Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Питер: Инструкция по применению
5 храмов рядом с метро Невский проспект

1. Шведская церковь святой Екатерины на Малой Конюшенной
Шведская община Петербурга сложилась еще до основания города. Ее основой стали жители Ниеншанца, переселенные Петром I на новое место. Уже в 1703 году они стали собираться на молитвенные собрания в доме пастора Якова Майделина.

Императрица А Анна Иоанновна в 1734 году подарила шведам участок в районе нынешнего Невского проспекта. Здесь была построена деревянная церковь Святой Анны. В дальнейшем, из-за конфликтов между финоязычными и шведоязычными прихожанами община распалась. Финская община осталась на старом месте, там теперь находится храм св. Марии, а шведы построили новый храм – собор святой Екатерины.

Эта церковь неоднократно перестраивалась. Первое каменное здание было построено в 1767 году. А современная церковь на 1200 мест, заложили 28 декабря 1863 года. Ее архитектором был уроженец Стокгольма Карл Андерсон. На ее строительство было собрано 100 тыс. рублей, среди жертвователей на храм был императора Александр II. В храме был смонтирован орган и повешены картины на религиозную тематику, написанные профессором Н. Тиршем из Мюнхена. Для того чтобы церковь вписалась в существующую застройку, Андерсену пришлось перестроить и прилегающие дома на Малой Конюшенной улице.

28 ноября 1865 года состоялось освящение храма. К 1880-хх-1890-хх шведская община Петербурга достигла семи тысяч человек. При церкви работали школа, два приюта и богадельня. Прихожанами собора Св. Екатерине были семьи Нобель и Лидваля, придворный ювелир Карл Фаберже и будущий президент Финляндии Карл Маннергейм.

Юхан Якоб Хульден вспоминал: «По воскресеньям трудящиеся в Петербурге шведские рабочие приходили в церковь с мешками еды на спине, словно собравшись на загородную прогулку. После богослужения они собирались для празднований в роскошном школьном зале, украшенном портретами императора и главного пастора, а так же различными произведениями искусства. »

При приходе работали различные благотворительные и культурные учреждения, расположенные в соседних домах: «Старушечий дом престарелых», приют для мальчиков.

В 1934 году храм был закрыт, а в его помещение был устроен спортивный зал. Юношеско-спортивная школа существовала до 1993 года. После этого храм был возвращен к общине, которая в 2005 году возобновила богослужения. Так же в церкви Св. Екатерины проводит свои службы и англиканская церковь.

Храм Св. Екатерины был обязательным местом посещения августейших особо. В нем побывали шведские короли Густав III, Густав IV Адольф, Оскар II, Густав V и принц Вильхельм. .

— Малая Конюшенная, д. 1
8 (812) 603-3280, 8 (812) 603-3281

2. Финская церковь Святой Марии на Большой Конюшенной
История этого небольшого храма на Большой Конюшенной улице восходит к первым годам существования Петербурга, когда на территории города появилась лютеранская община финнов и шведов. Это были бывшие жители Ниеншанца, а так же пленные, взятые русской армией в ходе Северной войны. Первые упоминания о приходе относятся уже к 1703 году.

Хотя и шведы и финны говорили по-шведски, отношения между двумя нациями были далеко не безоблачными. Все это привело в 1745 году к расколу. Шведы обосновались на Малой Конюшенной улице, где была воздвигнута церковь Святой Екатерины, а финны устроились по соседству на Большой Конюшенной улице, где в 1805 году была возведена каменная церковь Святой Марии.

Свое название храм получил в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, известной своей благотворительной деятельностью. Архитектором церкви стал Г. Паульсон. Несмотря на то, что петербургская финская община была гораздо многочисленнее шведской, нетрудно заметить, что церковь Св. Марии значительно уступает своими размерами и оформлением шведскому собору. В этом нашло отражение тот факт, что большинство финнов в Петербурге принадлежали к городским низам, в то время как шведы были купцами и аристократами.

После аннексии Финляндии в 1809 году приход Св. Марии стал быстро расти. В 1890-хх годах церковь вмещавшую 2400 верующих посещало до 17 тысяч человек. Пастор для богослужений приезжал из Финляндии. В 1842-1844 годах при храме была пристроена церковная усадьба. С 1860-годов при церкви возник сиротский приют для девочек. Постоянно действовали воскресные школы.

После революции церковь Св. Марии сильно пострадала, потому что в холодную зиму 1919-1920 года у прихода не было средств для отопления помещения. Позднее, в начале 1920-хх годов здание все-таки удалось отремонтировать. До 1938 года храм продолжал работать. При приходе работало пять конфирмационных школ, которые посещало 800 человек. Лишь в 1938 году, накануне приближающейся войны церковь была закрыта. Все ценности прихода были переданы в Государственный Эрмитаж.

