
Закрыть собой.
Стюардесса по имени Надежда.
Пусть горестно миру поведала пресса,
Как землю и небо прикрыла собой,
Глядящая в лица людей, стюардесса,
Последней улыбкой своею живой.
В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. Молодые обаятельные девушки в элегантной униформе с приветливыми улыбками казались едва не богинями, обитательницами неба. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Одна из таких песен – «Звездочка моя ясная» - была наиболее популярной на танцплощадках семидесятых годов. Однако не все из танцующих знали, что пронзительно-грустные слова и мелодия этой песни посвящены трагической гибели стюардессы, или, говоря официальным языком, бортпроводника Надежды Владимировны Курченко.
Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным. Продолжительность полета не превышала получаса. Но через пять минут после взлета самолет вдруг резко отклонился от курса. Самолет пошел к советско-турецкой границе. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом аэропорта прервалась, борт не отвечал ни на один из запросов земли. Вскоре самолет пересек близкую границу — покинул воздушное пространство СССР.
Ни один человек на земле в те минуты еще не знал, что происходило в пилотской кабине. Никто не мог ответить на вопрос, почему самолет сменил курс. Только после его приземления на посадочную полосу аэродрома турецкого города Трабзона телеграфные агентства мира сообщили о драме в воздухе. ТАСС передал телеграмму: «В Турцию угнан советский пассажирский самолет Ан-24. Среди членов экипажа имеются тяжело раненные. Во время схватки с вооруженными бандитами убита бортпроводница самолета, которая пыталась преградить путь в пилотскую кабину. Принимаются меры к возвращению пассажиров и экипажа на Родину».
Пройдет несколько часов, и имя бортпроводницы комсомолки Нади Курченко станет известно всем. Пройдут сутки, и об обстоятельствах ее героической гибели узнает вся страна. Пройдет несколько дней, и ее именем станут называть пионерские дружины и рабочие бригады. Имя Нади навсегда сохранится на борту ее последнего самолета…
Правительство наградит комсомолку посмертно боевым орденом Красной Звезды. ЦК ВЛКСМ примет решение о награждении Нади высшей наградой Ленинского комсомола — Почетным знаком ВЛКСМ. Пройдет год, и в тенистом парке Сухуми, на берегу моря, недалеко от обелиска на могиле первого редактора «Комсомольской правды» Тараса Кострова, похороненного здесь в двадцатые годы, поднимется удивительный памятник комсомолке Наде Курченко. На плитах, рядом с бронзовой Надей, начнут появляться тысячи прекрасных, чистых слов, их будут писать те, кто приезжает в Сухуми, к морю, а в Сухуми, как известно, приезжают со всех концов страны. Со временем этих слов, обращенных к Наде, ее подвигу, жизни и ее красоте станет столько, что их никто уже не сможет сосчитать. Но это будет позже. А пока, в момент первых сообщений, первых телеграмм, о Наде, в сущности, не было известно ничего — ее образ складывался постепенно.
Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 г. на Алтае. Ее детство – это густые леса возле родной деревни Ново-Полтава, отличные оценки в школе, большая и дружная компания сверстников. Позже семья Нади перебралась на родину матери, в Удмуртию. Налаживать жизнь на новом месте было непросто – две младших сестренки и брат, а отец пил. Учиться пришлось Наде в школе-интернате. Однако она стала одной из лучших учениц, любила стихи и прекрасно их декламировала. Красивая синеглазая Надя была бессменной Снегурочкой на новогодних утренниках, а поступив в комсомол, стала пионервожатой в младших классах, организовывала походы, выпускала стенгазету. Комсомольский билет для девочки не был пустой формальностью, а понятия «совесть» и «долг» - не просто словами.
Трудно сказать, почему девочка из удмуртской деревни решила связать свою судьбу с авиацией. Однако после окончания школы Надя уехала в далекий южный город Сухуми, где устроилась сначала работать в бухгалтерию аэропорта, а когда исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы. Девушка быстро освоила нюансы своей профессии и умела ладить с самыми беспокойными пассажирами. Ее школьное увлечение туризмом продолжалось и на новом месте – она стала ответственной за спортивную работу в авиаотряде, организовывала увлекательные походы по окрестностям Сухуми и даже сдала нормативы на значок «Турист СССР».
