Петербург эпохи барокко.
1) Летний дворец Петра I.
По праву эту постройку можно считать самым старым каменным зданием, сохранившимся в Петербурге. Двухэтажный дворец из четырнадцати комнат и двух кухонь был построен по проекту Доменико Трезини и является одним из самых ярких представителей «петровского барокко».
Здание прямоугольной формы с четырёхскатной крышей венчает флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши расположены водостоки в виде крылатых драконов, углы здания рустованы камнем, цоколь выполнен из тёсаного камня, окна декорированы наличниками.
Вход во дворец представляет собой портал из черного мрамора, над которым расположен барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Самым главным элементом украшения фасадов являются 29 барельефов на морскую тематику, которые расположены в рамках между окнами первого и второго этажей.
Место: Летний сад, наб. Кутузова, 2.
2) Петропавловский собор.
Собор начали строить 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Архитектором выступил Доменико Трезини.
По внешнему виду Петропавловский собор сильно отличается от традиционных православных или шатровых церквей. Прямоугольное здание храма вытягивается с запада на восток, напоминая тем самым постройки западноевропейской архитектуры. Внешний вид храма строгий, без излишества. Стены оформили плоскими колоннами и головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде разместили фреску художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад украсили с помощью шести пилястр с двух сторон от главного входа.
Основная часть собора, которая приковывает к нему внимание – это колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Над крышей же возвышается восьмигранная золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием 40-метрового шпиля. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках.
На долгие годы колокольня стала своеобразным городским ориентиром, так как собор, высота которого— 122,5 метра, был самым высоким зданием в Петербурге.
Место: Петропавловская крепость.
3) Меншиковский дворец.
Строительство дворца для первого губернатора Петербурга Александра Меншикова началось в мае 1710 года по проекту Джованни Фонтаны и Готфрида Шеделя.
Так как дворец строили для столь влиятельной особы, не поскупились ни на дорогостоящие строительные материалы, привозимые из-за границы, ни на парадные залы и роскошные покои. Помимо этого, Меншиков коллекционировал предметы искусства, которые добавляли облику дворца дополнительные штрихи великолепия и праздничности.
Фасад здания подчеркнули пилястрами с каменными капителями и аттиком, а боковые ризалиты украсили с помощью вычурных фронтонов с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Вход во дворец акцентировали с помощью портика из деревянных колонн, а над ним сделали лоджию для оркестра, который встречал бравурными мелодиями прибывавших по Неве гостей. После постройки боковых двухэтажных флигелей и оранжерей с цветниками архитектурная композиция стала замкнутым четырёхугольником.
Под закат советской власти Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа, в котором располагается экспозиция истории России петровского времени.
Место: Университетская наб., 15.
4) Церковь Симеона и Анны.
Церковь строится в период с 1731 по 1734 года архитектором Михаилом Земцовым и его помощником Иваном Бланком.
Архитектора соединили черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры. Так, объем церкви составляет традиционный «восьмерик на четверике», а с запада примыкает трапезная с высокой колокольней над входом. Стены церкви и колокольни украшены элементами в стиле римско-дорического ордера, на ярусах колокольни и на барабане купола изображаются коринфские и ионические ордера. Чуть позже на колокольне установили куранты.
До начала XIX века храм считался придворным. В 1869 году в храме провели реставрационные работы, вследствие чего колокольню сделали выше, а храм и часовню расширили с трёх сторон, попутно сделав новый иконостас.
В 1938 году, в период борьбы власти с религией, храм был закрыт, а в 80-х годах его предназначили для нужд метеорологического музея. В 1991 году церкви вернули её историческое предназначение, а в январе 1995 года вновь осветили.
Место: Моховая ул., 48.
5) Сампсониевский собор.
До начала строительства в 1728 году около нынешнего собора был построен деревянный храм освящённый в 1710 году. Когда количество прихожан стало расти, а храм — неумолимо ветшать, был принято решении о строительстве нового каменного собора. Честь осуществить идею была отдана Карло Джузеппе Трезини и Михаилу Земцову.
К 1733 году была построена западная часть здания, после чего возведение храма было приостановлено. Работы продолжились только после того, как Петербургу вернули статус столицы, когда Анна Иоанновна взошла на престол и повелела московской знати переезжать обратно в град на Неве.
Собор представляет собой одноэтажное сооружение с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Луковичные купола собора, расположенные близко к друг другу на «барабане», находятся в центре крыши, что отличает собор от других сооружений подобного типа.
Колокольня разделена на три яруса. Второй и третий украшены пилястрами тосканского ордера, а в нише располагается звонница с колоколом XVIII века. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, увенчанный луковичной маковкой с золочённым крестом.
В 1938 году собор был закрыт, а внутри разместили магазин готового платья. В 2000 году его открыли как музей, а после – в 2010 году, осветили и стали проводить ежедневные богослужения.
Место: Большой Сампсониевский просп., 41.
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 23 ноября 2018 в 16:46
Лучшие публикации