Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Питер: Инструкция по применению
11 причин спуститься под землю: легенды, хитрости и красоты петеребургского метро

Петербургское метро — особый мир. Одни его станции напоминают дворцы, другие полны исторических загадок, третьи интересны своим техническим решением. В этом гиде — главные секреты петербургской подземки.

1) «Нарвская» и спрятанный «отец народов»

Разговоры о том, что Петербургу нужна подземная железная дорога, начались еще в XIX веке. Но проектировали метро уже при Сталине. И, естественно, снабдили портретами вождя вестибюли всех первых станций. Однако наступила оттепель, культ личности подвергся критике, и портреты вождя стали ликвидировать.

Меньше всего повезло станции «Нарвская». Ее собирались назвать «Сталинской», а потому в торце нижнего зала выложили гигантскую мозаику с изображением «отца народов». В 1961 году мозаика исчезла, но ее не разобрали, а только лишь спрятали за фальш-стеной, так что теоретически «вождь» может когда-нибудь снова показать свой грозный усатый лик. Кстати, в пространстве между мозаикой и новой стенкой одно время располагался целый зал для заседаний. Потом его переделали в линейный пункт для машинистов.

Исчез Сталин и со скульптурной композиции в наземном вестибюле. Герои барельефа старательно смотрят в центр панно, вот только там никого нет.

«Нарвской» станция стала в честь расположенных поблизости Нарвских Триумфальных ворот. Они были построены к возвращению русских войск из Европы после победы над Наполеоном в 1814 году. Но в декоре «Нарвской» славятся не воины XIX столетия, а советские рабочие, колхозники, учащиеся, врачи, метростроевцы и деятели искусства. Их можно увидеть на 48 панно, украшающих подземный зал.

м. Нарвская

2) «Автово»: красота под научным контролем

Именно на эту станцию в 1955 году пришел самый первый в истории ленинградского метрополитена поезд. Кроме того, она стала первой в городе станцией без эскалаторов: глубина ее заложения всего 12 метров. Наконец, «Автово» первой сохранила в своем имени ойконим — название исторической части города, в которой находится.

Даже по версии беспристрастных британцев из Guardian «Автово» — одна из 12 красивейших станций мира. Своим обликом она обязана таланту архитекторов Левинсона, Грушке и инженера Эпштейн, а также известному физику, профессору Гершуни.

Изюминка «Автово» — изящные колонны; 30 из них облицованы мрамором, а 16 — пластинами из литого стекла с обратным рельефом (хотя можно подумать, что настоящим хрусталем). Чтобы стекло не растрескалось при осадке бетонных опорных конструкций, его закрепили изящными металлическими лентами, которые обвивают колонны.

Почему же стекло не просвечивает и опорные конструкции за ним не видны? Чтобы колонны казались монолитными, на внутреннюю поверхность прозрачных панелей нанесен граненый рельеф. Угол граней составляет ровно 80 градусов. Благодаря этому они отражают свет быстрее, чем он достигает бетона, и техническая «начинка» колонн остается невидимой. Этот трюк придумал профессор Гершуни.

Главная тема оформления станции — оборона Ленинграда, поэтому большинство декоративных элементов символизируют воинскую доблесть. Кстати, в проектировании «Автово» и других станций первой очереди участвовал строитель Дороги жизни — инженер Иван Зубков.

м. Автово

3) «Пушкинская» и «наше всё»

Памятников Солнцу русской поэзии в петербургском метрополитене два — радостный на «Пушкинской» и грустный на «Черной речке», оба созданы Михаилом Аникушиным (как и памятник поэту перед Русским музеем).

«Пушкинская» — станция светлая и праздничная. Она расположена возле Витебского вокзала, откуда можно за полчаса добраться до любимого великим стихотворцем Царского села.

Без небольшого поэтического преувеличения на «Пушкинской», кстати, не обошлось: на металлических дверях над путями выбиты цифры — 1955, год запуска первой линии петербургского метрополитена. Но, в отличие от остальных станций первой очереди («Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Владимирская», «Площадь Восстания), «Пушкинская» заработала только в 1956-м. До этого она была «призраком» — станцией, мимо которой поезда проезжают без остановки.

В отделке «Пушкинской» использованы белый мрамор, красный гранит и хрусталь — сразу видно, что ее построили до того, как Никита Хрущев провозгласил отказ от «архитектурных излишеств».