В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета с необходимостью его посадки на одном двигателе. За безупречное выполнение обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.
Планировала Надежда многое – поступить в юридический институт, выйти замуж за школьного друга Владимира Борисенко. В мае 1970-го, когда Надежда приехала в отпуск к родным, договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет.
В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись «Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей».
На борт АН-24 в Батуми поднялось 46 человек. Среди них были одетый в парадную форму советского офицера мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы.
Через пять минут после взлета сидевший на переднем кресле рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения.
В конверте был отпечатанный на печатной машинке «Приказ №9»:
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа - Смерть.
(Свободная Европа) П.К.З.Ц.
Генерал (Крылов)
На листе стояла печать, на которой по-литовски было написано: «... rajono valdybos kooperatyvas» («кооператив управления ... района»).
Поняв намерения «пассажира», Надежда рванулась в кабину и закричала: «Нападение!» Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать! - заорал младший. - Иначе взорвём самолет!»
Бортпроводница пыталась преградить бандитам путь в кабину: «Туда нельзя!», «Они вооружены!» — были последние слова Нади, и она упала – бандиты начали стрелять. Бортпроводница была убита двумя выстрелами в упор.
Это был первый случай захвата такого масштаба пассажирского самолета (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.
Турки предложили желающим остаться в Турции, но ни один из 49 советских граждан не согласился. На следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. Чуть позже перегнали угнанный Ан-24.
Турецкие власти были снисходительны к угонщикам. Несмотря на требование СССР незамедлительно выдать преступников, оно выполнено не было, – отсидев небольшой срок и освободившись по амнистии, Бразинскасы перебрались в США. В 1983 году им выдали американские паспорта. Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас — Фрэнком Уайтом.
Бразинскасы поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии. В Санта-Монике Бразинскас-старший сначала работал маляром, а потом стал совладельцем оружейного магазина. В США Бразинскасы написали книгу о своих «подвигах», в которой пытались оправдать захват и угон самолета «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации». Чтобы обелить себя, П.Бразинскас заявлял, что попал в бортпроводницу случайно, в «перестрелке с экипажем». Ещё позже А. Бразинскас утверждал, что бортпроводница погибла во время «перестрелки с агентами КГБ».
Реальная жизнь в США сильно отличалась от того, что они ожидали.
В литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась. С обретением Литвой независимости, никаких попыток вернуться на родину «патриоты» не предпринимали.
Преступники жили убого, под старость Бразинскас-старший стал раздражительным и невыносимым, а потому в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали часто возникать ссоры.
В начале февраля 2002 года в службе «911» калифорнийского города Санта-Моника раздался звонок. Звонивший тут же повесил трубку. Полиция определила адрес, откуда звонили, и прибыла в дом 900 по 21-й стрит. Дверь полицейским открыл 46-летний Альберт Виктор Уайт и провел служителей закона к холодному трупу своего отца, на голове которого судмедэксперты потом насчитали восемь ударов от гантели. Во время одной из ссор сынок забил своего 77-летнего папашу насмерть.
Альгирдас был арестован, в 2002 году и приговорен к 20 годам тюрьмы по статье «преднамеренное убийство второй степени» на бытовой почве.
В этой трагической развязке судьбы Пранаса Бразинскаса была какая-то высшая справедливость. Именно от его пуль погибла накануне своего замужества такая молодая и отважная стюардесса Надя Курченко.
Надежда Курченко была похоронена в Сухуми – в форме стюардессы и с комсомольским значком; через 20 лет по просьбе ее матери прах был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды назвали танкер, пик Гиссарского хребта и планету в созвездии Козерога.
Кроме того, после гибели бортпроводницы Курченко были сделаны серьезные выводы. Коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах и ужесточены нормы международных законов против воздушного терроризма. В аэропортах появились металлоискатели и предполетный досмотр, приграничные рейсы стали сопровождаться вооруженной охраной «в штатском», оружие стали выдавать и экипажу, а в УК появилась специальная статья 211 — «Угон воздушного судна».
