Здесь выдают
ставки
ставки

Алексей Денисович Дикий, (24 февраля 1889 — 1 октября 1955) — Народный артист СССР, советский актёр, театральный режиссёр, педагог, публицист.
Алексей Дикий родился в Екатеринославе (Днепропетровск).
С раннего детства увлекался театром, что было семейной традицией: сестра — украинская актриса М. Д. Дикова, её мужем — актёр и режиссёр А. Л. Суходольский.
В 6 лет начал участвовать в спектаклях харьковской труппы Суходольского.
В 1904—1907 годах учился в Харьковском реальном училище.
В 1907—1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся 121-го Пензенского полка.
В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ С. В. Халютиной, занимался у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова.
В 1910 году был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп» Л. Н. Толстого.
Учителями молодого актёра стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
В 1911 году окончил драматические курсы МХТ, а в 1912-м уже пробовал себя в режиссуре, руководя драматическим кружком на Пречистенских рабочих курсах, где ставил одноактные пьесы А. П. Чехова, работал в рабоче-крестьянском кружке-театре И. Уралова.
В том же году была создана 1-я Студия МХТ, где продолжил сценическую деятельность.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую деятельность.
В 1914—1917 годах служил в Царской армии на Кавказском фронте. Военные годы считал «безнадёжно потерянными».
С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й. В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов. Одновременно искал свой путь в режиссуре.
В 1919 году в Московской драматической студии Е. Б. Вахтангова выступил в качестве режиссёра в спектакле Е. Б. Вахтангова «Потоп» по пьесе Г. Бергера; в 1921-м в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе А. Шницлера. Пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность — здесь уже определились характерными для Дикого-режиссёра черты.
После успешного дебюта, не порывая со МХАТом 2-м, где он продолжал выступать как актёр, а в 1925 году поставил «Блоху» Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову), ставшую одной из самых значительных его режиссёрских работ.
Ставил спектакли и в других театрах: в Московском театре для детей при Моссовете, в театре «Комедия (бывший Корш)».
В Ленинграде, в Драматическом театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Н. Э. Радловым, А. В. Лентуловым.
B 1922—1926 годах работал также в Московском еврейском театре, где осуществил ряд постановок, в том числе «Скрипач на крыше» по мотивам романа Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник», и «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал театральным событием, в нём были точно угаданы национальная форма (буффонада), язык, психологические портреты.
B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре.
В 1927—1928 годах — художественный руководитель Московского драматического театра (бывший Корш).
В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» А. Файко в Московском театре Революции.
В 1929—1930 годах — режиссёр Драматического театра Народного дома в Ленинграде.
В 1931 году возглавлял Свердловский драматический театр, где поставил пьесу «Страх» А. Н. Афиногенова.
В 1931 году создал Театрально-литературную мастерскую при Доме Учёных (в августе 1935 года переименованную в Театр-студию под руководством А. Д. Дикого), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову.
Победой молодого театра и заслугой А. Дикого назвала спектакль газета «Рабочая Москва» 12 декабря 1935 года; высокую оценку в тот же день дала и «Вечерняя Москва»:
«А. Д. Дикий одержал бесспорную победу. Спектакль «Леди Макбет…, показанный его студией, добротная театральная работа. Уверенно ведут свои роли в этом спектакле молодые актёры...
В «Леди Макбет…» Дикий как постановщик вновь показал себя большим и талантливым мастером советского театра. С блеском, выдумкой, яркостью и остротой он воплощает на сцене образы Лескова».
В 1932—1936 годах — художественный руководитель Московского драматического театра имени ВЦСПС.
26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М.Горького (БДТ). Вместе с ним в БДТ пришла группа молодых актёров — бывших студийцев. Поставил несколько спектаклей.
С осени 1941 года работал в Театре имени Е. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске.
В спектакле «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука (1942) сыграл генерала Горлова — одну из лучших своих ролей.
«Образ Горлова, созданный АлеВ 1944 году — художественный руководитель Театра-студии киноактёра.
В сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина.
C 1943 года снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов». А исполнение роли Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось самому Иосифу Виссарионовичу.
Вёл преподавательскую деятельность.
С 1948 года — профессор Театрального училища им. М. С. Щепкина (Москва).
С 1944 года — член Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР.
Автор книги «Повесть о театральной юности» (1957), многочисленных статей по театральному искусству.