м. Пушкинская

4) «Владимирская» и благосостояние народа

Главное украшение вестибюля этой станции — большое мозаичное панно «Изобилие», расположенное над эскалаторами. В 1955 году в связи с открытием «Владимирской» газеты писали, что панно символизирует рост благосостояния страны. Правда, читателям оказалась ближе другая версия: на мозаике изображены счастливые люди с едой, поскольку рядом со станцией находится знаменитый Кузнечный рынок. Автор этого полотна, академик Андрей Мыльников, также создал мозаики для станции «Площадь Ленина» и для ТЮЗа имени Брянцева.

Как и другие станции-первенцы, «Владимирская» щедро украшена мрамором и бронзой.

Перегон между «Владимирской» и «Площадью Восстания» — самый короткий в петербургском метро: всего 720 метров.

м. Владимирская

5) «Балтийская»: адмиралы в метро

Сразу две станции петербургского метрополитена украшены портретами адмиралов и флотоводцев — «Балтийская» и «Адмиралтейская».

В нише над входными дверями «Балтийской», между колоннами расположились барельефы с портретами Федора Ушакова, Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Павла Нахимова и Степана Макарова.

Морская тематика в оформлении интерьеров «Балтийской» обыграна довольно деликатно — на решетках дверей встречаются якоря, серо-голубой мрамор должен напомнить внимательному наблюдателю о водах Балтики, а зигзагообразные ленты, окаймляющие свод, символизируют парус.

Торцевую стену подземного зала украшает мозаика «1917 год», изображающая штурм Зимнего дворца моряками и рабочими. Если присмотреться к ней внимательно, можно обнаружить на заднем плане крейсер «Аврора». Изначально на мозаике планировали изобразить сами знаете кого в окружении моряков, но развенчание культа личности помешало осуществить задумку.

Сейчас на «Балтийской» ведутся работы: в этом году станция должна обзавестись новым вестибюлем (старый закроют на длительный капремонт). Кроме того, у «Балтийской» появится новый выход — к бывшему зданию Варшавского вокзала, где нынче находится дисконт-центр «Варшавский экспресс». В связи с этими переменами мозаику с моряками, видимо, куда-то переместят.

м. Балтийская

6) «Адмиралтейская»: самая глубокая станция метро

«Адмиралтейская» — еще одна «морская» станция петербургского метро. Со стен на пассажиров взирают Ушаков, Нахимов, Макаров, Апраксин, Беллинсгаузен и Григорович. Гранитные полы украшены инкрустацией с изображением роз ветров в обрамлении флотских шевронов. Мрамор и латунь также использованы в отделке. Ну и, конечно, станция украшена мозаиками: «Основание Адмиралтейства», «Нева» и «Нептун». Их, как и другие мозаичные панно на современных станциях, выполнил Александр Быстров.

Если планируете выйти на «Адмиралтейской», запаситесь временем: это одна из самых глубоких станций в мире и самая глубокая в России. Под землю она уходит аж на 86 метров, чтобы подняться, вам придется поочередно воспользоваться двумя эскалаторами.

м. Адмиралтейская

7) Кастрированный Атлант «Международной» и веселые атлеты «Спортивной»

Одно время в городе было распространено суеверие: стоит в Петербурге появиться 60-й станции метро, как он уйдет под воду. Но ничего такого не случилось.

67-я по счету станция — «Международная» — поневоле стала пуританской. Ее подземный зал украшает мозаика с Атлантом, который держит на своих плечах земной шар. Фотографии с изображением античного героя разошлись по сети еще до официального открытия станции. На снимках было отчетливо видно, что у Атланта присутствуют все части тела, однако, когда «Международную» открыли официально, петербуржцы с изумлением заметили, что на бедро мускулистого героя мозаики стыдливо наброшена туника.

В петербургском метрополитене официально заявили, что цензуры у них нет, но все-таки они «без давления» напомнили автору панно, академику Российской академии художеств Александру Быстрову, что станция — это общественное место. Художник задрапировал выступавшую часть тела Атланта, но заметил, что по такой логике и на Давида надо было бы надеть мраморные трусы.

По неофициальной версии за «оскоплением» Атланта стоит главный петербургский пуританин — депутат Виталий Милонов, неутомимый борец за духовную чистоту россиян. Горожане тихо радуются, что господин Милонов передвигается по Петербургу на автомобиле, а не на метро. Иначе он бы непременно обратил свой высоконравственный взгляд и на обнаженных спортсменов со станции «Спортивная», созданных все тем же Александром Быстровым. Впрочем, если приглядеться, на «Спортивной» можно найти не только веселых голых древних греков, но и христианского ангела, который их как бы благословляет.

