Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Питер: Инструкция по применению
Невоплощённый Петербург — 10 нереализованных архитектурных проектов

1. Исаакиевский собор по проекту Антонио Ринальди

Пётр I родился 30 мая, в день памяти византийского святого Исаакия Далматского. Именно поэтому в 1710 году в Санкт-Петербурге появилась деревянная Исаакиевская церковь. Вторая (каменная) Исаакиевская церковь, была заложена в 1717 году, — и строительство, и эксплуатацию этого здания сопровождали постоянные проблемы: пожар 1735 года, вызванный ударом молнии в шпиль, близкое расположение относительно Невы (21 метр) и слабость фундамента. Всё это предрешило судьбу храма: в 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди.

Однако к моменту смерти Екатерины II собор был построен всего лишь наполовину. Павел I приказал передать оставшийся мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор быстро достроить в кирпиче. В результате пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.

Получившееся в результате здание стало объектом насмешек горожан, в том числе родилась следующая эпиграмма:

«Се памятник двух царств,
Обоим им приличный,
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный».
А проект Ринальди так и не был полностью реализован.

2. Мост Кулибина

Известный изобретатель-самоучка Кулибин приехал в Петербург в 1769 году, в то время городе существовал только один Исаакиевский плашкоутный мост, соединявший Васильевский и Адмиралтейский острова. В периоды ледохода и ледостава он на несколько недель разводился.
Кулибин приступил к разработке проекта постоянного моста через Неву в 1769 году. Он решил спроектировать одноарочный деревянный мост пролётом около 300 метров. В 1771 и 1772 годах он создал два проекта моста, но они не были реализованы из-за «сумлений» в надёжности сооружения, высказанных некоторыми учёными Академии наук.

Третья модель в масштабе 1:10 была сооружена в период с 1 мая 1775-го по 1 сентября 1776 года. Пролёт её был равен 30 метрам, а масса — 5,4 тонны. Сооружалась она во дворе дома, где жил Кулибин (сейчас это угол набережной Лейтенанта Шмидта и 7-й линии Васильевского острова), и там же 27 декабря 1776 года производились её испытания в присутствии членов комиссии, назначенной Академическим собранием. Испытания модели прошли с триумфом и принесли Кулибину заслуженную славу.

Несмотря на единодушное признание комиссией Академии наук технической возможности постройки моста через Неву по проекту Кулибина, его идея всё же не была осуществлена. Деревянный мост был бы слишком недолговечным, расходы на его постройку были бы неоправданными. К тому же огромный изогнутый неразводной мост мог затмить другие доминанты центра города и испортить виды на набережную.

3. Театр оперы на Марсовом поле

В 1884 году в связи с закрытием Большого театра в Петербурге (позже перестроенного под Консерваторию) был объявлен конкурс на здание нового оперного и балетного театра, по итогам которого 1888 году был одобрен любопытный проект здания работы архитектора В. А. Шрётнера в стиле эклектика.

Театр планировалось разместить в северной части Царицына луга (теперь Марсово поле), фасад должен был смотреть на Неву. Вместимость театра рассчитывалась на 2070 человек, предполагалось построить его из несгораемых материалов. Две трети поля должны были остаться свободными для парадов.

Однако проект не был осуществлён из-за отсутствия средств.

4. «Новый Петербург» — застройка острова Голодай

В конце XIX века западная часть острова Голодай (в наше время остров Декабристов) представляла собой заболоченный пустырь, часто затоплявшийся во время осенних наводнений. Впервые проект жилой застройки западной части острова был выдвинут ещё в 1898 году, когда участок земли на этой территории был приобретён кандидатом коммерческих наук Герасимом Шалитом. В ноябре того же года было создано строительное общество «Новый Петербург». Остров предполагалось осушить и построить около 600 домов различных типов. В 1899–1900 годах по проекту архитектора В. Ф. Розинского было построено два доходных дома (сейчас это переулок Каховского, 7 и 10).

Но совершенно иное развитие проект получил в 1911 году, когда землю на Голодае купил у Шалита итальянский миллиардер, поэт и меценат Рикардо Гуалино (1879–1964). Позже он писал об этом так: «Ни одно другое начинание не было для меня столь заманчивым… Создать город, воздвигнуть за несколько лет дороги, кишащие народом, залитые светом, соорудить десятки современных зданий, одним словом — создать жизнь там, где было безмолвие».

К проектированию «Нового Петербурга» Гуалино привлёк ведущих русских архитекторов Ивана Фомина и Фёдора Лидваля. Сначала взялись за перестройку четырёхэтажного дома, построенного Шалитом в 1899 году. Из безликого сооружения он был превращён Фоминым в великолепный образец петербургского неоклассицизма (ныне переулок Каховского, 10; надстроен в советское время). Одновременно начались масштабные работы по подъёму грунта.

По проекту Фомина центром нового района предполагалось сделать полукруглую Большую площадь, к которой сходились шесть основных магистралей, главной из них должен был стать Морской проспект. Острова Жадимировского и Кашеваров предполагалось соединить с Голодаем, оставив глубокую гавань для яхт. Вдоль берега Малой Невы и Финского залива планировалось построить Морскую набережную по образцу набережной Манхэттена в Нью-Йорке.

Однако Первая мировая война затормозила строительство, а революция 1917 года сделала невозможной дальнейшую работу Гуалино в России. О проекте напоминают ныне существующие дома по адресам: переулок Каховского, 2, 7, 10 и 5/34 и 7/19 на углу проспекта КИМа и Железноводской улицы.

5. Проект метро Балинского

Самые ранние проекты петербургского метро относят к началу 1820-х. Но самой изящной считают разработку инженера Балинского с надземными путями, соединяющими все императорские вокзалы.

