28 ИЮНЯ 1923 ГОДА ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОН ОБРАТИЛСЯ С ОБРАЩЕНИЕМ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ О ПРИЗНАНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Документ № П-164
Обращение патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви 28 июня 1923 г.
ОБРАЩЕНИЕ
Божиею Милостью Патриарх Московский и всея России Смиренный Тихон Архипастырям, Пастырям и Пасомым Православной Церкви Российской.
БЛАГОДАТЬ ВАМ И МИР ОТ ГОСПОДА ДА УМНОЖАТСЯ.
Более года прошло, как вы, отцы[,] братья, не слышали слова моего... Тяжелое время переживали мы и, особенно, тяжесть эта сильно сказывалась на мне в последние месяцы. Вы знаете, что бывший у нас собор месяц тому назад постановил лишить меня не только сана патриарха, но даже монашества, как «отступника от подлинных заветов Христа и предателя церкви». Когда депутация собора 8 мая объявила мне такое решение, я выразил протест, так как признал приговор неправильным и по форме и по существу. По апостольскому правилу 74, епископ зовется на суд епископами, если он не послушает, зовется вторично через посылаемых к нему двух епископов, если опять не послушает, зовется в третий раз через двух, и когда не явится, собор произносит о нем решение, и он да не мнится выходу имети, бегая от суда. А меня не только не звали на суд, а даже не извещали о предстоящем суде, без чего формально и приговор не имеет силы и значения. Что касается существа дела, то мне ставят в вину, будто «я всю силу своего морального и церковного авторитета направлял на ниспровержение существующего гражданского и общественного строя нашей жизни». Я, конечно, не выдал себя за такого поклонника Советской Власти, какими объявляют себя церковные обновленцы, возглавляемые нынешним Высшим Церковным советом, но зато я и далеко не такой враг ее, каким они меня выставляют. Если я первый год существования Советской Власти допускал иногда резкие выпады против нее, то делал это вследств[и]е своего воспитания и господствовавшей на бывшем тогда соборе ориентации. Но со временем многое у нас стало изменяться и выясняться, и теперь, например, приходится просить Советскую Власть выступить на защиту обижаемых русских православных в Холмщине и Гродненщине, где поляки закрывают православные церкви. Я, впрочем, еще в начале 1919 года старался отмежевать церковь от царизма и интервенций, а в сентябре того же года 1919 выпустил к архипастырям и пастырям воззвание о невмешательстве церкви в политику и о повиновении распоряжениям Советской Власти, буде они не противны вере и благочестии [1]. Посему, когда нами узналось, на Карловацком соборе в ноябре 1921 года большинство вынесло решение о восстановлении династии Романовых, мы склонились к меньшинству о неуместности такого решения [2] А когда в марте 1922 года стало нам известно обращение Президиума Высшего Церковного Управления заграницей о недопущении русских делегатов на Генуэзскую конференцию, мы упразднили самое это Управление, учрежденное с благославления Константинопольского Патриарха. Отсюда видно, что я не такой враг Советской Власти и не такой контрреволюционер, как меня представляет Собор.
Все это, конечно, мною было бы раскрыто на Соборе, если бы меня туда позвали и спросили, как и следовало, чего, однако, не сделали. Вообще о Соборе не могу сказать похвального и утешительного. Во первых, состав епископов его кажется мне странным. Из 67 прибывших архиереев мне ведомы человек 10-15. А где же прежние... В 16 правиле двук[р]атного Константинопольского Собора говорится: «по причине случающихся в церкви Божией распрей и смятений», необходимо и сие определить: отнюдь да не поставляется епископ в той церкви, которой предстоятель жив еще и пребывает в своем достоинстве, разве сам добровольно отречется от епископства. То надлежит прежде привести к концу законное исследование вины, за которую он имеет удален быти, и тогда уже, по его низложении, вывести на епископство другого, вместо его. А у нас просто устраняли и назначали других, часто вместо выборных.
