
Малоизвестные драматические театры Петербурга
Сегодня расскажем вам не о мастодонтах, а о малых драматических театрах, живущих вне русла театрального мейнстрима, но без которых карта театрального Петербурга была бы неполной, ведь побывать в городе и не посетить хотя бы один театр — значит не почувствовать, не узнать Петербург.
Петербург — город театральный. Именно здесь, в Северной Пальмире, родился профессиональный русский театр в тот день, когда Елизавета Петровна подписала указ об открытии Александринского театра (30 августа 1756 года). Сейчас в Санкт-Петербурге открыто более 180 театров, работают выдающиеся режиссёры и актёры, проходят самые громкие балетные, оперные и театральные постановки классических и современных авторов, известные и любимые не только в России, но и за рубежом.
1. Театр «За Чёрной речкой»
Всё началось с Театра юношеского творчества, существовавшего при Дворце пионеров имени А. А. Жданова, которым руководил видный театральный педагог М. Г. Дубровин. В основе работы ТЮТа существовало целое театрально-педагогическое направление: дети там не только играли, но в обязательном порядке осваивали одну из театральных профессий — монтировщика, осветителя, костюмера, гримёра, бутафора и так далее. По сути это было воспитание через театр, ведь очень многие учащиеся приобретали потом совершенно другие профессии — становились химиками, врачами, плотниками.
Один из выпускников М. Г. Дубровина, О. Мендельсон, закончив Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, спустя несколько лет был приглашён в Юсуповский дворец на место своего учителя. Через какое-то время возле него образовался достаточно сильный театральный коллектив, который стал создавать очень серьёзные и интересные спектакли — в чём-то даже экспериментальные, революционные. В конце 1970-х годов им стало тесно под крышей Юсуповского дворца, так как сцену предоставляли только один раз в месяц.
Мечта о собственном помещении сбылась в начале января 1980 года, когда коллектив из стен шикарного дворца переехал в неприспособленное помещение в Коломягах. Это был совершенно сознательный выбор — «уйти в народ», в спальный район, сравнимый по численности населения со Псковом. И это дало свои плоды: видимо, энергетика театра была такова, что уже через год-два был обновлён репертуар, а года через три-четыре зрители ехали сюда уже со всего города.
В апреле 1983 года в посёлке Коломяги был официально открыт Молодёжный театр-студия «За Чёрной речкой». С этого момента начинается уникальная история небольшого театра, который ныне стал неотъемлемой частью театральной жизни Петербурга. С 1983 по 1992 год в театре было поставлено более 20 спектаклей для взрослых и детей, многие из которых не раз отмечались критикой: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла, «Дознание» П. Вайса, «Умфолози» Р. Каца, «Вей, ветерок! » Я. Райниса и другие. Спектакли театра посмотрели более 20 тысяч зрителей. В 1987 году театру было присвоено звание «народный», а в 1989 году на базе театра-студии был организован профессиональный театральный коллектив — театр «За Чёрной речкой», сформировавшийся в основном из выпускников студии. В эти годы театр не только в успешно работал Ленинграде, но и гастролировал по России и за рубежом.
В 1994 году театру было предоставлено новое помещение по адресу Богатырский проспект, 4, где он и существует по сей день. За это время театр «За Чёрной речкой» выпустил 18 спектаклей для детей и взрослых, но жемчужиной репертуара является, безусловно, спектакль «Над пропастью во ржи» по мотивам бессмертного произведения Д. Сэлинджера.
— м. Пионерская, Богатырский пр. 4, тел. 7 (812) 643-39-04
2. Театр СПбГУ
Театр при Университете появился осенью 1944 года усилиями актрисы Е. В. Карповой и её помощницы М. И. Питоевой. Для голодного, израненного войной блокадного Ленинграда театр, носивший тогда название «Драма», становится важным явлением, органично связанным с процессом университетского образования и воспитания. Театр объединил студентов многих факультетов. Первые спектакли привлекли к себе внимание театральной общественности. «Ревизор» с Игорем Горбачёвым в главной роли, показанный в Москве на I Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, прославил студенческий театр на всю страну. В 1959-м театральному коллективу Университета было присвоено название «Театр-студия СПбГУ».
