Неоклассицизм, модерн и конструктивизм: маршрут вокруг «Пяти углов»
Известный каждому район Петербурга не раз прославляли в песнях, и он до сих пор остаётся вдохновляющим местом для многих жителей и гостей Северной столицы. Более того, здесь расположилось множество памятников архитектуры с многовековой историей. Предлагает поближе присмотреться к «Пяти углам» и, возможно, открыть новые точки на карте, на которые раньше не всегда обращали внимание.
1. Толстовский дом
Доходный дом одного из родственников знаменитого писателя привлекает внимание и случайных прохожих, и молодожёнов, которые едут сюда, чтобы устроить фотосессию. Дом графа Михаила Толстого построили в начале двадцатого века по проекту Фёдора Лидваля, одного из идеологов северного модерна. Еще при строительстве предполагалось, что в доме будут жить представители всех сословий, и принцип этот сохраняет силу до сих пор. Отделка дома изобилует ренессансными арками-проездами и лоджиями.
В наши дни технические этажи кое-где превратили в мансарды. Время внесло свои изменения как в само здание, так и в прилегающую территорию. Например, если раньше проезды проходили по центру дворов, то в советские годы здесь разбили газоны, общественные пространства превратили в парадные места для массовых шествий.
— набережная реки Фонтанки, 54
2. Дом-коммуна «Слеза социализма»
Сегодня облик этого дома, возможно, и не привлечёт взгляд случайного прохожего. Гораздо больший интерес вызывает история здания. Построили его в первой половине двадцатого века по проекту именитого архитектора Андрея Оля, благодаря паям инженеров и писателей. Одним из самых известных обитателей дома была Ольга Берггольц.
В одной из своих книг она называла его нелепым и добавляла, что выстроили многоквартирник в знак борьбы со «старым бытом»: в квартирах не было кухонь и личных передних. Обитатели вместе готовили, вместе отдыхали и занимались с детьми. Но мечта «слезинцев» продержалась недолго: уже в шестидесятых на Рубинштейна, 7 провели перепланировку, в каждой квартире появилась отдельная кухня и туалет.
— улица Рубинштейна, дом 7
3. Дом Бажанова
Объединение в начале двадцатого века было необходимо не только творческой интеллигенции, но и промышленникам и торговцам. Именно по просьбе распорядителя торгово-промышленного товарищества в 1907 году и начали строить дом на Марата, 72. Здесь планировали разместить квартиры для участников этого самого товарищества. Кроме жилых помещений в строении были столовые, зал заседаний и даже конюшня. Сам Бажанов жил в квартире под номером сорок. В ней до сих пор сохранилось убранство, от приёмной до каминов. Один из них, «Вольга и Микула», выполнен по эскизам Михаила Врубеля.
— ул. Марата, д.72
4. Дом Алексея Бубыря
Если вы ищите яркий образец северного модерна, присмотритесь к зданию на Стремянной, 11. Расположенный на узком участке, дом появился на карте Петербурга в начале двадцатого века как доходный. Пройти мимо него достаточно сложно: динамичные формы фасада, красный финляндский гранит в облицовке первого этажа, глазурованная керамическая плитка, уникальный скульптурный декор придают зданию некоторой сказочности.
Работали над проектом постройки архитекторы Алексей Бубырь и Николай Васильев. При этом результат превзошёл все ожидания, да так, что вскоре постройки Бубырь выкупил здание и обустроил в нём собственную мастерскую.
— ул. Стремянная, д.11
5. Дом Гавриила Барановского
Оригинальный дом в стиле петербургского модерна появился на улице Достоевского в 1897-м году. Когда Гавриил Барановский только принялся проектировать здание, он намеренно отказался от декоративной отделки и вообще решил свести декор к минимуму. Окна без наличников, светло-охристый кирпич в облицовке стен — при таком торжестве минимализма ленточные балконы выглядели выдающейся чертой постройки. Стоит заглянуть и внутрь дома — лестницы местных парадных можно назвать настоящим произведением искусства.