Алексей Денисович Дикий умер в Москве 1 октября 1955 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Звания, премии и награды:
Народный артист РСФСР (1947);
Народный артист СССР (1949);
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов»;
Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной роли в фильме «Адмирал Нахимов»;
Сталинская премия первой степени (1949) — за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова;
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Третий удар»;
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Сталинградская битва»);
Орден Ленина (1944) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов» (1943);
Орден Трудового Красного Знамени (1949);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946);
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948);
Венецианский кинофестиваль ((Почётный диплом в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Адмирал Нахимов», 1947);
МКФ в Готвальдове (Премия победы, фильм «Сталинградская битва», 1949);
МКФ в Марианских Лазнях (Главная премия, фильм «Сталинградская битва», 1949).
Театральные работы:
Роли:
Московский Художественный театр
1910 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — судебный пристав
1911 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Мишка
1-я студия МХТ, МХАТ 2-й:
1911 — «На дне» М. Горького — Алёшка
1912 — «Провинциалка» И. С. Тургенева — Миша
1913 — «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса — Баренд
1917 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
1917 — «Иванов» А. П. Чехова — Львов.
1919 — «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу — Джон Пирибингль
1921 — «Эрик XIV» А. Стриндберга — герцог Иоанн
1924 — «Расточитель» Н. С. Лескова — Молчанов
1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову — Платов
Театр имени Е. Б. Вахтангова:
1941 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Матиас Клаузен
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — генерал Горлов
Малый театр:
1948 — «Доходное место» А. Н. Островского — Досужев
1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Сталин
1949 — «Мещане» М. Горького — Тетерев
1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Коста Вара
1949 — «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского — Сталин
1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Артемьев
Постановки:
Театр-студия им. Ф. И. Шаляпина:
1921 — «Зелёный попугай» А. Шницлера
Московский театр для детей при Моссовете:
«Пиноккио» по К. Коллоди
«Находка» Е. Я. Тараховской
Театр «Комедия (бывший Корш)»:
«Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу
«Тень осла» Л. Фульды
1-я студия МХТ:
1923 — «Герой» Дж. Синга
МХАТ 2-й:
1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову
Драматический театр Народного дома (Ленинград):
«Землетрясение» П. С. Романова (совм. с Н. Э. Радловым)
1925 — опера «Степан Разин» П. Н. Триодина (совм. с А. В. Лентуловым)
1930 — «Первая Конная» В. В. Вишневского
Московский еврейский театр:
«Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник»
«Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема
Большой театр:
1925 — «Степан Разин», опера П. Н. Триодина
1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева
1928 — «Красный мак», балет Р. М. Глиэра
Театр Революции:
1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко
Свердловский театр драмы:
1928 — «Страх» А. Н. Афиногенова.
Театр-студия под руководством А. Д. Дикого:
1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову
Московский драматический театр им. ВЦСПС:
1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1933 — «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
1933 — «Вздор» К. Я. Финна
1934 — «Интермедия» по М. Сервантесу в переводе А. Н. Островского
1935 — «Глубокая провинция» М. А. Светлова
Ленинградский БДТ:
1936 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1937 — «Большой день» В. М. Киршона,
1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен») А. С. Пушкина
1937 — «Мещане» М. Горького
Театр имени Е. Б. Вахтангова:
1941 — «Олеко Дундич» A. Г. Ржешевского и М. А. Каца
1941 — «Русские люди» К. М. Симонова.
Малый театр:
1936 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина
1946 — «Мещане» М. Горького
1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совместно с Е. И. Страдомской)
1950 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука
1950 — «Люди доброй воли» Г. Д. Мдивани
1951 — «Настя Колосова» В. В. Овечкина
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина:
1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Горячее сердце» А. Н. Островского
Фильмография:
1919 — Чем ты был? (короткометражный) — Иван Сотый
1921 — Андрей Гудок (короткометражный) — Андрей Гудок
1934 — Восстание рыбаков — Кеденек[14]
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Ненависть») — старик
1943 — Кутузов — Кутузов
1946 — Адмирал Нахимов — Нахимов
1947 — Пирогов — Нахимов
1947 — Рядовой Александр Матросов — Сталин
1948 — Третий удар — Сталин
1948 — Повесть о настоящем человеке — Василий Васильевич
1949 — Сталинградская битва — Сталин
Алексей Дикий родился в Екатеринославе (Днепропетровск).
С раннего детства увлекался театром, что было семейной традицией: сестра — украинская актриса М. Д. Дикова, её мужем — актёр и режиссёр А. Л. Суходольский.
