Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Русский Православный Христианин
28 ИЮНЯ 1923 ГОДА ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОН ОБРАТИЛСЯ С ОБРАЩЕНИЕМ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ О ПРИЗНАНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Документ № П-164
Обращение патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви 28 июня 1923 г.

ОБРАЩЕНИЕ

Божиею Милостью Патриарх Московский и всея России Смиренный Тихон Архипастырям, Пастырям и Пасомым Православной Церкви Российской.

БЛАГОДАТЬ ВАМ И МИР ОТ ГОСПОДА ДА УМНОЖАТСЯ.

Более года прошло, как вы, отцы[,] братья, не слышали слова моего... Тяжелое время переживали мы и, особенно, тяжесть эта сильно сказывалась на мне в последние месяцы. Вы знаете, что бывший у нас собор месяц тому назад постановил лишить меня не только сана патриарха, но даже монашества, как «отступника от подлинных заветов Христа и предателя церкви». Когда депутация собора 8 мая объявила мне такое решение, я выразил протест, так как признал приговор неправильным и по форме и по существу. По апостольскому правилу 74, епископ зовется на суд епископами, если он не послушает, зовется вторично через посылаемых к нему двух епископов, если опять не послушает, зовется в третий раз через двух, и когда не явится, собор произносит о нем решение, и он да не мнится выходу имети, бегая от суда. А меня не только не звали на суд, а даже не извещали о предстоящем суде, без чего формально и приговор не имеет силы и значения. Что касается существа дела, то мне ставят в вину, будто «я всю силу своего морального и церковного авторитета направлял на ниспровержение существующего гражданского и общественного строя нашей жизни». Я, конечно, не выдал себя за такого поклонника Советской Власти, какими объявляют себя церковные обновленцы, возглавляемые нынешним Высшим Церковным советом, но зато я и далеко не такой враг ее, каким они меня выставляют. Если я первый год существования Советской Власти допускал иногда резкие выпады против нее, то делал это вследств[и]е своего воспитания и господствовавшей на бывшем тогда соборе ориентации. Но со временем многое у нас стало изменяться и выясняться, и теперь, например, приходится просить Советскую Власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают православные церкви. Я, впрочем, еще в начале 1919 года старался отмежевать церковь от царизма и интервенций, а в сентябре того же года 1919 выпустил к архипастырям и пастырям воззвание о невмешательстве церкви в политику и о повиновении распоряжениям Советской Власти, буде они не противны вере и благочестии [1]. Посему, когда нами узналось, на Карловацком соборе в ноябре 1921 года большинство вынесло решение о восстановлении династии Романовых, мы склонились к меньшинству о неуместности такого решения [2] А когда в марте 1922 года стало нам известно обращение Президиума Высшего Церковного Управления заграницей о недопущении русских делегатов на Генуэзскую конференцию, мы упразднили самое это Управление, учрежденное с благославления Константинопольского Патриарха. Отсюда видно, что я не такой враг Советской Власти и не такой контрреволюционер, как меня представляет Собор.

Все это, конечно, мною было бы раскрыто на Соборе, если бы меня туда позвали и спросили, как и следовало, чего, однако, не сделали. Вообще о Соборе не могу сказать похвального и утешительного. Во первых, состав епископов его кажется мне странным. Из 67 прибывших архиереев мне ведомы человек 10-15. А где же прежние... В 16 правиле двук[р]атного Константинопольского Собора говорится: «по причине случающихся в церкви Божией распрей и смятений», необходимо и сие определить: отнюдь да не поставляется епископ в той церкви, которой предстоятель жив еще и пребывает в своем достоинстве, разве сам добровольно отречется от епископства. То надлежит прежде привести к концу законное исследование вины, за которую он имеет удален быти, и тогда уже, по его низложении, вывести на епископство другого, вместо его. А у нас просто устраняли и назначали других, часто вместо выборных.

Во вторых, как на бывшем соборе, так и в Пленуме Высшего Церковного Совета входят только «обновленцы», да и в Епархиальном Управлении не может быть член не принадлежащий ни к одной из обновленческих групп (§7). Это уже «насилие» церковное... Кто и что такое церковные «обновленцы»... Вот что говорил о них еще в 1906 г. мыслитель писатель, ставший впоследствии священником[,] Вас[илий] Свенцинский. «Современное церковное движение можно назвать либеральным христианством, а либеральное христианство только полуистина. Душа, разгороженная на две камеры — религиозную и житейскую, не может целиком отдаться ни на служению Богу, ни на служению миру. В результате получается жалкая полуистина, теплопрохладное либеральное христианство, в котором нет ни правды Божией, ни правды человеческой. Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, среди них нет мучеников[,] обличителей[,] пророков. И союз церковнообновленных — это не первый луч грядущей апокалипсической жены, облеченной в союзе, а один из многих профессиональных союзов, и я убежден, говорит Свенцинский, что настоящее религиозное движение будет не это и кажется оно совсем не так[»] (вопросы религии 1906 г. вып. 1-ый 5-8 стр.).

И с этим нельзя не согласиться, если обратить внимание на то, что занимает наших обновленцев, что интересует их, к чему они стремятся. Прежде всего — выгоды, чины, награды. Не согласных с ними стараются устранить, создают себе должности и титулы, называют себя небывалыми митрополитами всея России, архипресвитерами всея России, из викарных поспешают в архиепископы... И пусть бы дело ограничивалось названиями. Нет, оно идет дальше и серьезнее. Вводится женатый епископат, второбрачие духовенства, вопреки постановлениям Трул[л]ьского Собора[,] на что наш поместный собор не имеет права без сношения с восточными патриархами, причем выражающие против лишаются слова. Будем уповать, что и у нас, как говорится, в послании восточных патриархов «хранитель благочестия есть тело церковное, т. е. народ», который не признает таких постановлений бывшего собора.

Из постановлений его можно одобрить и благославить введение нового стиля календарного и в практику церковную. Об этом мы еще вопрошали Константинопольского патриарха в 1919 году, а нас просят Управления автономных церквей в Финляндии, Эстляндии. Что касается моего отношения к Советской Власти в настоящее время, то я уже определил его в своем заявлении на имя Верховного Суда [3], который я прошу изменить меру пресечения, т. е. освободить из под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое меня, как главу православной церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путем против Советской Власти. Отныне я определенно заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую Власть, откуда бы оно не исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут[,] что я Советской Власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская Власть со стороны ее соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах «Новое время» от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто-бы мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую Власть. Бог мира и любви да будет с Вами...

Патриарх ТИХОН.
ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ, 28 ИЮНЯ 1923 ГОДА

Комментарий:
[1] Послание патриарха Тихона от 25.09(08.10) 1919 г. см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона.

[2] См. об этом: Акты Святейшего Патриарха Тихона.

[3]Заявление патриарха Тихона в Верховный суд.
28 ИЮНЯ 1923 ГОДА ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОН ОБРАТИЛСЯ С ОБРАЩЕНИЕМ К ДУХОВЕНСТВУ И ...
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх