Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Питер: Инструкция по применению
5 мостов Петербурга с необычной историей

1. Семеновский мост
Реку Фонтанку – последнюю водную артерию на своем пути – Гороховая улица пересекает по Семеновскому мосту. Так же, как и другие петербургские мосты, он уникален и имеет интересную историю.

Фонтанка в XVIII веке
Безымянный ерик стал называться рекой Фонтанкой в 1712-1714 годах, когда от него были проложены трубы для снабжения водой фонтанов Летнего сада. До середины XVIII века Фонтанка являлась своеобразной границей города, а на левом берегу рос лес, здесь находились загородные усадьбы знати, построенные, однако, с неизменной роскошью и по проекту известных архитекторов Росси, Кваренги, Воронихина и других.

На левом берегу Фонтанки был расквартирован лейб-гвардии Семеновский полк, многие топонимы этого района Санкт-Петербурга связаны с ним: Семеновская площадь, Семеновский плац, Семеновская слобода, Семеновская перспектива (так называлась Гороховая улица в середине XVIII века) и, конечно, Семеновский мост.

История моста
Сначала мост находился в другом месте – выше по течению. А когда Гороховая улица расстроилась и стала длиннее, то переправу перенесли к ней. В первой половине XVIII века Семеновский мост был деревянным, а в 1788 году вместо него построили каменный, разводной, украшенный декоративными башенками. Возводили его по типовому проекту также как и другие переправы через Фонтанку. Однако до настоящего времени первоначальный вид моста не сохранился, так как он неоднократно перестраивался.

Самой значительной реконструкции мост подвергся в 1856–1857 годах, когда по проекту известного инженера-мостостроителя Федора Ивановича Энрольда в его конструкцию были внесены существенные изменения. Каменные своды моста укрепили металлическими балками, обветшавшие башенки снесли и установили ограждающую решетку с простым геометрическим узором.

Более красивое и художественное ограждение Семеновского моста появилось после его реставрации в середине прошлого века.

Пространство по обе стороны Фонтанки оформлено в виде так называемых предмостных площадей по проекту архитектора Алексея Васильевича Квасова еще в конце XVIII века. На правом берегу реки площадь имеет прямоугольную форму, а на левом – полукруглую. С 1908 года она называется Семеновской площадью.

2. Прачечный мост
Один из самых старинных мостов Петербурга, непосредственно примыкающий к Летнему Саду, Прачечный мост, по праву считается настоящим украшением града Петрова. Он примечателен не только своим возрастом (Прачечному мосту уже двести пятьдесят лет), но и тем, что служил одним из первых мостов Петербурга, построенных в камне.

Своим названием мост обязан дворцовым прачечным, которые находились неподалеку – на углу Сергиевской улицы и Фонтанки. Увы, те прачечные до наших дней не сохранились.

Интересен Прачечный мост по многим причинам. К сожалению, до конца так и не удалось выяснить, кто же являлся автором этого сооружения. Известно, что возведением набережных занимался архитектор Фельтен, а сам мост, строившийся с 1766 по 1769 годы, "взял на себя" известный русский архитектор Карл Росси, известный и любимый петербуржцами благодаря Александринскому театру, зданиям Сената и Синода и многим другим постройкам. Помогал Росси в строительстве моста мастер Насонов.

Прачечный мост простоял практически в неизменном виде около ста пятидесяти лет, однако в начале двадцатого столетия в нем была обнаружены значительные деформации. Осмотр сооружения провели в 1908 году, а уже в 1909 году было принято решение отреставрировать его: с подобной инициативой выступил инженер Ефимьев. Однако тогда сей проект так и остался на бумаге: возникли нешуточные споры с Академией Художеств, руководство которой было категорически против того, чтобы мост кардинально перестраивался – академики ратовали за то, дабы жители города могли наблюдать мост в том виде, в каком он был построен в эпоху Екатерины Великой.

Затем наступили ощутимые финансовые трудности, вскоре грянула Первая мировая война, а с ней – и революция, и правительству стало совсем не до моста. В итоге реализацию проекта отложили до 1926 года. Реставрацию сооружения взял на себя инженер Васильев: под его руководством мост оснастили деревянными перемычками, также были заменены полуразрушенные опоры и проведены некоторые другие работы. Интересно, что вся реставрация была осуществлена за рекордно короткие сроки – всего за шесть месяцев. Все сделали на таком качественном уровне, что в дальнейшем реставрации уже не понадобились. В итоге именно проект, предложенный Академией Художеств, и был претворен в жизнь: визуально мост практически не изменился с Екатерининских времен.