— ул. Достоевского, д.36
6. Дом и типография Березина
Первый номер «Правды», серебряная медаль на конкурсе фасадов, захват красногрвардейцами — здание на улице Социалистической имеет богатую историю. Несколько десятилетий подряд здесь располагалась одна из лучших типографий Петербурга, однако в девяностых помещения решили «модернизировать», и за почти вековыми стенами развернулся бизнес-центр.
Впрочем, это не единственное изменение, коснувшееся дома Березина. Изначально он состоял из пяти этажей (первые два — из серого мрамора, третий и четвёртый — из кирпича, в отделке пятого использовали изразцовую зелёную плитку), но сегодня есть и шестой. Надстроенный значительно позже, он существенно исказил силуэт строения.
— ул. Социалистическая, д.14
7. Троицкий театр миниатюр
Уже в начале двадцатого века, с момента постройки в 1911-м, театр привлекал к себе внимание самых разных специалистов. Например, инженеры и художники отмечали его изящество и узнаваемый стиль. Что интересно, основал его известный спортсмен Александр Фокин, который в один прекрасный день решил реконструировать собственный магазин и превратить его в театр, где за вечер давали три постановки, а в антрактах показывали кинематограф.
Позднее подмостки стали площадкой для выступлений авангардистов и футуристов: здесь читали доклады Алексей Кручёных, Казимир Малевич, Владимир Маяковский и многие другие. С 1956-го здание стало постоянным домом для Малого Драматического театра. Неизменным осталось то, что пройти мимо здания, не обратив внимания на изящество его неоклассического фасада, просто невозможно.
— ул. Рубинштейна, д. 18
8. Доходный дом Николая Никонова
В первой половине девятнадцатого века на современной Колокольной улице стоял двухэтажный особняк купца Зимина. После его смерти дом переходил из рук в руки, пока в 1899-м его не приобрёл архитектор Николай Никонов. Он добавил зданию ещё три этажа и превратил в доходный дом. Какими-то именитыми жильцами постройка похвастаться не может, зато разнообразие её фасада поразит любого: разноцветные изразцы, штукатурная отделка в русском стиле, многоцветная керамика, изящные колонны — благодаря великолепию декора здание стало объектом культурного наследия.
— ул. Колокольная, д.11
9. Кузнечный рынок
Это сейчас некоторые здания Петербурга стремятся передать РПЦ, а в двадцатых годах прошлого столетия ситуация складывалась иначе. Например, рынок на Кузнечном переулке ещё в девятнадцатом веке был собственностью Владимирской церкви. Здесь располагались склады и дровяные сараи. Несколько десятилетий спустя строение переоборудовали для мирских нужд, а вместе с тем в Петербурге появился потрясающий по своему оформлению рынок.
На первом этаже его расположились широкие застекленные аркады, рустованные колонны, по бокам центрального входа появились фигуры крестьянина и рабочего, главный вход также украсила башня с часами. Правда, сами торговые павильоны уже не так изящны.
— Кузнечный пер., 3
10. Особняк и завод Курта Зигеля
Клеймо саксонского инженера Курта Зигеля до сих пор можно встретить на канализационных люках Петербурга. Но, пожалуй, главное наследие, которое он оставил после себя в Северной столице, — особняк между Ямской и Николаевской улицами. Здесь в конце девятнадцатого века появилось предприятие по производству технического оборудования. Завод выстроили из красного кирпича, в качестве украшений — вставки с растительным орнаментом, монограммами и изображениями инструментов.
У главного входа можно встретить скульптуры двух медведей. Их отлили по макету Артемия Обера, известного скульптора-анималиста. С середины двадцатого века на заводе стали производить часы. Эту продукцию предприятия можно встретить на Кремлёвском дворце съездов, на станциях метро и высотных зданиях Москвы и Варшавы.
— ул. Марата, д. 63 .
Следующая запись: Питер: Инструкция по применению - 4 апреля 2017 в 21:56
Лучшие публикации