В числе именитых актёров, в разные годы игравших в университетском театре, можно назвать Сергея Юрского, Ивана Краско, Вадима Голикова, Татьяну Щуко, Андрея Толубеева, Бориса Смолкина, Любовь Молчалину и других.
В 2004 году, когда руководителем труппы становится М. Н. Дульченко, театр впервые за 60 лет обретает своё помещение на набережной Адмиралтейского канала. С этого времени значительно расширился репертуар. Сейчас в афише насчитывается 12 спектаклей, которые совершенно бесплатно можно посмотреть каждое воскресенье.
— м. Адмиралтейская, наб. Адмиралтейского канала, 27 (вход под арку), тел. 7 (812) 312-51-97
3. Театр драматических импровизаций
«Санкт-Петербургский театр драматических импровизаций» вырос из экспериментальной студии «Театральная мастерская» (ТЕАМАС), организованной студентами курса режиссуры ВПШК под руководством П. П. Подервянского. Первый спектакль с символичным названием «Пора любви» по пьесе В. Катаева был сыгран в марте 1982 года.
Основной костяк труппы объединился в октябре 1989 года в «Театр драматических импровизаций», взяв из прошлого и первоначальный репертуар. Первый спектакль был поставлен по пьесе М. Рощина «Муж и жена снимут комнату». С 1998 года театр существует как благотворительная общественная организация.
В 2005 году театром был реализован важный социальный проект «Шаг на сцену», в рамках которого актёры театра сыграли 12 спектаклей классического и детского репертуара в Колпинской колонии для несовершеннолетних, а также провели занятия по актёрской импровизации.
Летом 2011 года руководитель театра П. П. Подервянский выпустил первый актёрский курс, учившийся по методике импровизации Н. В. Демидова, согласно которой актёр разрушает «четвёртую стену» между сценой и зрительным залом, вычёркивая из игры излишнюю неестественную театральность. Актёры как бы сочиняют спектакли здесь и сейчас. «То, что вы увидите сегодня, никогда не происходило раньше и не повторится потом», — говорит художественный руководитель театра. Многие из выпускников пополнили труппу ТДИ, а один из дипломных спектаклей «Игра в Шекспира» с успехом идёт на сцене.
Почти все спектакли идут без антракта, не давая расслабиться и отвлечься от действия ни актёру, ни зрителю. Сцена — это так называемые открытые подмостки, вокруг которых сидят актёры, выходящие на сценическое пространство словно на ринг. Многие декорации условны — набор модулей и ширм, что восходит к традициям «шекспировских» театров.
За 24 года театр выпустил около 200 спектаклей по произведениям русской и мировой классики и современной драматургии. При театре действует множество студий для детей и взрослых, любительских и профессиональных. Всё это вместе с театром образует театрально-креативный центр «Театра драматических импровизаций».
— м. Кировский завод, пр. Стачек, 72, тел. 7 (921) 097-28-17
4. Театр «Остров»
Петербургский драматический театр «Остров» был основан в 1990 году заслуженным деятелем искусств России Александром Болониным. Труппа сильных профессионалов сразу же заявила о себе сюрреалистическим спектаклем по инсценировке романа В. Набокова «Приглашение на казнь». Эта постановка показала серьёзность поиска театра, не ищущего лёгкого успеха у зрителя, а желающего разговаривать с публикой о глубинных проблемах человеческого духа, разговаривать на материале классических произведений. Это первое впечатление подтвердилось второй и третьей премьерами театра, поставленными в последующие три года: «Гамлет» В. Шекспира и «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
До 1996 года театр встречался со зрителем на разных площадках города, пока не получил в аренду полуподвал на Каменноостровском проспекте, в знаменитом «Доме Бенуа». В октябре-ноябре 1999 года состоялось открытие театра премьерами спектаклей «Заложники», «Король умирает» по пьесе Э. Ионеско и «Извлечение Мастера» по произведению М. Булгакова.