3. Синий мост
Вдоволь поколесив по державам Западной Европы, царь Петр Великий, как известно, среди прочего, привез домой топор. Тот самый, которым твердо решил прорубить окно в иной мир – европейский. Россией прошли масштабные реформы, менялся общественный уклад, а параллельно возводились новые города. В том числе и тот, что позже обретет название Северной столицы. Величественный и строгий, необычайно красивый и… все же какой-то тусклый. Не добавляли красок Петербургу серые воды его рек и вечные, казалось, дожди. Кто знает, может поэтому, дабы привнести в городской облик свежесть и яркие оттенки, было решено обратить взоры на первые разводные мосты через Мойку. В разное время на ней возвели четыре таких деревянных моста-близнеца. Сколько потом их ни перестраивали, сколько ни украшали, а от типового проекта не удалялись, и мосты сии было просто не различить. Выход напрашивался сам собой – раскрасить каждый в «свой» цвет. Так в Петербурге появились Красный, Желтый, Зеленый и Синий мосты. О последнем – цвета неба – и пойдет речь ниже…

Своей шириной (97,3 м) Синий мост давно и прочно застолбил за собой славу самого широкого моста в мире. Перекинули его через Мойку в Адмиралтейском районе города, мост связал между собою два острова – 2-й Адмиралтейский и Казанский. Именно Синему мосту обязано своим появлением понятие «мост-площадь»: почти стометровая ширина позволяет считать его частью Исаакиевской площади и неотъемлемой составной ее ансамбля.

«Земля при Адмиралтействе» – так на заре XVIII века называлась та часть города, на котором сегодня расположилась Исаакиевская площадь. Она служила гласисом – незастроенным участком перед крепостью. Обычно при расширении города гласисы превращались в площади и сады, подобная участь постигла и будущую Исаакиевскую площадь: в 30-х годах XVIII ст. строители углубили дно Мойки, а ее берега укрепили щитами из дерева. В 1737-м мастер из Голландии Герман ванн Болес построил на этом месте деревянный разводной подъемный мост, позже названный Синим.

Когда спустя год в Морской слободе вспыхнули пожары, у Синего моста предлагали обустроить пристань (такая же мысль возникнет спустя почти 20 лет).

Спустя десятилетия Синий мост переживет перестройку, опершись на опоры из камня и став трехпролетным. Тамошние окрестности облюбует ищущий работу люд – каменщики, плотники и т.д.: место возле моста так и будут называть – «рабьим рынком».

В конце ХІХ века мост украсили фонари – кстати, точная копия тех, что освещают мост Александра ІІІ в столице Франции. Дабы не отходить от «стиля», мастера, изготовлявшие к мосту перильные ограждения, повторили узор, украшающий собой решетки набережной. Понятное дело, с их цветом долго не думали: синий – значит синий.

В прошлом веке специалисты обнаружили неприятный «сюрприз»: несущие конструкции моста цвета неба грозили обрушиться. В результате – очередные ремонтные работы: все детали из чугуна заменили железобетонными, сменили на асфальтобетонное бывшее до того каменным дорожное покрытие. Это было в далеком 38-м, а самые «свежие» изменения Синий мост перетерпел в 2002-м: тогда, согласно проекту архитектора Кузеванова и инженера Кузнецовой, был выполнен капитальный ремонт и отреставрирован декор. Считается, что свой первоначальный вид Синему мосту удалось сохранить и до сегодня.

Мост, к которому спешит простой люд и от которого отворачиваются императоры
Бывали ли вы в пещере с низкими-низкими сводами? Не спешите искать таковую где-то на краю света: приглашаем на речную прогулку по Петербургу. Говорят, проходя под Синим мостом, ты словно попадаешь в такую таинственную полость. Вот где уж вспоминается выражение «свет в конце тоннеля», а в нашем случае – тоненькая его полоска.

Сразу после перестройки в 1842-м на свет появилась легенда, мол, ширина моста достигает в аккурат 99,9 м. Откуда взялась сия цифра неведомо – возможно, описка в документах или элементарный просчет, да только нам с вами уже ведомо, что лишние 2,6 м явно «подбросили». Возможно, чтоб туристам интересней было, кто знает.

Если многим петербуржцам и гостям Северной столицы Синий мост мил и дорог как одна из достопримечательностей города, то российским вседержителям, по крайней мере, Петру І и Николаю І это сооружение явно было не по душе. Не верите? Тогда как вы объясните тот факт, что и Медный всадник и Николай поворотили своих скакунов прочь от нашего главного героя? Есть в этом некий символ, заявляют пришедшие посмотреть на мост.

В каждом городе вы найдете местечко, не очень, возможно, выпячивающиеся своей красотой, но без которого и город – не город. В Санкт-Петербурге одним из таких «незаметных», но незаменимых атрибутов, безусловно, есть Синий мост. Мост-невидимка, мост-площадь, мост, внешний облик которого не состарило даже оно. Неумолимое время…

4. Мост Белинского
Имя русского критика XIX века Виссариона Григорьевича Белинского, жившего в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки, носят сразу три городских объекта. Улицу и площадь Белинского соединяет мост, с 1923 года носящий имя великого российского демократа, литературного критика, публициста, философа.

