
74 года назад, 4 января 1943 года – в авиакатастрофе близ Саратова погибла Герой Советского Союза (1938), Марина Раскова.
Вечная слава Герою! Вечная ей память!
Раскова (до 1929 года - Малинина) Марина Михайловна - советская лётчица-штурман, капитан; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза.
Родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве. Русская. Из семьи педагогов.
Окончила школу-девятилетку в Москве в 1928 году. Училась в Московской консерватории. С 1928 года работала практиканткой, затем химик-лаборант-аналитик в лаборатории анилинокрасочного завода "Анилтрест".
С октября 1931 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, одновременно в 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности "аэронавигация". В 1933 году - штурман Черноморской аэрографической экспедиции. С января 1934 года работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С.Гризодубова, второй пилот – П.Д.Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой – 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль "Золотая Звезда" № 106.
С февраля 1937 года проходила службу в органах НКВД СССР: – штатный консультант, с февраля 1939 года - уполномоченный особого отдела НКВД, позже – в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР. Имела специальное звание "старший лейтенант госбезопасности". Член ВКП(б) с 1940 года. Жила в городе-герое Москве.
С началом Великой Отечественной войны приступила к организации женских авиационных полков, в октябре 1941 года добилась издания соответствующего постановления Государственного Комитета обороны СССР. С 1942 года - командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.
Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Прах захоронен в Москве, на Красной площади в Кремлёвской стене.
Майор (1942). Награждена двумя орденами Ленина (оба в 1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (30.09.1944, посмертно), знаком "Заслуженный работник НКВД" (1940).
Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст Героини. Её именем названы улица, площадь и переулок в Москве (в Северном округе), улицы во многих городах бывшего СССР. Имя "Марина Раскова" носили два судна. Первый - бывший американский «Ironclad» погиб в 1944 году в Карском море. Второй - речной теплоход, построеный в Венгрии в 1964 году, ходил по Волге, списан в 1998 году.
Вечная слава Герою! Вечная ей память!
Раскова (до 1929 года - Малинина) Марина Михайловна - советская лётчица-штурман, капитан; одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза.
Родилась 15 (28) марта 1912 года в Москве. Русская. Из семьи педагогов.
Окончила школу-девятилетку в Москве в 1928 году. Училась в Московской консерватории. С 1928 года работала практиканткой, затем химик-лаборант-аналитик в лаборатории анилинокрасочного завода "Анилтрест".
С октября 1931 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, одновременно в 1931-1932 годах училась на заочном факультете Ленинградского авиационного учебного комбината по специальности "аэронавигация". В 1933 году - штурман Черноморской аэрографической экспедиции. С января 1934 года работала в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского в должности инструктора-летнаба. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров Гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков при Центральном аэроклубе в Тушино.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении 2-х мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С.Гризодубова, второй пилот – П.Д.Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва–Дальний Восток (Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой – 5910 км). При вынужденной посадке в тайгу выпрыгнула с парашютом и была найдена только через 10 суток. В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль "Золотая Звезда" № 106.
С февраля 1937 года проходила службу в органах НКВД СССР: – штатный консультант, с февраля 1939 года - уполномоченный особого отдела НКВД, позже – в 3-м Управлении Народного комиссариата обороны СССР. Имела специальное звание "старший лейтенант госбезопасности". Член ВКП(б) с 1940 года. Жила в городе-герое Москве.
С началом Великой Отечественной войны приступила к организации женских авиационных полков, в октябре 1941 года добилась издания соответствующего постановления Государственного Комитета обороны СССР. С 1942 года - командир 587-го женского бомбардировочного авиационного полка на самолётах Пе-2. Отправила две эскадрильи на фронт под Сталинград.
Майор Раскова М.М. погибла в авиакатастрофе 4 января 1943 года при перелёте в сложных метеоусловиях на фронт во главе третьей эскадрильи полка. Прах захоронен в Москве, на Красной площади в Кремлёвской стене.
Майор (1942). Награждена двумя орденами Ленина (оба в 1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (30.09.1944, посмертно), знаком "Заслуженный работник НКВД" (1940).
Имя М.М. Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков, где установлен бюст Героини. Её именем названы улица, площадь и переулок в Москве (в Северном округе), улицы во многих городах бывшего СССР. Имя "Марина Раскова" носили два судна. Первый - бывший американский «Ironclad» погиб в 1944 году в Карском море. Второй - речной теплоход, построеный в Венгрии в 1964 году, ходил по Волге, списан в 1998 году.
Следующая запись: Сталин и скромность
Лучшие публикации