Театр «Остров» пока не может похвастаться финансовой поддержкой со стороны, что делает проект некоммерческим — именно поэтому он стал своеобразной отдушиной и для актёров, и для уставших от стандартных постановок зрителей.
Ещё одной уникальной чертой театра стало тесное сотрудничество с известным писателем, драматургом, киносценаристом Александром Володиным — все последние годы жизни Володин был постоянным зрителем «Острова». Его пьесы по сей день идут на сцене «Острова» под восторженные овации зала, например комедия «Осенний марафон». А в фойе театра устроена выставка, посвящённая жизни и творчеству драматурга.
— м. Петроградская, Каменноостровский пр. 26/28
тел. 7 (812) 346-38-10
5. «Интерьерный театр»
«Интерьерный театр» официально был создан в июле 1988 года. Но впервые город заговорил о новом художественном направлении ещё в конце 70-х годов XX века, когда группа театральных энтузиастов под руководством режиссёра Н. Беляка осуществила постановку «Сцены из „Фауста“» А. С. Пушкина в помещениях Ленинградского дома архитектора. Классический текст разыгрывался в интерьере домашней библиотеки бывшего особняка Половцова, что обозначило эстетическую программу, реализовавшуюся в оригинальном направлении драматического театра — так называемом интерьерном театре.
Архитектурное пространство Петербурга рассматривалось как художественное пространство для различных интерьерных спектаклей. Так возник проект цикла интерьерных спектаклей по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, интерьерные вечера в доме Державина на Фонтанке, постановка пьесы Н. Некрасова «Осенняя скука» в кабинете музея-квартиры поэта, проект «Радикс! », посвящённый русскому авангарду 20-х годов XX века и осуществлённый совместно с парижским театром «Ля Фабрикс» во Дворце спорта «Юбилейный», интерьерный спектакль «День будет…» по пьесе Л. Андреева «Реквием» в выставочном зале «Интерьерного театра» на Невском проспекте.
В 1991 году было положено начало созданию уникальной коллекции карнавальных костюмов по мотивам архитектурных памятников и городской скульптуры Санкт-Петербурга. Костюмы принимали участие во многих значимых городских и международных мероприятиях.
Камерные спектакли театра — лауреаты и дипломанты различных международных театральных фестивалей. В 2005 году на базе театра был набран актёрский курс при СПбГАТИ, выпускники которого стали основой молодой труппы театра и творческим ядром в осуществлении его современных замыслов. В 2012 году был набран следующий актёрский курс.
«Интерьерный театр» является соучредителем арт-центра «Пушкинская, 10», музыкального фестиваля «Три века русского романса», кинотеатрального фестиваля Terra Incognita, посвящённого неизвестным явлениям в искусстве театра и кино.
«Интерьерный театр» всегда представлял интересы петербургской культуры, раскрывал её самобытность и уникальность. За прошедшие 26 лет с момента своего создания реализовал себя как особый театр, который организовывал в различных архитектурных пространствах Петербурга художественные высказывания, вызвавшие значимый социокультурный резонанс.
Сейчас основой деятельности «Интерьерного театра» является создание и регулярный прокат классического и современного камерного репертуара в его помещении на Невском проспекте.
— м. Маяковская, Невский пр. 104, тел. 7 (812) 273-14-54
6. Театр «Особняк»
Появившись в 1989 году на волне театров-студий, «Особняк» остался в числе единиц, сохранивших свою самобытность, да и просто сохранившихся. Может быть, именно потому, что это изначально была не «команда, пошедшая за лидером», а актёрский театр с приглашёнными режиссёрами.
С момента возникновения театра особое внимание публики и критики привлекли постановки И. Ларина, радикально переосмыслявшего классические произведения: «Сон о вишнёвом саде» — эскиз для пяти актёров, «Омрачение» — вариации на тему «Преступления и наказания», «Мимические балеты» на темы живописи Босха и Брейгеля» и другие. Многие постановки с успехом гастролировали по России и за рубежом.
