Здесь выдают
ставки
ставки

Могут ли гаджеты замедлять развитие ребёнка?
Пандемия усадила детей за гаджеты. До нее дошкольники в среднем проводили в телефонах и за компьютерами по 3-4 часа в день. А теперь это время увеличилось. Учёные заговорили о том, что это может привести к замедлению развития детей.
Насколько велика опасность? Об этом «АиФ» спросил у профессора кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Натальи Авдеевой.
— Наталья Николаевна, недавно сообщили об исследовании, согласно которому у детей, которые много времени проводят в гаджетах, замедляется психическое и физическое развитие.
— Думаю, эти выводы преждевременны. В нашем университете защищено уже немало дипломов и магистерских диссертаций на тему взаимодействия детей с гаджетами. Но ни в одном исследовании не было и речи о замедлении развития.
А вот что касается обучения с помощью гаджетов во время пандемии, то здесь проблемы были. Детям, особенно младших классов, оказалось трудно приспособиться. Для младшеклассников нахождение в школьном коллективе — это развивающая ситуация. Они учатся учиться вживую, на примерах других детей, под влиянием учителя. Все-таки педагог для детей младших классов в процессе обучения имеет решающее значение, им важно полноценное общение с ним, в том числе эмоциональное. Имеют значение и сверстники, которые тоже создают особый климат школьного обучения, и с ними возможно сотрудничество и сопереживание. Когда дети занимаются наедине с компьютером, всё это в большой степени нивелируется. Кроме того, очень много усилий уходит на освоение технических средств. Техника нередко даёт сбой, требует повышенных ресурсов. А рядом нет никого, чтобы помочь. Волнение из-за того, что «у меня не получается, я буду отставать, меня будут ругать» и т. д., приводит к стрессу. И это действительно было заметно, в том числе у студентов, а не только у малышей.
Поэтому, если вдруг снова возникнет необходимость дистанта, нужно все эти накопленные данные учесть и организовать детям психологическое сопровождение при вхождении в новую действительность, чтобы смягчить стресс.
— Думаю, эти выводы преждевременны. В нашем университете защищено уже немало дипломов и магистерских диссертаций на тему взаимодействия детей с гаджетами. Но ни в одном исследовании не было и речи о замедлении развития.
А вот что касается обучения с помощью гаджетов во время пандемии, то здесь проблемы были. Детям, особенно младших классов, оказалось трудно приспособиться. Для младшеклассников нахождение в школьном коллективе — это развивающая ситуация. Они учатся учиться вживую, на примерах других детей, под влиянием учителя. Все-таки педагог для детей младших классов в процессе обучения имеет решающее значение, им важно полноценное общение с ним, в том числе эмоциональное. Имеют значение и сверстники, которые тоже создают особый климат школьного обучения, и с ними возможно сотрудничество и сопереживание. Когда дети занимаются наедине с компьютером, всё это в большой степени нивелируется. Кроме того, очень много усилий уходит на освоение технических средств. Техника нередко даёт сбой, требует повышенных ресурсов. А рядом нет никого, чтобы помочь. Волнение из-за того, что «у меня не получается, я буду отставать, меня будут ругать» и т. д., приводит к стрессу. И это действительно было заметно, в том числе у студентов, а не только у малышей.
Поэтому, если вдруг снова возникнет необходимость дистанта, нужно все эти накопленные данные учесть и организовать детям психологическое сопровождение при вхождении в новую действительность, чтобы смягчить стресс.
— Как лучше всего контролировать, чем именно занимается ребёнок в интернете, на каких сайтах «гуляет», насколько это для него безопасно?
— Есть очень простой способ: обсуждать с ребёнком, что можно найти в интернете, что интересного посмотреть, во что поиграть. Или интересоваться, что он сегодня узнал: «Надо же, а я этого не знал, давай поищем еще что-нибудь». Многие родители, когда сами чувствуют себя усталыми, предоставляют ребенку самостоятельность: занимайся чем хочешь, только нас не трогай. Но так можно его упустить. Вот это новая ответвенность родителей: сопровождать (не запрещать) ребенка в новом интернет-пространстве.
— А по времени на что ориентироваться? Есть, например, такие рекомендации: детям 3-4 лет желательно сидеть в гаджетах не больше получаса в день, 6-7 лет — не больше 2 часов.
— Дети очень разные. Но можно использовать и такие рекомендации. Маленькие дети в основном смотрят мультики в гаджетах. Значит, действительно, можно разрешить посмотреть два мультфильма в определенное время. Все смотрят мультики или видео на Youtube в московских пробках. Тут уж ничего не поделаешь: сколько стоишь, столько и смотришь. Потому что ребенок уже и так изнемогает.
Мы все оказались в такой ситуации, когда приходится проводить с гаджетами намного больше времени, многие теперь работают удалённо. Значит, надо приспосабливаться к новой реальности и не забывать о здоровье как детей, так и взрослых. Увеличить время для занятий спортом, ручным трудом. Очень простые вещи — танцевать с ребенком вечером, петь, мастерить что-то руками — помогают разгружать те мозговые центры, которые вовлечены, когда ребенок занят телефоном или компьютером.