м. Спортивная

8) «Спортивная»: Траволатор под Малой Невкой

Раз уж мы вспомнили про «Спортивную», нельзя обойти вниманием главную «фишку» этой станции — траволатор, или горизонтальный эскалатор. Расположен он в 300-метровом тоннеле под Малой Невкой и соединяет старый вестибюль станции на Петроградке и новый вестибюль на Васильевском острове («Спортивная-2»). Если стоять на траволаторе неподвижно, то с берега на берег можно перебраться за 7 минут, а если идти по нему — минут 3–4 будет достаточно. Поначалу траволаторы часто останавливались — срабатывали сверхчувствительные датчики немецкого производства, реагировавшие на любые резкие движения пассажиров. Датчики, по слухам, пришлось немножко попортить, чтобы не чудили, и теперь горизонтальный эскалатор работает без перебоев. Горожане к нему уже привыкли — кроме тех, кто панически боится потопов.

м. Спортивная

9) Горизонтальные лифты и веревочки

Согласно глупой легенде, создавали их для того, чтобы оградить пассажиров от гигантских крыс, расплодившихся в туннелях.

На самом деле, строить «горизонтальные лифты» стали потому, что они обходятся дешевле, чем «нормальные» станции. И времени на их обустройство требуется меньше. Считается также, что двойные двери повышают уровень безопасности: люди полностью изолированы от поездов и контактной сети.

Но со временем выяснилось, что недостатков у такого решения едва ли не больше, чем достоинств: дополнительные двери нужно постоянно проверять и ремонтировать, машинистам приходится проявлять меткость, останавливаясь точно возле створок. На все это уходит много времени (настолько, что интервалы движения поездов увеличиваются), сил и денег (на зарплату дополнительному персоналу).

Специально под вторые двери ленинградскому метрополитену в свое время пришлось конструировать новые типы подвижного состава. К тому же, если по «красной» ветке курсируют поезда из восьми вагонов, то по всем остальным — только из шести. За это тоже спасибо «новаторским» станциям.

По легенде, в 1961 году, перед официальным открытием первого «горизонтального лифта», станции «Парк Победы», двери заклинило, и сотрудники метрополитена в форме красноармейцев открывали их вручную, дергая за веревочки.

м. Гостиный Двор

10) Кони, воины, «ПлАн» и другие топонимы

В переходе между станциями «Площадь Александра Невского-1» и «Площадь Александра Невского-2» расположено внушительное медное панно. Конечно, внушительных панно в петербургском метрополитене немало. Но это — особенное. Изображена на нем княжеская дружина. Все бы ничего, только на четырех конях гордо восседают пять всадников.

Кстати, в народе «Площадь Александра Невского» иногда именуют «ПлАном». Надо сказать, что у многих петербургских станций есть вторые, фольклорные названия. Некоторые из них звучат по-детски и широкого употребления не имеют, а некоторые вполне себе прижились. Вряд ли взрослые горожане станут именовать «Кировский завод» «Киборгским приходом», скорее уж «Кирзой». Иногда можно услышать, как «Девяткино» называют «Шестеркино», «Проспект ветеранов» — «Ветерками», «Пролетарскую» — «Пролётом», «Балтийскую» — «Болтами», а «Старую Деревню» — «Старухой». Нет-нет да и назовет кто-нибудь «Озерки» «Пузырьками», а «Приморскую» — «Заморской» или «Примой». А вот «Лиговка», «Гражданка», «Уделка», «Академка», «Просвет», «Техноложка» и «Васька» прижились среди петербуржцев всех поколений — все и без перевода понимают, о чем идет речь.

м. Площадь Александра Невского 2
м. Площадь Александра Невского 1

11) «Горьковская» и летающая тарелка

Не надо быть уфологом, чтобы встретить в Петербурге НЛО. Новый вестибюль станции «Горьковская», построенный в 2009 году, — это настоящая летающая тарелка. Интересно, что приземлилась она аккурат рядом с планетарием. Особенно эффектно станция смотрится в вечернее и ночное время — благодаря своей необычной разноцветной подсветке. Под землей все гораздо скромнее: известняк, гранит, буревестники и Горький, в честь которого, собственно, и названа станция — писатель жил неподалеку. Центральный зал «Горьковской» — самый короткий в петербургском метро. Поэтому и разговор об этой станции тоже недолгий. Хотя вообще о подземке можно говорить часами.

м. Горьковская
Рейтинг записи:
6,0 - 75 отзывов
Нравится69
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Sima Sima
Любовь Любовь
У нас .в Петербурге , самое красивое метро в МИРЕ !!!
Светлана Светлана
Ирина Л. Ирина Л.
Да и вообще Петербург самый красивый город в мире!!! Я влюбилась в него с первого взгляда!
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Елена Елена
Комментарий скрыт
Наверх