В 1996–2000 годах, с приходом режиссёра В. Михельсона, «Особняк» сосредоточил своё внимание на современной драматургии: спектакли по пьесам М. Угарова «Газета „Русский инвалидъ“ за 18-е июля», «Истребитель», «Зелёные щёки апреля», С. Беккета «Счастливые дни», Ф. К. Креца «246» и так далее неоднократно признавались лауреатами фестивалей камерных театров, были номинантами престижных театральных премий.
С 2006 года в «Особняке» идёт новаторский спектакль «Кроткая» режиссёра Ю. Паниной, в котором объединились психологический текст Ф. М. Достоевского с видеорядом в духе Дэвида Линча.
С 2001 года главным режиссёром театра стал А. Слюсарчук, известный постановками по философским и экзистенциальным текстам Павича, Фриша, Джойса, Аррабаля, Клима, Ионеско, Ницше, Фосе. Его спектакль «Король умирает» (2008) по пьесе Э. Ионеско стал визитной карточкой театра, который в очередной раз последовательно разрушает стандартные принципы театральной выразительности.
Кроме своих спектаклей, в репертуаре «Особняка» регулярно приветствуют работы питерских театров, не имеющих сценической площадки, — Театра марионеток «Кукольный дом», Театральной мастерской «АСБ», театра Lusores.
— м. Петроградская, Каменноостровский пр. 55
7. Театр «Цехъ»
Театр «Цехъ» — это труппа, рождённая в стенах Санкт-Петербургской театральной академии, в мастерской А. А. Праудина. На курсе сошлись молодые ребята, связанные не только любовью к театру и желанием стать артистами, но и идеей поиска новых форм. Получив дипломы в 2013 году, актёры и режиссёры не поспешили расходиться, а решили создать свой театр. Так появился «Цех свободных художников» — молодой театр, репертуар которого поначалу состоял из дипломных и студенческих спектаклей. Но уже тогда они заметно отличались своими неординарными и вызывающими формами, новыми и впечатляющими смыслами. Временной площадкой, на которой «свободные художники» могли репетировать и показывать свои спектакли, стал Камерный театр Малыщицкого.
Уже через год «Цех свободных художников» открыл второй сезон уже на своей площадке в центре Петербурга. Театр был переименован в простое и звучное «Цехъ». Открытие сезона, а также новой площадки театр отметил спектаклем «ФутуризмЗрим», отчётливо отображающим основную концепцию театра «Цехъ».
Сейчас театр «Цехъ» активно развивается: стремительно растёт количество спектаклей, создаётся репертуар детских спектаклей, приглашаются новые режиссёры. Здесь проходят мастер-классы и тренинги по актёрскому мастерству, которые ведут режиссёры и актёры театра. В фойе перед началом спектаклей организуются выставки молодых современных художников, показываются перформансы. Театр «Цехъ» объединяет все виды современного искусства, переосмысливает их и даёт возможность зрителю понять и почувствовать нечто новое, важное и настоящее.
— м. Невский проспект, Конюшенная пл. 2, тел. 7 (981) 743-78-47
8. Театр «Глагол»
Народный театр «Глагол» зародился при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В 1971 году доцент кафедры физической химии Политехнического института А. М. Борщевский основал Театр металлургического факультета (ТМФ). На протяжении 44 лет он является бессменным директором театра.
Первое время театр действовал и как агитбригада института под названием «Политехник». В 1983 году «ТМФ» из факультетского театра становится театром Политехнического института и уже через два года под именем «Глагол» получает почётное звание «народный театр».
За 44 года своего существования театр «Глагол» провёл свыше 1500 выступлений как в стенах своего вуза, так и на гастролях в России, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Туркмении. Постановки театра стали лауреатами многих российских и международных фестивалей.