Долгое время в храме находилось общежитие со складом метелок в подвале. С 1970 году в церковном здание разместился Дом природы. Лишь в начале 1990-хх годов храм передали верующим.

Известной достопримечательностью церкви Св. Марии является орган. Первый орган в храме был выполнен мастером С. Г. Талом из Тарту и установлен в 1805 году. В 1876 году его сменил инструмент фирмы «Зауэр». Позднее этот инструмент был передан Тбилисской консерватории. Современный орган храма был изготовлен в Финляндии фирмой Мартти Портана. За его основу были взяты органы Готфрида Зилбермана – известного немецкого мастера органостроения. С декабря 2010 года в церкви Св. Марии проходят регулярные бесплатные органные концерты.

— Большая Конюшенная, д. 8

3. Лютеранская церковь святых Петра и Павла
Первое здание церкви было кирпичным и вмещало всего 1500 тысячи человек. В 1833 году архитектор Александр Брюллов воздвиг новое здание, и уже через 5 лет новую церковь освятили. Сейчас храм полностью перестроен внутри – в советское время там находились склад и бассейн, но внешний облик сохранился практически полностью.

Работая над созданием церкви, Брюллов отошел от классических архитектурных форм. Прямоугольное здание увенчано фигурой ангела, над аркадой второго этажа – барельефные изображения Евангелистов, а перед церковью на высоких постаментах - фигуры апостолов Петра и Павла. Сейчас церковь является действующей, ее свободно могут посещать как верующие, так и туристы.

Развитие лютеранства в Петербурге прежде всего связано с именем Петра I – он окружил себя лютеранскими придворными, женился на лютеранке Марте Скавронской, разрешил лютеранам свободно исповедовать свою веру. Уже в конце XVIII века в Петербурге насчитывалось более 20 тысяч лютеран.

В 1938 году церковь была разгромлена: пастырь репрессирован, часть убранства (то, что смогли вынести) передали Эрмитажу, остальное - в том числе прекрасный орган - уничтожили на месте.

В 1963 году в церковном зале открылся бассейн "Водник", просуществовавший до 1991 года. Для того, чтобы вместить в старый фундамент огромную чашу, здание пришлось капитально перестроить, если не сказать изуродовать. Последствия спортивного вандализма ощущаюся до сих пор: геометрия зала не может быть восстановлена, испорчена акустика, пришлось существенно изменить уровень пола.

Зато время от времени туристов пускают в катакомбы: замурованный бассейн и хозяйственные площади вокруг него. Не так давно заезжий художник запросто предложил руководству церкви украсить облупленные стены. И легкие на подъем лютеране согласились. Отдельные фрески исторического характера делал другой мастер - потомок репрессированных колонистов, которому довелось запомнить это несчастливое переселение народов.

— Невский пр. д. 22-24
8 (812) 571-2423

4. Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта - Армянская церковь Святой Екатерины, самый известный храм Армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге.

Известно, что первые армяне появились в Петербурге почти сразу после основания города. Уже в 1714 году было подано первое прошение о постройке в новой столице армянской церкви, но тогда власти просьбу отклонили. Десять лет спустя Синод разрешил открыть скромный молитвенный дом в деревянном здании на Васильевском острове.

В 1763 году выходит важный указ: о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России. В соответствии с ним, в обеих столицах отвели места под строительство иноверческих церквей. Что касается собственно армянской церкви, то ее одобрила лично Екатерина II (впоследствии она сама не раз бывала в этой церкви).

Участок для строительства был отведен на месте Малой придворной конюшни. Строительство под руководством архитектора Ю. М. Фельтена было окончено уже в 1772. На строительство было потрачено 33 тысячи рублей (немалые по тем временам деньги), причем 30 тысяч из них были пожертвованы И. Л. Лазаревым (О. Лазаряном), тогдашним главой армянской общины и по совместительству придворным ювелиром. За такую жертву община даже позволила Лазареву возвести свой собственный дом на церковной земле (кстати, жилой дом обошелся дороже - в 50 тысяч рублей, и был построен тем же архитектором; позже он тоже отошел церковному приходу).

Церковь Святой Екатерины стала центром армянской культуры в северной столице. При ней работали типография и национальная школа (которая, кстати, открыта и сегодня). В 1887 году Айвазовский подарил церкви картину "Христос на Тивериадском озере", а в 1915 году из ризницы собора Зимнего дворца церкви передали частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя (в советское время они хранились в Эрмитаже, но сейчас возвращены церкви).