Революционные события Октябрьского переворота связали это сооружение с ещё одним известным именем. В январе 1918 года у моста была обстреляна машина, в которой ехал вождь революции Владимир Ленин. Стрелявший промахнулся…

Мост на этом месте появился ещё в 1733 году: он был деревянный, на свайных опорах, но оформленный как каменное арочное сооружение. Назвали его Симеоновским – по имени возведённой рядом церкви святых Симеона и Анны. Сие сооружение стало первым из семи типовых мостов через Фонтанку, построенных к концу XVIII века. Средний из трёх пролётов поднимался, разводные механизмы находились в гранитных башенках, весь мост был облицован гранитом.

В середине XIX века он был перестроен, расширен и стал каменным. Башенки убрали, мост перестал быть разводным. И хотя его внешний вид изменился, Симеоновский остался единственным мостом через Фонтанку, сохранившим свои прежние очертания.

В последнее десятилетие XIX века, в связи с появлением новых транспортных средств и необходимостью расширить проезжую часть, мост опять подвергся реконструкции. Ширина его увеличилась за счёт вынесенных на консоли тротуаров, изменились поддерживающие механизмы и крепления, по бокам появились перила – простые кованые ограждения.

В годы перестройки возникла идея провести глобальную реставрацию сооружения, чтобы вернуть ему исторический облик. В планах было восстановление каменных башен, старинных перил и светильников, расширение речных опор. Увы, последовавшие экономические трудности не дали возможности осуществиться этому проекту: в 1999 году мост лишь капитально отремонтировали.

5. Пантелеймоновский мостик
Этот мост по праву считается одним из самых красивых в Санкт-Петербурге. Именно по нему следуют желающие попасть в Летний сад с улицы Пестеля. Благодаря своей необычной отделке мост отлично вписывается в общую панораму города, идеально дополняя собой окружающие достопримечательности.

Пантелеймоновский мостик – один из старейших в Санкт-Петербурге. Его история началась в двадцатых годах восемнадцатого столетия. Интересно, что своим появлением мостик целиком и полностью обязан Летнему саду. Лучшие архитекторские умы Петербурга думали, как лучше организовать подачу воды для фонтанов, украшавших собой Летний сад. В качестве источника водоснабжения был выбран Лиговский канал, и тогда решили провести мост, который бы соединял Летний Сад и современную улицу Пестеля, называвшуюся в то время Пантелеймоновской. Претворением идеи в жизнь занялся архитектор ван Болес: правда, построенный им тогда мост был деревянным и визуально не имел ничего общего с современным сооружением. Куда более богато украшенный мост был возведен по проекту архитектора Растрелли в середине восемнадцатого века. Пышность лепнины, вырезные линии арок... Мост стал ярким воплощением самого популярного архитектурного стиля Российской Империи – Петровского барокко.

К сожалению, до тех пор, пока в Петербурге не построили дамбу, частые наводнения разрушали даже самые прочные конструкции и памятники. Так, к примеру, от наступлений воды неоднократно страдали фонтаны и скульптуры Летнего Сада. В 1777 году, после того, как фонтаны были разрушены, правительство города решило не восстанавливать их, и мост стал уже не нужен. Его разобрали, но, как оказалось, только затем, дабы впоследствии воздвигнуть на этом месте совершенно новый, подвесной, мост.

Строительством занимался архитектор Треттер в 1823-1824 годах. На этот раз мост решено было "одеть" в чугун: детали для отделки изготавливались на чугунолитейном заводе Чарльза Берда. В таком виде сооружение простояло почти целое столетие, но в 1905 году случилось чрезвычайное происшествие городского масштаба: обрушился Египетский мост, названный так благодаря роскошным сфинксам, охраняющим подступ к мосту. Тогда никто серьезно не пострадал, но власти города не хотели повторения подобных инцидентов. А поскольку наш главный герой был сконструирован по той же технологии, что и Египетский мост, власти решили снова разобрать его.

Великий русский архитектор Бенуа лично ратовал за то, дабы мосту "сохранили жизнь", но попытки оспорить решение правительства ни к чему не привели. В итоге в 1906 году на этом же месте возводится новый и на сегодняшний день последний мост, который и получил название Пантелеймоновского. На этот раз при производстве использовался металл, и эта мера была, очевидно, продиктована практическими соображениями. Мост возводился по проекту архитектора Ильина и инженера Пшеницкого. Ильину же принадлежала идея оформить сооружение в стиле классицизма: именно благодаря стараниям мастера его детище украсили львиные головы, щиты, мечи и пики.

С тех пор мост прошел еще через две реставрации, но его конструкция в целом осталась нетронутой.
Рейтинг записи:
6,0 - 72 отзыва
Нравится70
Поделитесь записью с друзьями
Дмитрий Дмитрий
Питер-обожаю.Хотя на такси приходиться тратиться,чтоб посмотреть развод и не остаться без люли......
Надежда Надежда
GIF Preview
Наверх