«Метро Балинского», которое инженер спроектировал под занавес XIX века, мастеру виделось надземным — массивные металлические эстакады должны были испещрить чуть ли не весь город, протянуться над реками, соединяя вокзалы. При взгляде на изображения этой надземки, выполненные русским художником Николаем Каразиным, в памяти всплывают образы паровозов над Третьей авеню в Нью-Йорке или того больше — фантастические стимпанк-миры.

Инженера поддерживал сам министр внутренних дел Российской империи И. Л. Горемыкин, но проект отклонили сначала в связи с отставкой Горемыкина, а в 1901 году обновлённый проект отклонила городская дума.

6. Дом «Зингер» — небоскрёб

Американская компания «Зингер» нашла в России огромный рынок сбыта ещё в конце XIX века. На рубеже веков у главы компании Георга Нейдлингера было более 60 дилерских центров по всей России, поэтому возникла идея строительства нового российского главного офиса. Тем более что компания в 1902 году открыла свой завод по производству швейных машинок в Подольске.

Американцы хотели создать в Петербурге здание, подобное небоскрёбу компании в Нью-Йорке, но их убедили спроектировать строение нормальной высоты, но украшенное огромными витринами и стеклянной башней с подсветкой и шаром диаметром почти три метра.

7. Башня Татлина (III Интернационала)

Башня советского архитектора В. Е. Татлина, или башня III Интернационала, — монументальное здание-памятник — посвящение III Интернационалу, а вместе с этим и художественный символ революции, устремлённый в будущее.

Модель грандиозной башни Татлин построил в 1919–1920 годах. По задумке, это должна была бы быть 400-метровая башня из стекла и стали, спирально суживающаяся кверху под углом в 23,5 градуса. На самый верх конструкции можно было бы подняться и посмотреть на город с колоссальной высоты. Для этого внутри оборудовали бы специальные механические устройства.

Но даже в годы проектирования общественность говорила, что башня III Интернационала никогда не увидит свет: сооружение было вне тогдашних возможностей. А в конце 1920-х годов руководство страны охладело к авангардизму и башня не была построена.

8. Сталинский проект застройки Московского района

Осенью 1935 года был разработан первый в истории города Генеральный план развития Ленинграда. Развитие города предполагалось в южном направлении, ибо северные территории считались «болотистыми и непригодными для строительства». Вызвано это было в том числе и близким расположением города к финской границе.

Предполагалось создать новый центр города, представляющий собой сложную систему площадей и магистралей к югу от старых районов. Центральной осью этой системы должен был стать Международный проспект (с 1950-го — проспект Сталина, с 1956 года — Московский проспект), идущий с севера на юг строго по Пулковскому меридиану.

Он соединял исторический центр Ленинграда с новой площадью, завершающей проспект в южной части (1968 года она называется Московская площадь), — здесь должно было находиться главное административное здание будущего города — Дом Советов. Здание было построено в 1936–1941 годах группой архитекторов под руководством академика Н. А. Троцкого, победившей в конкурсе.

Свои впечатляющие работы на конкурс предлагали также Г. А. Симонов, Е. И. Катонин, Я. Н. Лукин, Е. А. Левинсон, Л. А. Ильин, А. И. Гегелло, Л. В. Руднев. Московская площадь должна была быть намного больше — 38-50 гектаров вместо реализованных 11. Планировали запроектировать центральную площадь с трибунами для проведения военных парадов и демонстраций. Всё это великолепие могло украсить Ленинград уже к середине 1940-х годов. Великая Отечественная война помешала реализации этих планов. В конечном итоге из Генерального плана 1935 года ничего не было реализовано, кроме самого Дома Советов.

9. Альтернативные проекты второй сцены Мариинского театра

В 1997 году руководитель театра Валерий Гергиев выступил с предложением к президенту РФ Б. Н. Ельцину построить новый театр.

Первый проект нового здания, автором которого выступил американский архитектор Эрик Мосс, был создан в 1999 году и отклонён из-за несоответствия российским строительным нормам. Петербуржская общественность негативно восприняла этот проект, а сам автор образно описывал его как «брошенные на землю мешки с мусором».

В 2003 году по итогам международного конкурса, в котором приняли участие шесть зарубежных и пять российских авторских коллективов, проектировщиком сцены стал французский архитектор Доминик Перро. Строительство второй сцены должно было начаться в 2005 году и завершиться в 2009-м. Доминик Перро в 2006 году был отстранён от разработки своего проекта из-за отказа Главгосэкспертизы его согласовать, после чего предпринимались попытки упростить проект здания, но в конечном итоге оно не было построено.

В итоге реализован был проект, представленный канадским бюро Diamond & Schmitt Architects в 2009 году.

10. Здание на Мойке, 102 по проекту Эрика ван Эгераата

В 2010 году известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат разработал проект шестиэтажного жилого дома с двухслойным фасадом, плоской крышей и скруглёнными углами, расположенного вдоль набережной реки Мойки.

Согласно идее автора, в новом жилом здании должны были размещаться 18 элитных квартир различных размеров и 2 просторных пентхауса с собственной террасой на крыше, откуда открывался бы впечатляющий вид на исторический центр города. Согласно первоначальному плану, строительство жилого комплекса должно было завершиться в 2011 году, однако в 2012 году инвесторы отказались от реализации проекта Эрика ван Эгераата.

В настоящее время на этом месте ведётся строительство клубного дома Art View House от компании «Охта групп», сдача которого намечена на III квартал 2018 года.
Рейтинг записи:
5,5 - 42 отзыва
Нравится41
Поделитесь записью с друзьями
Валерия Валерия
Наверх