Известная вологодская поэтесса Ольга Фокина, в начале 70-х годов написала стихотворение под названием «Песни у людей разные». На одной из творческих встреч Фокина призналась, что ее до глубины души поразила трагическая смерть Надежды Курченко, случившаяся в канун свадьбы Нади, что стих написан с мыслью о погибшей бортпроводнице и как бы от имени ее молодого человека, оплакивающего гибель своей невесты, своей звездочки....
Через некоторое время стихотворение Ольги Фокиной попалось на глаза начинающему тогда композитору, гитаристу Владимиру Семенову. Он то и написал в 1971 году песню «Звездочка моя ясная» с этими стихами. Специально для исполнения песни и записи пластинки с ней был создан музыкальный коллектив который получил название ВИА «Цветы» (позже «Группа Стаса Намина»). А необычайно лирично и проникновенно спел песню солист «Цветов», ныне покойный Александр Лосев. Песня «Звездочка моя ясная», вознесшая ВИА «Цветы» на эстрадный олимп и сделавшая ансамбль суперпопулярным в СССР, не теряет своей популярности благодаря необычайной лиричности, душевности и искренности до сих пор живет в сердцах очень многих людей. Живет в памяти людей и имя ЗВЕЗДОЧКИ - погибшей молоденькой бортпроводницы Нади Курченко, ценой собственной жизни пытавшейся спасти людей от вооруженных бандитов...
ВЕЧНАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ!
Стюардесса по имени Надежда.
Пусть горестно миру поведала пресса,
Как землю и небо прикрыла собой,
Глядящая в лица людей, стюардесса,
Последней улыбкой своею живой.
В Советском Союзе статус стюардессы был лишь немногим ниже, чем у киноактрисы или эстрадной певицы. Молодые обаятельные девушки в элегантной униформе с приветливыми улыбками казались едва не богинями, обитательницами неба. О них писали пьесы, снимали кинофильмы, им посвящали песни. Одна из таких песен – «Звездочка моя ясная» - была наиболее популярной на танцплощадках семидесятых годов. Однако не все из танцующих знали, что пронзительно-грустные слова и мелодия этой песни посвящены трагической гибели стюардессы, или, говоря официальным языком, бортпроводника Надежды Владимировны Курченко.
Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным. Продолжительность полета не превышала получаса. Но через пять минут после взлета самолет вдруг резко отклонился от курса. Самолет пошел к советско-турецкой границе. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом аэропорта прервалась, борт не отвечал ни на один из запросов земли. Вскоре самолет пересек близкую границу — покинул воздушное пространство СССР.
Ни один человек на земле в те минуты еще не знал, что происходило в пилотской кабине. Никто не мог ответить на вопрос, почему самолет сменил курс. Только после его приземления на посадочную полосу аэродрома турецкого города Трабзона телеграфные агентства мира сообщили о драме в воздухе. ТАСС передал телеграмму: «В Турцию угнан советский пассажирский самолет Ан-24. Среди членов экипажа имеются тяжело раненные. Во время схватки с вооруженными бандитами убита бортпроводница самолета, которая пыталась преградить путь в пилотскую кабину. Принимаются меры к возвращению пассажиров и экипажа на Родину».
Пройдет несколько часов, и имя бортпроводницы комсомолки Нади Курченко станет известно всем. Пройдут сутки, и об обстоятельствах ее героической гибели узнает вся страна. Пройдет несколько дней, и ее именем станут называть пионерские дружины и рабочие бригады. Имя Нади навсегда сохранится на борту ее последнего самолета…
Правительство наградит комсомолку посмертно боевым орденом Красной Звезды. ЦК ВЛКСМ примет решение о награждении Нади высшей наградой Ленинского комсомола — Почетным знаком ВЛКСМ. Пройдет год, и в тенистом парке Сухуми, на берегу моря, недалеко от обелиска на могиле первого редактора «Комсомольской правды» Тараса Кострова, похороненного здесь в двадцатые годы, поднимется удивительный памятник комсомолке Наде Курченко. На плитах, рядом с бронзовой Надей, начнут появляться тысячи прекрасных, чистых слов, их будут писать те, кто приезжает в Сухуми, к морю, а в Сухуми, как известно, приезжают со всех концов страны. Со временем этих слов, обращенных к Наде, ее подвигу, жизни и ее красоте станет столько, что их никто уже не сможет сосчитать. Но это будет позже. А пока, в момент первых сообщений, первых телеграмм, о Наде, в сущности, не было известно ничего — ее образ складывался постепенно.