На сегодняшний день в труппе театра 76 человек, большинство из них — с
Сегодня расскажем вам не о мастодонтах, а о малых драматических театрах, живущих вне русла театрального мейнстрима, но без которых карта театрального Петербурга была бы неполной, ведь побывать в городе и не посетить хотя бы один театр — значит не почувствовать, не узнать Петербург.
Петербург — город театральный. Именно здесь, в Северной Пальмире, родился профессиональный русский театр в тот день, когда Елизавета Петровна подписала указ об открытии Александринского театра (30 августа 1756 года). Сейчас в Санкт-Петербурге открыто более 180 театров, работают выдающиеся режиссёры и актёры, проходят самые громкие балетные, оперные и театральные постановки классических и современных авторов, известные и любимые не только в России, но и за рубежом.
1. Театр «За Чёрной речкой»
Всё началось с Театра юношеского творчества, существовавшего при Дворце пионеров имени А. А. Жданова, которым руководил видный театральный педагог М. Г. Дубровин. В основе работы ТЮТа существовало целое театрально-педагогическое направление: дети там не только играли, но в обязательном порядке осваивали одну из театральных профессий — монтировщика, осветителя, костюмера, гримёра, бутафора и так далее. По сути это было воспитание через театр, ведь очень многие учащиеся приобретали потом совершенно другие профессии — становились химиками, врачами, плотниками.
Один из выпускников М. Г. Дубровина, О. Мендельсон, закончив Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, спустя несколько лет был приглашён в Юсуповский дворец на место своего учителя. Через какое-то время возле него образовался достаточно сильный театральный коллектив, который стал создавать очень серьёзные и интересные спектакли — в чём-то даже экспериментальные, революционные. В конце 1970-х годов им стало тесно под крышей Юсуповского дворца, так как сцену предоставляли только один раз в месяц.
Мечта о собственном помещении сбылась в начале января 1980 года, когда коллектив из стен шикарного дворца переехал в неприспособленное помещение в Коломягах. Это был совершенно сознательный выбор — «уйти в народ», в спальный район, сравнимый по численности населения со Псковом. И это дало свои плоды: видимо, энергетика театра была такова, что уже через год-два был обновлён репертуар, а года через три-четыре зрители ехали сюда уже со всего города.
В апреле 1983 года в посёлке Коломяги был официально открыт Молодёжный театр-студия «За Чёрной речкой». С этого момента начинается уникальная история небольшого театра, который ныне стал неотъемлемой частью театральной жизни Петербурга. С 1983 по 1992 год в театре было поставлено более 20 спектаклей для взрослых и детей, многие из которых не раз отмечались критикой: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, «Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла, «Дознание» П. Вайса, «Умфолози» Р. Каца, «Вей, ветерок! » Я. Райниса и другие. Спектакли театра посмотрели более 20 тысяч зрителей. В 1987 году театру было присвоено звание «народный», а в 1989 году на базе театра-студии был организован профессиональный театральный коллектив — театр «За Чёрной речкой», сформировавшийся в основном из выпускников студии. В эти годы театр не только в успешно работал Ленинграде, но и гастролировал по России и за рубежом.
В 1994 году театру было предоставлено новое помещение по адресу Богатырский проспект, 4, где он и существует по сей день. За это время театр «За Чёрной речкой» выпустил 18 спектаклей для детей и взрослых, но жемчужиной репертуара является, безусловно, спектакль «Над пропастью во ржи» по мотивам бессмертного произведения Д. Сэлинджера.
— м. Пионерская, Богатырский пр. 4, тел. 7 (812) 643-39-04
2. Театр СПбГУ
Театр при Университете появился осенью 1944 года усилиями актрисы Е. В. Карповой и её помощницы М. И. Питоевой. Для голодного, израненного войной блокадного Ленинграда театр, носивший тогда название «Драма», становится важным явлением, органично связанным с процессом университетского образования и воспитания. Театр объединил студентов многих факультетов. Первые спектакли привлекли к себе внимание театральной общественности. «Ревизор» с Игорем Горбачёвым в главной роли, показанный в Москве на I Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, прославил студенческий театр на всю страну. В 1959-м театральному коллективу Университета было присвоено название «Театр-студия СПбГУ».
