
Жан-Жак Руссо одним из первых ясно сформулировал противоречие между природной сущностью человека и искусственным характером социальных институтов. По его мнению, человек от природы свободен, равен и добродетелен — но, попадая в общество, он теряет эти качества. Законы, нормы и иерархии, созданные людьми, нередко подавляют свободу, превращая человека в «узника» общественных и политических конструкций.
Руссо утверждает, что свобода — это не привилегия, а естественное право каждого, и что задача общества — не ограничить человека, а, наоборот, создать такие условия, в которых он сможет оставаться свободным, не нарушая свободы других. Это противоречие между личной природой и общественным устройством лежит в основе его критики цивилизации, а также — в основании многих последующих философских концепций права, справедливости и социальной ответственности.
Именно эта идея — о конфликте между «естественным» и «социальным» человеком — вдохновила не только философов и политиков, но и стала основой для революционных изменений в сознании Европы XVIII века и последующих демократических преобразований.
Руссо утверждает, что свобода — это не привилегия, а естественное право каждого, и что задача общества — не ограничить человека, а, наоборот, создать такие условия, в которых он сможет оставаться свободным, не нарушая свободы других. Это противоречие между личной природой и общественным устройством лежит в основе его критики цивилизации, а также — в основании многих последующих философских концепций права, справедливости и социальной ответственности.
Именно эта идея — о конфликте между «естественным» и «социальным» человеком — вдохновила не только философов и политиков, но и стала основой для революционных изменений в сознании Европы XVIII века и последующих демократических преобразований.

Следующая запись: Этот сонет — исповедь юной, но уже утомлённой души. Лермонтову всего 18, но он пишет с такой ...
Лучшие публикации