Надя Курченко родилась 29 декабря 1950 г. на Алтае. Ее детство – это густые леса возле родной деревни Ново-Полтава, отличные оценки в школе, большая и дружная компания сверстников. Позже семья Нади перебралась на родину матери, в Удмуртию. Налаживать жизнь на новом месте было непросто – две младших сестренки и брат, а отец пил. Учиться пришлось Наде в школе-интернате. Однако она стала одной из лучших учениц, любила стихи и прекрасно их декламировала. Красивая синеглазая Надя была бессменной Снегурочкой на новогодних утренниках, а поступив в комсомол, стала пионервожатой в младших классах, организовывала походы, выпускала стенгазету. Комсомольский билет для девочки не был пустой формальностью, а понятия «совесть» и «долг» - не просто словами.
Трудно сказать, почему девочка из удмуртской деревни решила связать свою судьбу с авиацией. Однако после окончания школы Надя уехала в далекий южный город Сухуми, где устроилась сначала работать в бухгалтерию аэропорта, а когда исполнилось 18 лет, перешла на работу бортпроводницы. Девушка быстро освоила нюансы своей профессии и умела ладить с самыми беспокойными пассажирами. Ее школьное увлечение туризмом продолжалось и на новом месте – она стала ответственной за спортивную работу в авиаотряде, организовывала увлекательные походы по окрестностям Сухуми и даже сдала нормативы на значок «Турист СССР».
В первый же год работы пришло и первое серьезное испытание – пожар на борту самолета с необходимостью его посадки на одном двигателе. За безупречное выполнение обязанностей в аварийной ситуации Надежду Курченко наградили именными часами.
Планировала Надежда многое – поступить в юридический институт, выйти замуж за школьного друга Владимира Борисенко. В мае 1970-го, когда Надежда приехала в отпуск к родным, договорились, что свадьбу сыграют на ноябрьские или новогодние праздники. А 15 октября девушка отправилась в свой последний вылет.
В конце ноября 1968-го Надежда Курченко пришла на работу в Сухумский авиаотряд, а меньше чем через два года в ее личном деле появилась запись «Исключить из списка личного состава в связи со смертью, наступившей при исполнении служебных обязанностей».
На борт АН-24 в Батуми поднялось 46 человек. Среди них были одетый в парадную форму советского офицера мужчина средних лет с пятнадцатилетним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы.
Через пять минут после взлета сидевший на переднем кресле рядом со служебным отсеком Бразинскас-старший подозвал Надежду Курченко и велел ей отнести в кабину пилотов конверт с запиской. Машинописный текст содержал требование изменения маршрута и угрозу смерти в случае неповиновения.
В конверте был отпечатанный на печатной машинке «Приказ №9»:
1. Приказываю лететь по указанному маршруту.
2. Прекратить радио связь.
3. За невыполнение приказа - Смерть.
(Свободная Европа) П.К.З.Ц.
Генерал (Крылов)
На листе стояла печать, на которой по-литовски было написано: «... rajono valdybos kooperatyvas» («кооператив управления ... района»).
Поняв намерения «пассажира», Надежда рванулась в кабину и закричала: «Нападение!» Преступники кинулись за ней. «Никому не вставать! - заорал младший. - Иначе взорвём самолет!»
Бортпроводница пыталась преградить бандитам путь в кабину: «Туда нельзя!», «Они вооружены!» — были последние слова Нади, и она упала – бандиты начали стрелять. Бортпроводница была убита двумя выстрелами в упор.
Это был первый случай захвата такого масштаба пассажирского самолета (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.
Турки предложили желающим остаться в Турции, но ни один из 49 советских граждан не согласился. На следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. Чуть позже перегнали угнанный Ан-24.
Турецкие власти были снисходительны к угонщикам. Несмотря на требование СССР незамедлительно выдать преступников, оно выполнено не было, – отсидев небольшой срок и освободившись по амнистии, Бразинскасы перебрались в США. В 1983 году им выдали американские паспорта. Альгирдас официально сделался Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас — Фрэнком Уайтом.
