Тайны и легенды Эрмитажа
История Государственного Эрмитажа изобилует множеством мистических сюжетов и легендарных событий. Чей призрак можно увидеть в Эрмитаже, кто оживает в музее по ночам, какие экспонаты исполняют заветные желания, а каких стоит опасаться — рассказываем о самых известных тайнах и легендах, связанных с крупнейшим музеем страны.
Самые знаменитые легенды Эрмитажа связаны с появлением призраков царственных особ. Среди музейных сотрудников ходят легенды о приведениях Николая I и Николая II, Екатерины Великой и Александра II, встреченных в коридорах и кладовых. Не менее популярными являются поверья о наличии подземных ходов, соединяющих дворец и всевозможные городские здания. Легенда о таком ходе, который соединяет царские покои и особняк балерины Кшесинской, существует более века. Правда, никто не смог найти этот ход, как и иной, соединяющий Эрмитаж со зданием хорового училища. Среди наиболее мистических легенд — слух, связанный с кровожадной древнеегипетской богиней. Много легенд добавилось в советский период. Каждый ленинградец слышал, как на свадьбе своей дочери первый секретарь местного обкома партии эксплуатировал парадный золотой сервиз из музейной коллекции. Какие истории рассказывают, что правда, а что вымысел?
1. Часы «Павлин»
Часы «Павлин» — визитная карточка Эрмитажа, более 200 лет украшают они Павильонный зал музея. Это не просто часы, а сложная многофигурная композиция с уникальным механизмом. По легенде, в 1777 году князь Григорий Потёмкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на изящный часовой механизм работы английского ювелира Джеймса Кокса и немецкого мастера Фридриха Юри. Однако часы не перенесли долгого пути — прибыли в Санкт-Петербург в неисправном состоянии и в разобранном виде несколько лет хранились во дворце Потёмкина.
И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потёмкин поручил отремонтировать часы. Кулибину пришлось полностью разобрать механизм, чтобы понять принцип его действия, найти все неисправности, а затем заново собрать и позолотить. В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи.
Интересно отметить движение фигуры павлина: птица медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв, а затем, повернувшись к зрителям спиной, на несколько секунд замирает, после чего возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста. По одной из версий, Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное фуэте, тем самым демонстрируя своё отношение к царскому двору, для которого птичка и предназначалась.
2. Египетская богиня Мут-Сохмет
В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России — статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий, но ей помешали другие боги. Для предотвращения катастрофы они разлили перед ней на земле красное вино (или подкрашенное в красный цвет пиво), которое богиня спросонья приняла за человеческую кровь и выпила. После этого она напрочь забыла про кровожадные замыслы. Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей всё ещё сохраняется. Якобы ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица, которая исчезает к утру. По другой версии, ноги богини покрываются странным красноватым влажным налётом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налёт якобы был обнаружен в 1991 году.
3. Атланты
Десять исполинских фигур Атлантов украшают главный вход в Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы. Будучи одним из городских символов, мужественные статуи олицетворяют мощь и незыблемость Петербурга.
По замыслу немецкого архитектора Л. фон Кленце и скульптора И. Гальбига на портике должны были стоять фараоны. Однако по проекту архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова скульптор А. И. Теребенев изваял 10 великолепных статуй.
Во время ВОВ вражеские войска обстреливали город, один из снарядов попал в Атланта, разрушив торс практически наполовину. Но гигантский исполин выстоял. Возможно, поэтому крайнего правого Атланта, который смотрит на Марсово поле, считают наделённым особой силой. А ещё говорят, что он умеет дарить вдохновение и исполнять желания — для этого надо лишь попробовать дотянуться до правого пальца ноги и искренне попросить.
4. «Гробница Гомера»
В зале Юпитера можно найти и ещё одну неразгаданную загадку Эрмитажа — «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 года русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привёз этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника я не мог не воскликнуть: „Не памятник ли это Гомеру?“»
Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Ещё бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» — очередная красивая легенда. Изучив барельефы, учёные с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на 900. Но пока остаётся неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились — непонятно.
5. Восковая фигура Петра I
Ореолом таинственности окружена так называемая восковая персона Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Пётр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям пора и честь знать. В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура оживала.
6. «Чёрный квадрат»
Один из самых скандальных шедевров — «Чёрный квадрат» Малевича 1932 года — также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщённую в единый знак, называя «Чёрный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на её «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. До сих пор так и неизвестно, действительно ли мировой шедевр наделён мистической силой или это очередная попытка подлить масла в огонь.
Призрак императора
7. Призрак императора
Есть у Эрмитажа и свои призраки. Чаще всего упоминают приведение императора Николая I. Говорят, что появляется оно по ночам в Эрмитаже и бродит по его залам. Те, кто осмеливаются зайти в музей ночью, нередко наблюдают в его залах туманную особу. Но, хотя призрак никогда не вступает в контакт с соотечественниками-простолюдинами, по офицерскому мундиру с густыми эполетами и осанке в нём узнаваема царская особа.
8. Царский золотой сервиз
По одной из легенд, когда секретарь обкома выдавал замуж свою дочь, было решено взять из запасников Эрмитажа парадный золотой сервиз на 140 персон. Якобы один из сотрудников музея узнал об этих возмутительных планах и решил защитить историческое наследие Екатерины Великой своими силами. Группа товарищей из Смольного прибыла в музей за сервизом поздней ночью. Пробиравшихся по тёмным коридорам коммунистов встретил вооружённый рыцарь в стальных доспехах. Побеспокоенный «призрак Эрмитажа» гулко шагал навстречу замершим от ужаса товарищам и недвусмысленно помахивал громадным мечом. Но потом вышла промашка — по легенде, в те времена залы музея охраняли служебные овчарки. Одна из них и вцепилась в часть тела оружейника, не защищённую доспехами всадника. «Призрак» взвыл вполне человеческим голосом, и операция по спасению императорского сервиза оказалась провалена.
Следующая запись: Пять углов.
Лучшие публикации