Иногда я роюсь в сундучке памяти и достаю из нафталина прожитых лет свои самые яркие воспоминания.
Они, припорошенные временем, поблекли, но если поднести их к свету - блестят, как новенькие.
Вот мое любимое.
Про наказание.
Мне - лет пять, может, шесть.
Я сижу на песке и смотрю на море.
Меня наказали - не пустили купаться.
Я сижу и смотрю, как купаются другие дети.
Бабушка, когда мы только приехали, видя мое нетерпение и желание залезть в воду, сказала: "Нельзя сразу в море, оно холодное, сначала надо побегать по песочку, вон поиграй с той девочкой".
Я подошла к "той девочке" и стала с ней играть. Мы бегали друг за другом по кромке моря, играли в догонялки, и в результате, убежали к покрывалу той девочки, расстеленному в теньке променада. Там загорали ее родители. Мы сели на покрывало и стали болтать.
В этот момент бабушка меня потеряла. Ребенок только что бегал по морю - и пропал. Бабушку хватил кондратий. Она сама так сказала. Она решила, что я утонула.
Они с дедушкой стали кричать и звать меня, забежав в море. Удивительно, почему в море, ведь я бы никогда не зашла в воду без спроса.
В итоге они кричали мое имя в противоположную сторону от меня и я не услышала.
Минут через 10 мне надоело болтать и я вернулась к своим.
- ТЫ ГДЕ БЫЛА???? - страшно закричали на меня бабушка с дедушкой, и даже не дождавшись ответа (а я открыла рот!), продолжали кричать. - НЕ ПОЕДЕМ БОЛЬШЕ НА МОРЕ!! НИКОГДА! И СЕГОДНЯ НЕ ПОЙДЕШЬ КУПАТЬСЯ!! ТЫ НАС В МОГИЛУ ЗАГОНИШЬ!! СЕЛА И СИДИШЬ! НЕ ПОДХОДИ К НАМ ДАЖЕ!!
Они не слушали моих ответов и объяснений. Они наказывали меня за свой пережитый страх. Наказывали отчуждением и отказом в радости.
Я не хотела никого загонять в могилу.
Я просто играла с девочкой, как велела бабушка.
Спустя минут двадцать, когда все успокоились, я сижу на песке и смотрю, как купаются в море другие дети. Я думаю о том, что я какой-то чемпион по попаданию во всякие передряги. Я в большинстве случаев наказаний вообще не понимаю, за что наказана. Что я делаю не так?
- На! - бабушка поправляет на мне панамку и протягивает бутерброд с котлеткой и огурчик.
Я совсем не хочу есть, но беру у нее бутерброд, чтобы сделать ей приятно и помириться. Бабушку легко умаслить моим хорошим аппетитом. Она говорит, что больше всего на свете любит смотреть, как я ем.
И я - ем. Сижу на горячем песке, в изнуряющем мареве лета, перед морем, куда мне нельзя, и запихиваю в себя еду, чтобы снова стать хорошей.
Я думаю о том, как сложно устроен этот взрослый мир и сомневаюсь, так ли уж сильно я хочу вырасти.
Это хороший янтарик моих воспоминаний, драгоценный. Он многому меня научил. Он даже неплохо огранил меня, как маму, отполировал мою мудрость в вопросах наказания.
Каждый раз, когда я, полыхая гневом, собираюсь наказать своего ребенка (да мало ли что они натворили, дети же!), я думаю о том, какова концентрация правомерности в моем наказании, а какова - моего гневного возмущения.
И еще я никогда не наказываю ребенка отчуждением, мол, не подходи ко мне.
Просто из детства помню, как рушился мой маленький мир из-за этого "не подходи". И мне важно, чтобы ребенок не комплексами оброс, а усвоил урок.
И я придумала хорошую формулу. Стараюсь ее практиковать, когда хватает терпения.
Я говорю так:
- Я сейчас слишком зла, чтобы быть справедливой. Поэтому я успокоюсь, мы еще раз обсудим твой поступок и вместе выберем честное наказание.
Для меня наказание - это не истерика родителя, воплощенная в действии, а работа над ошибками, сделав которую ребенок поймет, как правильно, а как - нет.
Мы с детьми вчера вечером прилетели с моря. Я и дети отдыхали там две недели.
А наш папа все это время работал. Много и тяжело.
К нашему приезду он успел убрать квартиру и приготовить еду, но не успел вымыть посуду.
Сын вошел в квартиру, бросил рюкзак на проходе, прошел в ванну и увидел грязную посуду.
- Ну ты, пап, даешь, - ухмыльнулся сын.
Получилось, что он заметил лишь то, что папа сделать не успел, а что успел - не заметил.
Это было неправильно и очень обидно.
Муж возмутился.
Мне тоже было неприятно. Хотелось немедленно сделать что-то, что наглядно покажет сыну, что он не прав.
Но что? Кричать, лишать и отчуждать? Нет!
И вот, что мы придумали.
Вечером уставший от отдыха сын в одни руки перемывал целый таз посуды. Чтобы он понял, как это трудоемко, и как сложно это сделать на пределе усталости.
Он перемыл и сразу лег спать.
А утром, проснувшись, первым делом подошел к папе, обнял его и сказал: "Я не хотел тебя обидеть, папа".
Это было трогательно. И вполне педагогично.
Потому что это не было наказанием, это было... важным уроком, что для меня самое ценное в любом воспитании.
Автор Ольга Савельева Источник
Следующая запись: ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Лучшие публикации