Константиновский дворец
Константиновский дворец – это затея Петра I построить парадный дворец-резиденцию, который превосходил бы своей красотой, богатством Версаль. На момент постройки этого дворца он и вправду именовался восьмым чудом света.
Замыслы первого самодержца реализовались уже после его жизни и со значительными изменениями.
В 1709 году Петр I облюбовал для своего «Версаля» местность в старейшем пригороде Петербурга – Стрельнинской Мызе (южное побережье Финского залива) как наиболее эффектной с точки зрения градостроительства территории.
Первое приморское имение здесь появляется в 1624 году, и владеет им шведский барон. Территорию тогда называют на немецкий манер – Стрална холф, потом это название трансформируется в Стрелен холф, а после Северной войны эти земли, отошедшие России, в дневнике Петра получают имя – Стрелина мыза.
Для работы над резиденцией (дворцы, парки, фонтаны) Петром были привлечены лучшие на тот период архитекторы – Растрелли и Жан-Батист Леблон. Оба представили свои проекты. Петр выбрал работу Леблона как наиболее смелую и дерзновенную. Так и появился в Стрельне Константиновский дворец в стиле итальянского барокко. Забавно, что французский творец Леблон «превзошёл» итальянца Растрелли-старшего как раз в итальянском барокко. Проект Леблона состоял из удивительного ансамбля дворца, грандиозного водного каскада, двух парков (верхний и нижний) и Замка Воды, расположенного на острове напротив. Сам дворец имеет два парадных входа – нарядных фасада – северного (с моря), южного (со стороны Петергофского шоссе).
Возведение парадного императорского ансамбля шло очень активно. Но вот уже через год самодержец «охладевает» к этой «стрельнинской» затее в пользу аналогичного проекта в Петергофе. Смерть императора Петра послужит причиной и длительной остановки работ по возведению стрельнинской резиденции в 1730 году. Дворец накрыт временной кровлей, а окна заколочены.
«Русский Версаль» в Стрельне изначально задумывался как дворец морского царя. Император России на тот момент являлся царем четырех морей, и его желанием было увековечить именно эту свою власть. А какое же может быть морское величие без буйства водных стихий? Задумка Петра должна была воплотиться в великолепии не только дворцов и парков, но и «пирамид водяных» и «затей водных» разных форм. Для это требовались очень сложные технические решения, связанные в том числе с затопление территорий.
Известно, что Петр взял инженера Б.Х. Миниха с собой в Стрельну показать «объект» 23 марта 1721 года. С этого дня судьба Русского Версаля переместилась в Петергоф. Исследователи «подозревают», что Миних в ту поездку взял с собой инженерные бумаги российского гидротехника В. Туволкова, который в то время работал над «запасным» вариантом царской резиденции в Петергофе.
Итак, работы были остановлены. Через 20 лет достраивать Большой дворец поручают Бартоломео Растрелли, но и тогда ансамбль не получает своего завершения. Опять следует перерыв, уже на 40 лет. На рубеже веков Стрельня лишается статуса императорского владения и становится великокняжеской усадьбой. Павел I передает её старшему сыну Константину. А в 1802 году к доработке привлекается А. Воронихин. В 1803 году дворец горит, и его значительно перестраивают – как конструктивно (достроен бельведер, анфилада), так и декоративно (античные интерьеры). Следующую реконструкцию Константиновский дворец «переживет» уже в середине XIX века по решению нового великокняжеского владельца – еще одного Константина (Николаевича). После него усадьба достается Константину Константиновичу и Дмитрию Константиновичу.
Cвое историческое название Константиновский дворец получит в честь сына императора Николая I – великого адмирала Константина Николаевича.
XX век чуть было не прервал историю существования этого дворца совсем. Началось с расстрела хозяина – Дмитрия Константиновича и утраты многих артефактов – книг, коллекций, документов и личных вещей. После октября 1917 года во дворце помещались: школа-колония, санаторий, курсы ВМФ.
А после войны, в частично восстановленных корпусах дворца расположились геофизическое и радиотехническое отделения, а также библиотека и военно-морская кафедра Ленинградского Арктического Училища. После закрытия училища в нем размещались различные фирмы и строение снова пришло в упадок. Никто не решался браться за восстановление комплекса и казалось, что возродить его невозможно.
Канун третьего тысячелетия территория стрельнинского ансамбля передается в Управление делами Президента и за три года дворец полностью восстанавливается по историческим эскизам и чертежам. Вот тогда и исполняется идея Петра, не воплощенная полностью здесь ранее – мосты и фонтаны становятся настоящим украшением всего ансамбля.
Уникальные артефакты и достопримечательности Константиновского дворца:
- Интерьеры Голубого и Мраморного залов-гостиных (арх. Л. Руска);
- Башенка бельведера, ставшая архитектурным акцентом Константиновского дворца и его эстетической завершенностью (арх. Л. Руска). Кстати, помещение этого бельведера стилизовано под каюту корабля, чего нет ни в одном музее столицы. Интерьер выполнен из черешневого дерева. Из бельведера на башню ведет винтовая лестница, башня эта – великолепная смотровая площадка на уровне 30м. над морем. Это было любимым местом первого владельца дворца – Константина Павловича.
- Прекрасная водная панорама из трех больших каналов (трезубец Нептуна), воссозданные по проекту Леблона каменные мосты (20 штук). Причем, три из них разводные. А один из них – почти точная копия Благовещенского моста в столице;
- Коллекция семьи русских музыкантов – Ростроповича-Вишневской. Собрание экспонатов было выкуплено на Сотбис А. Усмановым и подарено Константиновскому дворцу. В него входят картины, скульптуры, фарфор и прочие предметы искусства, которые музыканты собирали (30 лет), мечтая создать себе русский дом на чужбине.
- Коллекция орловского фарфора. Фарфор известен на Руси еще с петровских времен, но собственное производство долго не было налажено из-за отсутствия мастеров. Русскую технологию фарфора изобрел отечественный химик Виноградов, образцы его сервисов украшают дворец Стрельни. Причем, покрытие предметов таких сервисов действительно было «золотым», оно готовилось из монет царской казны!
Конечно, это не полный перечень исторических и культурных сокровищниц Константиновского дворца в Стрельне, входящего сегодня в состав Государственного комплекса «Дворец конгрессов». Но главной его особенностью, без сомнения, является его открытость для туристов, несмотря на его статус. Дворец и парк с фонтанами открыт как для посещения (19 км. от центра Петербурга – катер, автобус), так и для проведения мероприятий и проживания – гостиница Балтийская Звезда и вип-коттеджи.
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 3 ноября 2017 в 03:34
Лучшие публикации