие. Мы в праве гордиться, что наша Родина, наши люди первыми шагнули в эту космическую бездну, и теперь, 15 ноября 1988 года, наша страна совершила ещё один важный шаг по освоению космического пространства. И вот, в ночь, с 14 на 15 число, в 6:00:01 по МСК состоялся пуск космического корабля многоразового использования «Буран». Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту. На 152-й секунде полёта как и положено отстреливаются параблоки первой ступени. КК «Буран» продолжает держать свой путь в космос. Томительное ожидание - и вот 467-я секунда - отключение двигателей второй ступени. «Буран» с помощью своих двигателей проводит балансировку связки - пока ещё связку РН и ОК. 482-я секунда - и ОК отделился от РН, продолжая свой полёт самостоятельно на высоте около 150 км. Сам полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. На орбите все системы работали штатно. В полете было проведено 4 сеанса связи, включая передачу на борт информации, необходимой для спуска и посадки, в том числе направление ветра в районе ВПП (Взлётно-посадочного комплекса). «Буран» выполнил два витка и успешно преодолел самый сложный и опасный участок — вход в плотные слои атмосферы. Над акваторией Тихого океана тем временем «Буран» сопровождали корабль измерительного комплекса ВМФ СССР «Маршал Неделин» и научно-исследовательское судно АН СССР «Космонавт Георгий Добровольский».
Наступает момент истины. Первая в мире такого рода посадка проходящая полностью в автоматическом режиме. Задача осложнялась тем, что с самого момента старта, в районе Байконура был довольно сильный ветер. Но автопилот сработал качественно, выполнив манёвры, удивившие даже опытных пилотов. «Буран» вышел на крутую посадочную глиссаду, почти пикируя, затем выныривает из дымки облаков и у самой ВПП задирается нос. Вот он касается основными стойками, затем носовыми. Открываются парашюты. Космический корабль замирает. Звучит команда "все системы корабля обесточены". Вот и всё. Буран совершил первый полностью автоматический полёт.
Радость и ликование переполняет конструкторов и всех тех людей, кто участвовал и упорно работал над созданием такой машины. Вот он, момент, к которому столько готовились, столько вложили сил, трудов. Важно отметить, что участие в создании «Бурана» принимали практически предприятия со всего Советского Союза, были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских центров, строительно-монтажных и эксплуатационных предприятий. Десятки министерств и ведомств, Академия наук СССР и академии союзных республик внесли свой вклад в эти работы. Так, на Харьковском «Энергоприборе» был создан комплекс автономного управления «Энергией», которая и выводила корабль в космос. На АНТК имени Антонова проводилось проектирование и изготовление деталей для корабля а также создан Ан-225, который использовался для доставки «Бурана». Но триумф триумфом, а осмотр по расписанию. После тщательного диагностического осмотра, критических повреждений не было выявлено, даже вопреки расчётам и ожиданиям, было потеряно только несколько защитных плиток.
Что же даёт это весомое достижение для советской космонавтики? Проведя даже беглое сравнение «Энергии» с ныне широко используемыми ракетами-носителями показывает, насколько серьезный шаг вперед сделан. Достаточно отметить, что «Энергия» позволяет вывести на ближнюю околоземную орбиту аппараты с массой уже не 20, а до 100 тонн, на геостационарную орбиту (высота 36000 км) — 18 тонн, к Луне — 32 тонны, к Марсу и Венере — около 28 тонн. Все это в 5-8 раз больше, чем позволяло предыдущее поколение ракет-носителей.
Годы космической эры подтвердили огромное будущее освоения и использования космоса в интересах науки и народного хозяйства. Ныне в нем систематически трудятся искусственные спутники Земли серии «Космос», совершают рейсы межпланетные станции, несут вахты метеорологические, связные, природоведческие и спасательные спутники, плодотворно действуют долговременные орбитальные станции.
Все эти направления работ связаны с большим грузопотоком по трассе Земля-орбита-Земля. Поэтому разработка экономически более эффективных транспортных средств является главной задачей снижения стоимости доставки на орбиту килограмма полезного груза. Сейчас она обходится в тысячи рублей и в дальнейшем при использовании транспортных космических систем одноразового применения существенного снижения этой стоимости достигнуть нельзя. Уменьшить расходы могут лишь многоразовые транспортные системы. Уже разработаны различные схемы и средства спасения ракетных ступеней, например, с помощью парашютов, гибких крыльев, и их повторное использование. Но настоящий экономический эффект могут дать на трассе Земля-орбита-Земля одно и двухступенчатые транспортные системы типа воздушно-космических самолетов (ВКС), оснащенных универсальными двигательными установками. Наш «Буран» по праву являются прообразами таких самолетов будущего.
Создание комплекса «Энергия»-«Буран» является закономерным шагом вперед отечественной ракетно-космической и авиационной техники. После летных испытаний этого комплекса наша космонавтика будет иметь в своем арсенале транспортные системы как одноразового, так и многоразового использования, позволяющие не только выводить на орбиты полезные грузы малых и больших масс, но и возвращать их на Землю.
Универсальная космическая транспортная система «Энергия»-«Буран» является значительным вкладом в развитие отечественной авиационно-космической техники. В сочетании с одноразовыми ракетами-носителями и долговременными орбитальными станциями она, открывает новые широкие перспективы дальнейшего изучения и использования космического пространства в интересах науки и народного хозяйства СССР.
Газета «Правда», №68, 17 ноября 1988 года.

Следующая запись: 30 лет назад, 15 ноября 1988 года, совершил свой первый и единственный орбитальный полёт советский ...
Лучшие публикации