В числе именитых актёров, в разные годы игравших в университетском театре, можно назвать Сергея Юрского, Ивана Краско, Вадима Голикова, Татьяну Щуко, Андрея Толубеева, Бориса Смолкина, Любовь Молчалину и других.
В 2004 году, когда руководителем труппы становится М. Н. Дульченко, театр впервые за 60 лет обретает своё помещение на набережной Адмиралтейского канала. С этого времени значительно расширился репертуар. Сейчас в афише насчитывается 12 спектаклей, которые совершенно бесплатно можно посмотреть каждое воскресенье.
— м. Адмиралтейская, наб. Адмиралтейского канала, 27 (вход под арку), тел. 7 (812) 312-51-97
3. Театр драматических импровизаций
«Санкт-Петербургский театр драматических импровизаций» вырос из экспериментальной студии «Театральная мастерская» (ТЕАМАС), организованной студентами курса режиссуры ВПШК под руководством П. П. Подервянского. Первый спектакль с символичным названием «Пора любви» по пьесе В. Катаева был сыгран в марте 1982 года.
Основной костяк труппы объединился в октябре 1989 года в «Театр драматических импровизаций», взяв из прошлого и первоначальный репертуар. Первый спектакль был поставлен по пьесе М. Рощина «Муж и жена снимут комнату». С 1998 года театр существует как благотворительная общественная организация.
В 2005 году театром был реализован важный социальный проект «Шаг на сцену», в рамках которого актёры театра сыграли 12 спектаклей классического и детского репертуара в Колпинской колонии для несовершеннолетних, а также провели занятия по актёрской импровизации.
Летом 2011 года руководитель театра П. П. Подервянский выпустил первый актёрский курс, учившийся по методике импровизации Н. В. Демидова, согласно которой актёр разрушает «четвёртую стену» между сценой и зрительным залом, вычёркивая из игры излишнюю неестественную театральность. Актёры как бы сочиняют спектакли здесь и сейчас. «То, что вы увидите сегодня, никогда не происходило раньше и не повторится потом», — говорит художественный руководитель театра. Многие из выпускников пополнили труппу ТДИ, а один из дипломных спектаклей «Игра в Шекспира» с успехом идёт на сцене.
Почти все спектакли идут без антракта, не давая расслабиться и отвлечься от действия ни актёру, ни зрителю. Сцена — это так называемые открытые подмостки, вокруг которых сидят актёры, выходящие на сценическое пространство словно на ринг. Многие декорации условны — набор модулей и ширм, что восходит к традициям «шекспировских» театров.
За 24 года театр выпустил около 200 спектаклей по произведениям русской и мировой классики и современной драматургии. При театре действует множество студий для детей и взрослых, любительских и профессиональных. Всё это вместе с театром образует театрально-креативный центр «Театра драматических импровизаций».
— м. Кировский завод, пр. Стачек, 72, тел. 7 (921) 097-28-17
4. Театр «Остров»
Петербургский драматический театр «Остров» был основан в 1990 году заслуженным деятелем искусств России Александром Болониным. Труппа сильных профессионалов сразу же заявила о себе сюрреалистическим спектаклем по инсценировке романа В. Набокова «Приглашение на казнь». Эта постановка показала серьёзность поиска театра, не ищущего лёгкого успеха у зрителя, а желающего разговаривать с публикой о глубинных проблемах человеческого духа, разговаривать на материале классических произведений. Это первое впечатление подтвердилось второй и третьей премьерами театра, поставленными в последующие три года: «Гамлет» В. Шекспира и «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
До 1996 года театр встречался со зрителем на разных площадках города, пока не получил в аренду полуподвал на Каменноостровском проспекте, в знаменитом «Доме Бенуа». В октябре-ноябре 1999 года состоялось открытие театра премьерами спектаклей «Заложники», «Король умирает» по пьесе Э. Ионеско и «Извлечение Мастера» по произведению М. Булгакова.