В 6 лет начал участвовать в спектаклях харьковской труппы Суходольского.
В 1904—1907 годах учился в Харьковском реальном училище.
В 1907—1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся 121-го Пензенского полка.
В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ С. В. Халютиной, занимался у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова.
В 1910 году был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе «Живой труп» Л. Н. Толстого.
Учителями молодого актёра стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.
В 1911 году окончил драматические курсы МХТ, а в 1912-м уже пробовал себя в режиссуре, руководя драматическим кружком на Пречистенских рабочих курсах, где ставил одноактные пьесы А. П. Чехова, работал в рабоче-крестьянском кружке-театре И. Уралова.
В том же году была создана 1-я Студия МХТ, где продолжил сценическую деятельность.
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую деятельность.
В 1914—1917 годах служил в Царской армии на Кавказском фронте. Военные годы считал «безнадёжно потерянными».
С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й. В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов. Одновременно искал свой путь в режиссуре.
В 1919 году в Московской драматической студии Е. Б. Вахтангова выступил в качестве режиссёра в спектакле Е. Б. Вахтангова «Потоп» по пьесе Г. Бергера; в 1921-м в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе А. Шницлера. Пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность — здесь уже определились характерными для Дикого-режиссёра черты.
После успешного дебюта, не порывая со МХАТом 2-м, где он продолжал выступать как актёр, а в 1925 году поставил «Блоху» Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову), ставшую одной из самых значительных его режиссёрских работ.
Ставил спектакли и в других театрах: в Московском театре для детей при Моссовете, в театре «Комедия (бывший Корш)».
В Ленинграде, в Драматическом театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Н. Э. Радловым, А. В. Лентуловым.
B 1922—1926 годах работал также в Московском еврейском театре, где осуществил ряд постановок, в том числе «Скрипач на крыше» по мотивам романа Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник», и «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема. Спектакль стал театральным событием, в нём были точно угаданы национальная форма (буффонада), язык, психологические портреты.
B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре.
В 1927—1928 годах — художественный руководитель Московского драматического театра (бывший Корш).
В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» А. Файко в Московском театре Революции.
В 1929—1930 годах — режиссёр Драматического театра Народного дома в Ленинграде.
В 1931 году возглавлял Свердловский драматический театр, где поставил пьесу «Страх» А. Н. Афиногенова.
В 1931 году создал Театрально-литературную мастерскую при Доме Учёных (в августе 1935 года переименованную в Театр-студию под руководством А. Д. Дикого), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову.
Победой молодого театра и заслугой А. Дикого назвала спектакль газета «Рабочая Москва» 12 декабря 1935 года; высокую оценку в тот же день дала и «Вечерняя Москва»:
«А. Д. Дикий одержал бесспорную победу. Спектакль «Леди Макбет…, показанный его студией, добротная театральная работа. Уверенно ведут свои роли в этом спектакле молодые актёры...
В «Леди Макбет…» Дикий как постановщик вновь показал себя большим и талантливым мастером советского театра. С блеском, выдумкой, яркостью и остротой он воплощает на сцене образы Лескова».
В 1932—1936 годах — художественный руководитель Московского драматического театра имени ВЦСПС.
26 марта 1936 года был назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М.Горького (БДТ). Вместе с ним в БДТ пришла группа молодых актёров — бывших студийцев. Поставил несколько спектаклей.
С осени 1941 года работал в Театре имени Е. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске.
В спектакле «Фронт» по пьесе А. Е. Корнейчука (1942) сыграл генерала Горлова — одну из лучших своих ролей.
«Образ Горлова, созданный АлеВ 1944 году — художественный руководитель Театра-студии киноактёра.
В сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина.
C 1943 года снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов». А исполнение роли Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось самому Иосифу Виссарионовичу.
Вёл преподавательскую деятельность.
С 1948 года — профессор Театрального училища им. М. С. Щепкина (Москва).
С 1944 года — член Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР.
Автор книги «Повесть о театральной юности» (1957), многочисленных статей по театральному искусству.
