Петергоф — заповедник готики под Петербургом
Пожалуй, каждому известен тот факт, что Петергоф был спроектирован по образу и подобию королевской резиденции в Версале, но мало кто знает, что в череде монументальных построек в стиле барокко затерялись настоящие готические шедевры.
1. Готические конюшни
Гигантские императорские конюшни при усадьбе «Александрия» по своим размерам и отделке больше напоминают дворцовый комплекс. Идею Николая I о постройке роскошного места для лошадей воплощал Николай Бенуа, главный архитектор Петергофа. К 1855 году огромный комплекс был практически достроен, но начавшаяся Крымская война отвлекла императора. После его смерти при Александре II баснословно дорогой проект заморозили, и конюшни доживали свой «имперский век» хоть и по назначению, но несколько в недостроенном виде.
Сегодня дворцовые конюшни имеет трапециевидную форму с девятью башнями по углам, которые придают и без того готическому зданию флёр сказочной таинственности. В центре его, устремлённом в сторону Финского залива, расположен роскошный манеж, ныне двор для прогулок. Кроме него, в комплекс зданий входили два жилых корпуса и, разумеется, сами конюшни, которые могли вместить до 328 лошадей. В наши дни на территории конюшни-дворца вплоть до 2013 года находился санаторий «Петродворец». Однако ввиду всё растущей арендной платы санаторию пришлось съехать, и здание пока пустует. Впрочем, всё ещё может измениться, и стойла вновь наполнит цокот копыт и весёлое лошадиное ржание: ходили разговоры о том, что дворцовым конюшням решили подарить новую жизнь, устроив на их просторах уникальный конный цирк.
Аврова улица, 2
2. Вокзал станции Новый Петергоф
Вокзал, о котором современники писали, что «нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом». Сам же архитектор Николай Бенуа признавался, что хотел реализовать в нём гибрид фантастического заводского цеха и средневекового храма. И ему удалось создать несомненную жемчужину неоготического стиля. Неудивительно, что при проектировании Петергофской железной дороги этому вокзалу было уделено повышенное внимание — ведь сюда не раз приезжала царская семья. Он является несомненной архитектурной доминантой, выделяясь своими тонкими шпилями, сказочными арками и ажурными балкончиками.
Привокзальная площадь, 7
3. Капелла
Посреди парка «Александрия» с 1834 года стоит огромная неоготическая капелла. Место для её постройки «у себя в Александрии, в своей петергофской даче» выбрал сам Николай I, большой поклонник европейской готики. Это была дворцовая летняя церковь, а потому и богослужения проводились там только в дачный период, когда императорская семья жила в «Коттедже». Над круглыми окнами с витражами, изготовленными на Петербургском стеклянном заводе, можно увидеть 43 медные фигурки святых, а венчают церковь четыре строгие конусообразные башни. После революции в капелле разместился Музей истории «Александрии». В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало и было воссоздано только к концу XX века. С 2006 годов капелла была снова освящена как храм.
4. Караулка у дамбы Морской беседки
В этом же парке «Александрия», на побережье Финского залива среди деревьев, можно обнаружить Морскую караулку. Небольшое двухэтажное здание было построено в 1890-е годы по проекту петергофского архитектора Александра Семёнова. И ныне караулка сохраняет своё историческое предназначение: в ней расположена спасательная станция.
5. Готическая караулка («Дом со львами»)
При входе в парк «Александрия» в 1827 году зодчим А. Менеласом был построен небольшой Караульный дом в стиле английской готики. Второй этаж к зданию был пристроен спустя семь лет. Стены караулки пересекают узкие готические окна, а верх украшают башенки и зубчатый парапет. У входа сидят два грозных льва с открытыми пастями, обращённые взглядами друг на друга. Но главным украшением считается герб «Александрии», представляющий собой щит с мечом, вынутым из ножен, который проведён через венок из белоснежных роз. Автором этого романтического рыцарского герба является известный поэт Василий Андреевич Жуковский.
6. Почтамт
Здание Почтамта было построено по проекту архитектора Николая Бенуа к 1854 году. Издалека кажется, что это место уединённой жизни какого-нибудь тёмного рыцаря или приют вампиров: его готический облик создают два флигеля в виде башен, зубчатая ограда и въездные ворота с кованой решёткой. Кстати, почта здесь находится и по сей день.
Санкт-Петербургский проспект, 15
7. Особняк Н. В. Всеволожского
Сразу за входом в Верхний парк Петергофа находится старинное, весьма причудливое здание розового цвета. Это бывшая вилла камергера Н. В. Вселовожского, друга А. С. Пушкина. Она была построена в 1836–1838 годах в псевдоготическом стиле с центральной зубчатой башней, эркерами и террасами. Когда-то его приобрело Гвардейское экономическое общество, и здесь стали торговать всем необходимым для офицеров гвардии: как продовольствием, так и промтоварами. Впрочем, магазины здесь находятся и сейчас.
8. Бывшая усадьба В. Трувеллера
Двухэтажный особняк с трёхэтажной смотровой башней и стрельчатой арочкой, соединяющей его с небольшим флигелем, принадлежал майору В. Трувеллеру. Это здание было построено в 1834–1836 годах и давалось в качестве приданого за дочерью хозяина Верой.
Санкт-Петербургский проспект, 46
9. Дом Редичкина
Псевдоготический дом красного кирпича принадлежал некогда дворянину нотариусу Редичкину. Римские цифры на фасаде (МСМХII) свидетельствуют о дате его строения — 1912 год. Сейчас это жилой дом на девять квартир.
Санкт-Петербургский проспект, 51
10. Телеграфная станция — музей «Императорская телеграфная станция»
Здание дворцовой телеграфной станции в «Александрии» было построено в 1858 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в псевдоготическом стиле. Станция входила в состав Кронштадтской линии электромагнитного телеграфа, который в царствование императора Александра II густой сетью окутал Российскую империю. Изначально она предназначалась не только для нужд императорского двора, но и для общественного пользования. В отделке здания элементы готики сочетались с приёмами модной в середине ХIХ века стилизации под сельские постройки: например, крыша станции была расписана под солому. Сейчас в музее можно увидеть действующую модель телеграфа Шато, телефонные аппараты Морзе и Юза, а также воссозданную историческую обстановку телеграфной станции.
Санкт-Петербургский проспект, 3
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 8 мая 2018 в 02:47
Лучшие публикации