Театр «Остров» пока не может похвастаться финансовой поддержкой со стороны, что делает проект некоммерческим — именно поэтому он стал своеобразной отдушиной и для актёров, и для уставших от стандартных постановок зрителей.
Ещё одной уникальной чертой театра стало тесное сотрудничество с известным писателем, драматургом, киносценаристом Александром Володиным — все последние годы жизни Володин был постоянным зрителем «Острова». Его пьесы по сей день идут на сцене «Острова» под восторженные овации зала, например комедия «Осенний марафон». А в фойе театра устроена выставка, посвящённая жизни и творчеству драматурга.
— м. Петроградская, Каменноостровский пр. 26/28
тел. 7 (812) 346-38-10
5. «Интерьерный театр»
«Интерьерный театр» официально был создан в июле 1988 года. Но впервые город заговорил о новом художественном направлении ещё в конце 70-х годов XX века, когда группа театральных энтузиастов под руководством режиссёра Н. Беляка осуществила постановку «Сцены из „Фауста“» А. С. Пушкина в помещениях Ленинградского дома архитектора. Классический текст разыгрывался в интерьере домашней библиотеки бывшего особняка Половцова, что обозначило эстетическую программу, реализовавшуюся в оригинальном направлении драматического театра — так называемом интерьерном театре.
Архитектурное пространство Петербурга рассматривалось как художественное пространство для различных интерьерных спектаклей. Так возник проект цикла интерьерных спектаклей по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, интерьерные вечера в доме Державина на Фонтанке, постановка пьесы Н. Некрасова «Осенняя скука» в кабинете музея-квартиры поэта, проект «Радикс! », посвящённый русскому авангарду 20-х годов XX века и осуществлённый совместно с парижским театром «Ля Фабрикс» во Дворце спорта «Юбилейный», интерьерный спектакль «День будет…» по пьесе Л. Андреева «Реквием» в выставочном зале «Интерьерного театра» на Невском проспекте.
В 1991 году было положено начало созданию уникальной коллекции карнавальных костюмов по мотивам архитектурных памятников и городской скульптуры Санкт-Петербурга. Костюмы принимали участие во многих значимых городских и международных мероприятиях.
Камерные спектакли театра — лауреаты и дипломанты различных международных театральных фестивалей. В 2005 году на базе театра был набран актёрский курс при СПбГАТИ, выпускники которого стали основой молодой труппы театра и творческим ядром в осуществлении его современных замыслов. В 2012 году был набран следующий актёрский курс.
«Интерьерный театр» является соучредителем арт-центра «Пушкинская, 10», музыкального фестиваля «Три века русского романса», кинотеатрального фестиваля Terra Incognita, посвящённого неизвестным явлениям в искусстве театра и кино.
«Интерьерный театр» всегда представлял интересы петербургской культуры, раскрывал её самобытность и уникальность. За прошедшие 26 лет с момента своего создания реализовал себя как особый театр, который организовывал в различных архитектурных пространствах Петербурга художественные высказывания, вызвавшие значимый социокультурный резонанс.
Сейчас основой деятельности «Интерьерного театра» является создание и регулярный прокат классического и современного камерного репертуара в его помещении на Невском проспекте.
— м. Маяковская, Невский пр. 104, тел. 7 (812) 273-14-54
6. Театр «Особняк»
Появившись в 1989 году на волне театров-студий, «Особняк» остался в числе единиц, сохранивших свою самобытность, да и просто сохранившихся. Может быть, именно потому, что это изначально была не «команда, пошедшая за лидером», а актёрский театр с приглашёнными режиссёрами.
С момента возникновения театра особое внимание публики и критики привлекли постановки И. Ларина, радикально переосмыслявшего классические произведения: «Сон о вишнёвом саде» — эскиз для пяти актёров, «Омрачение» — вариации на тему «Преступления и наказания», «Мимические балеты» на темы живописи Босха и Брейгеля» и другие. Многие постановки с успехом гастролировали по России и за рубежом.
