Надо знать: 9 достопримечательностей Фонтанки.
1. Летний сад.
Первый и до сих пор главный сад в Петербурге. Его не раз перестраивали, так что многое из задуманного изначально или построено в XVIII веке, уже давно уничтожено и забыто. Например, акведук (на его месте — Пантелеймоновский мост), или первые фонтаны (их уничтожила Екатерина Вторая, ненавидевшая эти сооружения всей душой), или Поперечный канал и другие водоемы (их прорыли при Петре, когда предполагалось, что иных дорог, кроме водных, в городе не будет).
Главная жемчужина сада — его скульптуры — осталась на месте. Некоторые стали заказывать еще при Петре Первом, большинство из которых было создано в XVII — XVIII веках.
Кроме того, в саду же находится знаменитая невская решетка, ставшая визитной карточкой Петербурга еще в царскую эпоху. 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.
Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытесывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Последние три месяца мастера работали без смен, чтобы «в поправлении своих домишков в зимнее время меж сменами побольше времени дома быть».
Всего, «для постановления на столбах железной решетки у Летнего сада» трудилось посменно 144 каменщика. Несмотря на большое наводнение 10 (21) сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.
Поэт К.Н. Батюшков отметил: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в её рисунке». В 1824 году учёный-минералог Д.И. Соколов писал: «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира».
2. Летний дворец.
Очень скромный — других тогда не строили — двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках. Кстати, об этом дворце и его строителе написал хорошую петербургскую песню бард Александр Городницкий.
3. Инженерный замок.
Единственный в истории российской архитектуры случай, когда дворец частного лица назван в честь святого, Архангела Михаила, покровителя Дома Романовых.
Легенда гласит, что на месте, где ныне находится замок, к стоявшему в карауле солдату явился святой Михаил и повелел строить здесь царский дом. Во всяком случае, именно этим фактом Павел I объяснял причины столь поспешного строительства новой царской резиденции.Но успел он прожить здесь недолго: вселился в 1801 году, а 1 марта пал жертвой заговора, после чего на двадцать лет здание пришло в запустение: украшения и стены успели покрыться пылью, никто из царственных особ здание не посещал. Кстати, считается, что в замке до сих пор живет призрак убиенного императора: ходит и пугает всех.
4. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Музей был открыт к столетию с Дня рождения Ахматовой в 1989 году. Поэтесса жила тут в дворовом флигеле с 1924 по 1952 год. Тогда в здании располагался Институт Арктики и Антарктики, потому все гости Ахматовой должны были получить пропуска для того, чтобы зайти чаю попить. У самой поэтессы был специальный пропуск, в графе «должность» которого было указано «жилец».
Именно тут писательница пережила самые страшные годы сталинских репрессий: тогда были арестованы ее сын Лев и третий муж Николай Пунин. Первый в итоге выжил и стал одним из идеологов возрождения Руси, любимым нашими патриотами. Второй погиб в 1953 году. Пальто Пунина Ахматова так и оставила висеть у входной двери, после того, как мужа забрали: в ожидании владельца. Пунин не вернулся, а оно до сих пор на том же самом месте.
5. Аничков мост.
Один из самых знаменитых мостов Петербурга. Знаменитые кони, отлитые Клодтом, стали символом города, постоянно тиражируемым на открытках, в книгах и фильмах.
Клодта по праву считают главным скульптором-анималистом в истории российского искусства. Зверушки на памятнике Крылову были тщательно «списаны» с реальных (даже львы и козы). С конями — та же история. Всадник, пытающийся их окучить, оказался куда более схематичным, чем лошади с жилистыми ногами. Сами скульптуры Клодт неоднократно тиражировал для монарших дворов Европы по просьбе Николая Первого.
6. Аничков дворец.
Когда-то Аничков дворец должен был украсить въезд в Петербург, граница которого в середине XVIII века проходила по Фонтанке. Его начали строить в 1741 году по указу Елизаветы Петровны, которая подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец отошел к его брату Кириллу Разумовскому, а затем Екатерина Вторая выкупила его, чтобы передать в качестве подарка своему фавориту Григорию Потемкину. В качестве подарка Аничков дворец использовал и Николай Первый, отдавший его сыну, будущему Александру Второму. После революции этот дворец подарили детям: в 1937 году тут открыли Дворец Пионеров, который существует до сих пор. Говорят, тут живет призрак некой белой дамы.
7. Дворец Белосельских-Белозерских.
Известное всем творение архитектора Штакеншнейдера (автора дворцов для детей Николая Первого, в том числе и Мариинского). Первоначальный заказчик дворца, Эспер Белосельский-Белозерский, не дожил даже до начала строительства первого этажа.
Теперь тут находится Музей становления демократии в современной России, носящий имя первого мэра города Анатолия Собчака, а также одна из первых в Петербурге выставок восковых фигур. Кроме того, здесь нередко проводятся и концерты (в 2013-м, накануне «перехода в другое состояние» тут выступала группа «Аквариум»).
8. Дом Толстого.
Никакого отношения ко Льву Николаевичу — и другим писателям со знаменитой фамилией — этот дом не имеет отношения. Автор «Войны и мира» умер за год до окончания строительства здания в 1911 году. Спроектировал его знаменитый архитектор Лидваль для генерал-майора Петра Толстого. Главная достопримечательность здания — тройные арки. Проходящую через них дорогу неофициально называют «Улица Зодчего Лидваля». Само здание стало визитной карточкой того района, а внутри сооружения обосновалось сразу несколько знаменитых ресторанов из квартала на Рубинштейна.
9. Музей-усадьба Державина.
Это филиал пушкинского музея: имя Державина, который «нас заметил и, в гроб сходя, благословил», навсегда связано с именем великого поэта. Сам особняк был построен в 1780 — 1790 годы. С 1811 года тут собирались на «Беседы любителей русского слова», а потом здание перестроили под нужды Римско-католической духовной коллегии. Восстановили и превратили в музей особняк уже в начале 2000-х годов, заодно и благоустроив знаменитый Польский сад.
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 15 июля 2017 в 14:14
Лучшие публикации