Во вторых, как на бывшем соборе, так и в Пленуме Высшего Церковного Совета входят только «обновленцы», да и в Епархиальном Управлении не может быть член не принадлежащий ни к одной из обновленческих групп (§7). Это уже «насилие» церковное... Кто и что такое церковные «обновленцы»... Вот что говорил о них еще в 1906 г. мыслитель писатель, ставший впоследствии священником[,] Вас[илий] Свенцинский. «Современное церковное движение можно назвать либеральным христианством, а либеральное христианство только полуистина. Душа, разгороженная на две камеры — религиозную и житейскую, не может целиком отдаться ни на служению Богу, ни на служению миру. В результате получается жалкая полуистина, теплопрохладное либеральное христианство, в котором нет ни правды Божией, ни правды человеческой. Представители этого христианства лишены религиозного энтузиазма, среди них нет мучеников[,] обличителей[,] пророков. И союз церковнообновленных — это не первый луч грядущей апокалипсической жены, облеченной в союзе, а один из многих профессиональных союзов, и я убежден, говорит Свенцинский, что настоящее религиозное движение будет не это и кажется оно совсем не так[»] (вопросы религии 1906 г. вып. 1-ый 5-8 стр.).
И с этим нельзя не согласиться, если обратить внимание на то, что занимает наших обновленцев, что интересует их, к чему они стремятся. Прежде всего — выгоды, чины, награды. Не согласных с ними стараются устранить, создают себе должности и титулы, называют себя небывалыми митрополитами всея России, архипресвитерами всея России, из викарных поспешают в архиепископы... И пусть бы дело ограничивалось названиями. Нет, оно идет дальше и серьезнее. Вводится женатый епископат, второбрачие духовенства, вопреки постановлениям Трул[л]ьского Собора[,] на что наш поместный собор не имеет права без сношения с восточными патриархами, причем выражающие против лишаются слова. Будем уповать, что и у нас, как говорится, в послании восточных патриархов «хранитель благочестия есть тело церковное, т. е. народ», который не признает таких постановлений бывшего собора.
Из постановлений его можно одобрить и благославить введение нового стиля календарного и в практику церковную. Об этом мы еще вопрошали Константинопольского патриарха в 1919 году, а нас просят Управления автономных церквей в Финляндии, Эстляндии. Что касается моего отношения к Советской Власти в настоящее время, то я уже определил его в своем заявлении на имя Верховного Суда [3], который я прошу изменить меру пресечения, т. е. освободить из под стражи. В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое меня, как главу православной церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путем против Советской Власти. Отныне я определенно заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую Власть, откуда бы оно не исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут[,] что я Советской Власти не враг. Я понял всю ту неправду и клевету, которой подвергается Советская Власть со стороны ее соотечественных и иностранных врагов и которую они устно и письменно распространяют по всему свету. Не минули в этом обойти и меня; в газетах «Новое время» от 5 мая за № 606 появилось сообщение, что будто-бы мне при допросах чекистами была применена пытка электричеством. Я заявляю, что это сплошная ложь и очередная клевета на Советскую Власть. Бог мира и любви да будет с Вами...
Патриарх ТИХОН.
ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ, 28 ИЮНЯ 1923 ГОДА
Комментарий:
[1] Послание патриарха Тихона от 25.09(08.10) 1919 г. см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона.
[2] См. об этом: Акты Святейшего Патриарха Тихона.
[3]Заявление патриарха Тихона в Верховный суд.
Здесь выдают
ставки
ставки
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Религия /
Русский Православный Христианин
/
28 ИЮНЯ 1923 ГОДА ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ТИХОН ОБРАТИЛСЯ С ОБРАЩЕНИЕМ К ДУХОВЕНСТВУ И ВЕРУЮЩИМ О ПРИЗНАНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Русский Православный Христианин
Рейтинг записи:
5,0
- 0 отзывов
Многим читателям это понравилось
Сайт знакомств в Григорово без регистрации бесплатно
Сайт знакомств онлайн в Григорово для взрослых бесплатно
Сайт знакомств в Григорово с мужчинами бесплатно
Сайт знакомств в Григорово с девушками с номерами телефонов бесплатно
Сайт знакомств в Григорово с женщинами кому за 35 без регистрации бесплатно
Сайт знакомств в Григорово для серьезных отношений и брака бесплатно
Интим в Григорово без регистрации бесплатно
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 439 868 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: «Мы должны молиться так, как если бы всё зависело только от Бога, а действовать так, как если бы всё ...
Лучшие публикации