В 1996–2000 годах, с приходом режиссёра В. Михельсона, «Особняк» сосредоточил своё внимание на современной драматургии: спектакли по пьесам М. Угарова «Газета „Русский инвалидъ“ за 18-е июля», «Истребитель», «Зелёные щёки апреля», С. Беккета «Счастливые дни», Ф. К. Креца «246» и так далее неоднократно признавались лауреатами фестивалей камерных театров, были номинантами престижных театральных премий.
С 2006 года в «Особняке» идёт новаторский спектакль «Кроткая» режиссёра Ю. Паниной, в котором объединились психологический текст Ф. М. Достоевского с видеорядом в духе Дэвида Линча.
С 2001 года главным режиссёром театра стал А. Слюсарчук, известный постановками по философским и экзистенциальным текстам Павича, Фриша, Джойса, Аррабаля, Клима, Ионеско, Ницше, Фосе. Его спектакль «Король умирает» (2008) по пьесе Э. Ионеско стал визитной карточкой театра, который в очередной раз последовательно разрушает стандартные принципы театральной выразительности.
Кроме своих спектаклей, в репертуаре «Особняка» регулярно приветствуют работы питерских театров, не имеющих сценической площадки, — Театра марионеток «Кукольный дом», Театральной мастерской «АСБ», театра Lusores.
— м. Петроградская, Каменноостровский пр. 55
7. Театр «Цехъ»
Театр «Цехъ» — это труппа, рождённая в стенах Санкт-Петербургской театральной академии, в мастерской А. А. Праудина. На курсе сошлись молодые ребята, связанные не только любовью к театру и желанием стать артистами, но и идеей поиска новых форм. Получив дипломы в 2013 году, актёры и режиссёры не поспешили расходиться, а решили создать свой театр. Так появился «Цех свободных художников» — молодой театр, репертуар которого поначалу состоял из дипломных и студенческих спектаклей. Но уже тогда они заметно отличались своими неординарными и вызывающими формами, новыми и впечатляющими смыслами. Временной площадкой, на которой «свободные художники» могли репетировать и показывать свои спектакли, стал Камерный театр Малыщицкого.
Уже через год «Цех свободных художников» открыл второй сезон уже на своей площадке в центре Петербурга. Театр был переименован в простое и звучное «Цехъ». Открытие сезона, а также новой площадки театр отметил спектаклем «ФутуризмЗрим», отчётливо отображающим основную концепцию театра «Цехъ».
Сейчас театр «Цехъ» активно развивается: стремительно растёт количество спектаклей, создаётся репертуар детских спектаклей, приглашаются новые режиссёры. Здесь проходят мастер-классы и тренинги по актёрскому мастерству, которые ведут режиссёры и актёры театра. В фойе перед началом спектаклей организуются выставки молодых современных художников, показываются перформансы. Театр «Цехъ» объединяет все виды современного искусства, переосмысливает их и даёт возможность зрителю понять и почувствовать нечто новое, важное и настоящее.
— м. Невский проспект, Конюшенная пл. 2, тел. 7 (981) 743-78-47
8. Театр «Глагол»
Народный театр «Глагол» зародился при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В 1971 году доцент кафедры физической химии Политехнического института А. М. Борщевский основал Театр металлургического факультета (ТМФ). На протяжении 44 лет он является бессменным директором театра.
Первое время театр действовал и как агитбригада института под названием «Политехник». В 1983 году «ТМФ» из факультетского театра становится театром Политехнического института и уже через два года под именем «Глагол» получает почётное звание «народный театр».
За 44 года своего существования театр «Глагол» провёл свыше 1500 выступлений как в стенах своего вуза, так и на гастролях в России, Латвии, Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Туркмении. Постановки театра стали лауреатами многих российских и международных фестивалей.
На сегодняшний день в труппе театра 76 человек, большинство из них — с

Следующая запись: Город в тумане, осень и тишина.
Лучшие публикации