Алексей Денисович Дикий умер в Москве 1 октября 1955 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Звания, премии и награды:
Народный артист РСФСР (1947);
Народный артист СССР (1949);
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов»;
Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной роли в фильме «Адмирал Нахимов»;
Сталинская премия первой степени (1949) — за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова;
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Третий удар»;
Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Сталинградская битва»);
Орден Ленина (1944) — за исполнение заглавной роли в фильме «Кутузов» (1943);
Орден Трудового Красного Знамени (1949);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946);
Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948);
Венецианский кинофестиваль ((Почётный диплом в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Адмирал Нахимов», 1947);
МКФ в Готвальдове (Премия победы, фильм «Сталинградская битва», 1949);
МКФ в Марианских Лазнях (Главная премия, фильм «Сталинградская битва», 1949).
Театральные работы:
Роли:
Московский Художественный театр
1910 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — судебный пристав
1911 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Мишка
1-я студия МХТ, МХАТ 2-й:
1911 — «На дне» М. Горького — Алёшка
1912 — «Провинциалка» И. С. Тургенева — Миша
1913 — «Гибель „Надежды“» Г. Хейерманса — Баренд
1917 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Епиходов
1917 — «Иванов» А. П. Чехова — Львов.
1919 — «Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу — Джон Пирибингль
1921 — «Эрик XIV» А. Стриндберга — герцог Иоанн
1924 — «Расточитель» Н. С. Лескова — Молчанов
1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову — Платов
Театр имени Е. Б. Вахтангова:
1941 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана — Матиас Клаузен
1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — генерал Горлов
Малый театр:
1948 — «Доходное место» А. Н. Островского — Досужев
1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Сталин
1949 — «Мещане» М. Горького — Тетерев
1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Коста Вара
1949 — «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского — Сталин
1951 — «Живой труп» Л. Н. Толстого — Артемьев
Постановки:
Театр-студия им. Ф. И. Шаляпина:
1921 — «Зелёный попугай» А. Шницлера
Московский театр для детей при Моссовете:
«Пиноккио» по К. Коллоди
«Находка» Е. Я. Тараховской
Театр «Комедия (бывший Корш)»:
«Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу
«Тень осла» Л. Фульды
1-я студия МХТ:
1923 — «Герой» Дж. Синга
МХАТ 2-й:
1925 — «Блоха» по Н. С. Лескову
Драматический театр Народного дома (Ленинград):
«Землетрясение» П. С. Романова (совм. с Н. Э. Радловым)
1925 — опера «Степан Разин» П. Н. Триодина (совм. с А. В. Лентуловым)
1930 — «Первая Конная» В. В. Вишневского
Московский еврейский театр:
«Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник»
«Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема
Большой театр:
1925 — «Степан Разин», опера П. Н. Триодина
1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. С. Прокофьева
1928 — «Красный мак», балет Р. М. Глиэра
Театр Революции:
1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко
Свердловский театр драмы:
1928 — «Страх» А. Н. Афиногенова.
Театр-студия под руководством А. Д. Дикого:
1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову
Московский драматический театр им. ВЦСПС:
1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1933 — «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
1933 — «Вздор» К. Я. Финна
1934 — «Интермедия» по М. Сервантесу в переводе А. Н. Островского
1935 — «Глубокая провинция» М. А. Светлова
Ленинградский БДТ:
1936 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
1937 — «Большой день» В. М. Киршона,
1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен») А. С. Пушкина
1937 — «Мещане» М. Горького
Театр имени Е. Б. Вахтангова:
1941 — «Олеко Дундич» A. Г. Ржешевского и М. А. Каца
1941 — «Русские люди» К. М. Симонова.
Малый театр:
1936 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина
1946 — «Мещане» М. Горького
1948 — «Московский характер» А. В. Софронова (совместно с Е. И. Страдомской)
1950 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука
1950 — «Люди доброй воли» Г. Д. Мдивани
1951 — «Настя Колосова» В. В. Овечкина
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина:
1953 — «Тени» по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Горячее сердце» А. Н. Островского
Фильмография:
1919 — Чем ты был? (короткометражный) — Иван Сотый
1921 — Андрей Гудок (короткометражный) — Андрей Гудок
1934 — Восстание рыбаков — Кеденек[14]
1941 — Боевой киносборник № 6 (новелла «Ненависть») — старик
1943 — Кутузов — Кутузов
1946 — Адмирал Нахимов — Нахимов
1947 — Пирогов — Нахимов
1947 — Рядовой Александр Матросов — Сталин
1948 — Третий удар — Сталин
1948 — Повесть о настоящем человеке — Василий Васильевич
1949 — Сталинградская битва — Сталин

Следующая запись: Константин Александрович Федин, (24 февраля 1892 — 15 июля 1977) — Герой Социалистического Труда, ...
Лучшие публикации