Пандемия усадила детей за гаджеты. До нее дошкольники в среднем проводили в телефонах и за компьютерами по 3-4 часа в день. А теперь это время увеличилось. Учёные заговорили о том, что это может привести к замедлению развития детей.
Насколько велика опасность? Об этом «АиФ» спросил у профессора кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Натальи Авдеевой.
— Наталья Николаевна, недавно сообщили об исследовании, согласно которому у детей, которые много времени проводят в гаджетах, замедляется психическое и физическое развитие.
— Думаю, эти выводы преждевременны. В нашем университете защищено уже немало дипломов и магистерских диссертаций на тему взаимодействия детей с гаджетами. Но ни в одном исследовании не было и речи о замедлении развития.
А вот что касается обучения с помощью гаджетов во время пандемии, то здесь проблемы были. Детям, особенно младших классов, оказалось трудно приспособиться. Для младшеклассников нахождение в школьном коллективе — это развивающая ситуация. Они учатся учиться вживую, на примерах других детей, под влиянием учителя. Все-таки педагог для детей младших классов в процессе обучения имеет решающее значение, им важно полноценное общение с ним, в том числе эмоциональное. Имеют значение и сверстники, которые тоже создают особый климат школьного обучения, и с ними возможно сотрудничество и сопереживание. Когда дети занимаются наедине с компьютером, всё это в большой степени нивелируется. Кроме того, очень много усилий уходит на освоение технических средств. Техника нередко даёт сбой, требует повышенных ресурсов. А рядом нет никого, чтобы помочь. Волнение из-за того, что «у меня не получается, я буду отставать, меня будут ругать» и т. д., приводит к стрессу. И это действительно было заметно, в том числе у студентов, а не только у малышей.
Поэтому, если вдруг снова возникнет необходимость дистанта, нужно все эти накопленные данные учесть и организовать детям психологическое сопровождение при вхождении в новую действительность, чтобы смягчить стресс.
— Думаю, эти выводы преждевременны. В нашем университете защищено уже немало дипломов и магистерских диссертаций на тему взаимодействия детей с гаджетами. Но ни в одном исследовании не было и речи о замедлении развития.
А вот что касается обучения с помощью гаджетов во время пандемии, то здесь проблемы были. Детям, особенно младших классов, оказалось трудно приспособиться. Для младшеклассников нахождение в школьном коллективе — это развивающая ситуация. Они учатся учиться вживую, на примерах других детей, под влиянием учителя. Все-таки педагог для детей младших классов в процессе обучения имеет решающее значение, им важно полноценное общение с ним, в том числе эмоциональное. Имеют значение и сверстники, которые тоже создают особый климат школьного обучения, и с ними возможно сотрудничество и сопереживание. Когда дети занимаются наедине с компьютером, всё это в большой степени нивелируется. Кроме того, очень много усилий уходит на освоение технических средств. Техника нередко даёт сбой, требует повышенных ресурсов. А рядом нет никого, чтобы помочь. Волнение из-за того, что «у меня не получается, я буду отставать, меня будут ругать» и т. д., приводит к стрессу. И это действительно было заметно, в том числе у студентов, а не только у малышей.
Поэтому, если вдруг снова возникнет необходимость дистанта, нужно все эти накопленные данные учесть и организовать детям психологическое сопровождение при вхождении в новую действительность, чтобы смягчить стресс.
— Как лучше всего контролировать, чем именно занимается ребёнок в интернете, на каких сайтах «гуляет», насколько это для него безопасно?
— Есть очень простой способ: обсуждать с ребёнком, что можно найти в интернете, что интересного посмотреть, во что поиграть. Или интересоваться, что он сегодня узнал: «Надо же, а я этого не знал, давай поищем еще что-нибудь». Многие родители, когда сами чувствуют себя усталыми, предоставляют ребенку самостоятельность: занимайся чем хочешь, только нас не трогай. Но так можно его упустить. Вот это новая ответвенность родителей: сопровождать (не запрещать) ребенка в новом интернет-пространстве.
— А по времени на что ориентироваться? Есть, например, такие рекомендации: детям 3-4 лет желательно сидеть в гаджетах не больше получаса в день, 6-7 лет — не больше 2 часов.
— Дети очень разные. Но можно использовать и такие рекомендации. Маленькие дети в основном смотрят мультики в гаджетах. Значит, действительно, можно разрешить посмотреть два мультфильма в определенное время. Все смотрят мультики или видео на Youtube в московских пробках. Тут уж ничего не поделаешь: сколько стоишь, столько и смотришь. Потому что ребенок уже и так изнемогает.
Мы все оказались в такой ситуации, когда приходится проводить с гаджетами намного больше времени, многие теперь работают удалённо. Значит, надо приспосабливаться к новой реальности и не забывать о здоровье как детей, так и взрослых. Увеличить время для занятий спортом, ручным трудом. Очень простые вещи — танцевать с ребенком вечером, петь, мастерить что-то руками — помогают разгружать те мозговые центры, которые вовлечены, когда ребенок занят телефоном или компьютером.

Следующая запись: МОЛОКО С КАРДАМОНОМ СТИМУЛИРУЕТ РАБОТУ МОЗГА И ИЗБАВЛЯЕТ ОТ ДЕПРЕССИЙ И УСТАЛОСТИ
Лучшие публикации