В советское время церковь Святой Екатерины, разумеется закрыли. В ней в разное время размещались конторы, склады, штаб ПВО и мастерская декораций театра музыкальной комедии. Но в 1992-м году церковь была возвращена армянской общине. После советского периода истории церкви ее пришлось полностью реставрировать: заново отделывать стены, выстилать пол, возвращать алтарь и крест на куполе. После нескольких лет реставрации, в 2000-м году, Армянская церковь Святой Екатерины была наконец освящена - совместно Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и Верховным Патриархом-Католикосом Всех Армян Гарегином II.

— Невский пр. д. 40-42

5. Костел Святой Екатерины
Храм св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте, более известный как Костел Святой Екатерины - старейший в Петербурге католический храм. Его строительство началось еще в 1763 году.

Когда-то Петр I задумывал разместить на главной улице города церкви всех конфессий - чтобы подчеркнуть многонациональность города и привлечь сюда людей разных вероисповеданий (удивительная религиозная толерантность для начала XVIII века - подобной мы не можем похвастаться даже сейчас!). При Анне Иоанновне, в 1738 году, участок земли на Невском проспекте был отдан католической общине. Здесь сразу же был построен небольшой деревянный молельный дом, а через год архитектор П. А. Трезини разработал проект каменного храма. Проект Трезини, правда, не был реализован, но прием соединения двух церковных домов с собором арками был позаимствован именно из него.

В 50-х годах XVIII века по проекту другого прославленного петербургского архитектора, Антонио Ринальди, были возведены два трехэтажных церковных дома. И только в 1763-м начал строиться сам собор; строительство было закончено еще двадцать лет спустя. Интересно, что в это самое время рядышком на Невском строился "тезка" костела Святой Екатерины - армянская церковь Святой Екатерины. Впрочем, удивляться не приходится: Святая Екатерина была небесной покровительницей правящей императрицы, и благодарные представители общин не задумываясь называли соборы в ее честь.

Авторами проекта стали уже упомянутый Ринальди и другой иностранный зодчий, Ж. Б. Валлен-Деламота. Костел Святой Екатерины построен в стиле раннего классицизма с элементами барокко; главный фасад украшен торжественной аркой, опирающейся на свободно стоящие колонны. Костел был необыкновенно торжественно украшен изнутри; престол специально заказывался в Италии; а огромный образ Святой Екатерины работы Я. Меттенлейтера над главным алтарем был подарен храму лично императрицей. Еще одной гордостью костела был великолепный орган, изготовленный немецкими мастерами. Не уступала и библиотека - в ней насчитывалось более шестидесяти тысяч книг на тридцати (!) языках.

До конца XVIII века костел Святой Екатерины был единственным католическим приходом в Петербурге: здесь молились питерские немцы, французы, поляки и итальянцы. Нижние этажи занимали "Нюрнбергские лавки", где немецкие купцы продавали книги и галантерею.

Прихожанами Костела Святой Екатерины были многие известные иностранцы. Здесь похоронили последнего короля Речи Посполитой С. А. Понятовского, который после уничтожения Речи Екатериной проживал в Петербурге, здесь венчался Огюст Монферран, и здесь же его отпевали

тридцать лет спустя. И именно здесь обвенчались убийца Пушкина Дантес и сестра супруги поэта Екатерина Гончарова. Иностранные гости столицы тоже бывали посетителями костела: сюда заходили О. Бальзак, Ф. Лист, А. Дюма.

В советское время храм был закрыт. За это время была утеряна великолепная библиотека, пришел в негодность орган, было утрачено внутреннее убранство, а то, что еще сохранялось, окончательно уничтожил пожар в 1984 году. Костел Святой Екатерины был отреставрирован только после передачи его обратно католической общине Петербурга (это случилось в 1992 году).

На сегодняшний день католических церквей в Петербурге и окрестностях работает около десятка, но костел святой Екатерины - самый большой и старинный католический храм не только в Петербурге, но и в России. В храме регулярно проходят мессы на шести языках: русском, английском, французском, испанском, латыни и польском. Помимо месс, в костеле Святой Екатерины проводятся занятия воскресной школы, встречи для детей и родителей, лекции, образовательные мероприятия.

— Невский пр. д. 32-34
8 (812) 571-57-95
5 храмов рядом с метро Невский проспект. 1. Шведская церковь святой Екатерины на Малой Конюшенной ...
Рейтинг записи:
5,5 - 33 отзыва
Нравится31
Поделитесь записью с друзьями
Валерия Валерия
Светлана Светлана
Любимый город, город моей юности , моего студенчества.
Наверх