Бразинскасы поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии. В Санта-Монике Бразинскас-старший сначала работал маляром, а потом стал совладельцем оружейного магазина. В США Бразинскасы написали книгу о своих «подвигах», в которой пытались оправдать захват и угон самолета «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации». Чтобы обелить себя, П.Бразинскас заявлял, что попал в бортпроводницу случайно, в «перестрелке с экипажем». Ещё позже А. Бразинскас утверждал, что бортпроводница погибла во время «перестрелки с агентами КГБ».
Реальная жизнь в США сильно отличалась от того, что они ожидали.
В литовской общине Америки отношение к Бразинскасам было настороженным, их откровенно побаивались. Попытка организовать сбор средств в фонд собственной помощи провалилась. С обретением Литвой независимости, никаких попыток вернуться на родину «патриоты» не предпринимали.
Преступники жили убого, под старость Бразинскас-старший стал раздражительным и невыносимым, а потому в двухкомнатной квартирке, которую он делил с сыном, стали часто возникать ссоры.
В начале февраля 2002 года в службе «911» калифорнийского города Санта-Моника раздался звонок. Звонивший тут же повесил трубку. Полиция определила адрес, откуда звонили, и прибыла в дом 900 по 21-й стрит. Дверь полицейским открыл 46-летний Альберт Виктор Уайт и провел служителей закона к холодному трупу своего отца, на голове которого судмедэксперты потом насчитали восемь ударов от гантели. Во время одной из ссор сынок забил своего 77-летнего папашу насмерть.
Альгирдас был арестован, в 2002 году и приговорен к 20 годам тюрьмы по статье «преднамеренное убийство второй степени» на бытовой почве.
В этой трагической развязке судьбы Пранаса Бразинскаса была какая-то высшая справедливость. Именно от его пуль погибла накануне своего замужества такая молодая и отважная стюардесса Надя Курченко.
Надежда Курченко была похоронена в Сухуми – в форме стюардессы и с комсомольским значком; через 20 лет по просьбе ее матери прах был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды назвали танкер, пик Гиссарского хребта и планету в созвездии Козерога.
Кроме того, после гибели бортпроводницы Курченко были сделаны серьезные выводы. Коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах и ужесточены нормы международных законов против воздушного терроризма. В аэропортах появились металлоискатели и предполетный досмотр, приграничные рейсы стали сопровождаться вооруженной охраной «в штатском», оружие стали выдавать и экипажу, а в УК появилась специальная статья 211 — «Угон воздушного судна».
Известная вологодская поэтесса Ольга Фокина, в начале 70-х годов написала стихотворение под названием «Песни у людей разные». На одной из творческих встреч Фокина призналась, что ее до глубины души поразила трагическая смерть Надежды Курченко, случившаяся в канун свадьбы Нади, что стих написан с мыслью о погибшей бортпроводнице и как бы от имени ее молодого человека, оплакивающего гибель своей невесты, своей звездочки....
Через некоторое время стихотворение Ольги Фокиной попалось на глаза начинающему тогда композитору, гитаристу Владимиру Семенову. Он то и написал в 1971 году песню «Звездочка моя ясная» с этими стихами. Специально для исполнения песни и записи пластинки с ней был создан музыкальный коллектив который получил название ВИА «Цветы» (позже «Группа Стаса Намина»). А необычайно лирично и проникновенно спел песню солист «Цветов», ныне покойный Александр Лосев. Песня «Звездочка моя ясная», вознесшая ВИА «Цветы» на эстрадный олимп и сделавшая ансамбль суперпопулярным в СССР, не теряет своей популярности благодаря необычайной лиричности, душевности и искренности до сих пор живет в сердцах очень многих людей. Живет в памяти людей и имя ЗВЕЗДОЧКИ - погибшей молоденькой бортпроводницы Нади Курченко, ценой собственной жизни пытавшейся спасти людей от вооруженных бандитов...
ВЕЧНАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ!
Следующая запись: Назад в СССР - 1 августа 2017 в 05:58
Лучшие публикации